4. Экономико-географическое положение Луганской Народной Республики.
4. Экономико-географическое положение Луганской Народной Республики. Рис. 5. Положение ЛНР на карте Европы Территория ЛНР простирается от 47°49′ до 50°05′ северной широты и от 37°52′ до 40°13′ восточной долготы. Про- тяженность с севера на юг более 270 км, а с запада на восток – 170 км. Её терри- тория составляет 26 684 км2. Луганщина расположена в восточной части Европы, в пределах Восточно-Европейской рав- нины по обе стороны среднего течения реки Северский Донец (Рис. 5). Луганская Народная Республика имеет соседей 1, 2, 3 порядка. На севере, востоке граничит с Белгородской, Воронежской и Ростовской об- ластями России. На юго-западе к землям Луганщины примыкает Донецкая Народная Республика, а на северо-западе – Харьковская область (Украина). Природные усло- вия Луганщины благоприятны для ведения хозяйства. Равнинная территория облег- чает хозяйственную деятельность населения. Почвенно-климатические особенности территории позволяют выращивать широкий спектр сельскохозяйственных культур, тем самым обеспечивая продовольственную безопасность нашего региона. Геологи- ческие особенности территории предопределяют большие запасы каменного угля, что обеспечивает энергетическую безопасность Луганщины. Республика не имеет выхода к морю. Ближайшие порты – это Новороссийск (Российская Федерация, Чер- ное море, расстояние 640 км) и Мариуполь (Украина, Азовское море, расстояние 300 км). Луганщина расположена на пересечении транспортных магистралей и других коммуникаций, соединяющих Центральную и Восточную Европу, Европу и Азию. Че- рез территорию нашего края проходили транзитные магистрали – железная дорога Волгоград – Харьков; автодорога Волгоград – Харьков; автодорога Москва – Ростов- на-Дону (М 4); газопроводы из Ставрополя и Оренбурга; нефтепроводы из Поволжья и Северного Кавказа, которые связывали Украину с Россией. На данный момент, в результате военного конфликта на Донбассе, Луганская Народная Республика утра- тила свое транзитное положение.
Луганская Народная Республика расположена в пределах хорошо освоенной в хозяйственном отношении территории, имеет развитых в экономическом отношении соседей. Положительными чертами географического положения являются: • наличие развитой сети железных дорог; • расположение невдалеке от топливно-энергетических и сырьевых баз России, Беларуси, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Армении, Азербайджана; • близость к крупным промышленным районам и центрам России, Донецкой На- родной Республики. ЭГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. ЭГП нашего регио- на ухудшалось и с распадом СССР, и в результате вооруженного конфликта на Дон- бассе. Луганщина потеряла доступ к сырьевым базам и рынкам сбыта, ухудшилось транспортно-географическое положение. Приграничные территории союзных рес- публик в составе СССР в большинстве случаев обладали большим количеством экономических, социокультурных и исторических связей. Распад СССР и образова- ние границ между новыми государствами способствовали тенденции формирования преград между свободными взаимосвязями приграничных регионов. На сегодняшний день неблагоприятной стороной ЭГП является прохождение линии фронта через территорию республики. Значительная часть территорий около дорог, вокруг посел- ков, вдоль линии разграничения и приграничный берег реки – это заминированные зоны, границы минирования и масштабы не известны; разрушена инфраструктура. В связи с боевыми действиями на территории республики уменьшились транзитные перевозки в сопредельные страны.
Географическое положение Луганщины оказывает сильное влияние на её хо- зяйство. И природные, и экономические, и политические характеристики географи- ческого положения в значительной мере определяют конкурентноспособность рес- публики на каждом этапе ее развития. 5. Геополитические приоритеты Луганщины. Для обеспечения нормального развития республики и поддержания достойно- го уровня жизни ее граждан необходимо иметь прочную экономическую базу, ста- бильную внутриполитическую обстановку и хорошие отношения с другими странами. Геополитика – наука о закономерностях распределения и перераспределе- ния сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объ- единений в современном мире. Различают геополитику традиционную, новую (гео- экономика) и новейшую (геофилософия). География и территория («жизненное про- странство») являются ключевыми понятиями в геополитике. Геополитические интересы – это военно-стратегические, политические, экономические интересы одного государства по отношению к другим.
1) географические; 2) природно-климатические; 3) демографические; 4) социально-политические; 5) экономические; 6) военно-политические; 7) этнические и др. Основу государственных интересов тра- диционно составляют физическое выжива- ние и политическая независимость данной страны; сохранение в неприкосновенности ее территории и границ; обеспечение безо- пасности и благосостояния граждан. Оценка геополитического положения страны (региона) – это особенный взгляд на окружающий мир с точки зрения государст-
венных (национальных) интересов страны. Для этого нужно «видеть» национальные интересы, распознавать возможные угрозы и находить пути их устранения. Не учи- тывать геополитическое положение не может ни одно государство, даже самое сильное. Геополитическое положение (ГПП) – предмет изучения геополитиков. С учетом их рекомендаций проводится внешняя политика государства. Геополитика становится сегодня важнейшим инструментом как для объясне- ния той сложнейшей ситуации, в которой оказалась наша республика, так и для вы- работки чёткой стратегии Луганской Народной Республики на международной арене на ближайшую перспективу. Современная территория Луганщины исторически всегда являлась буферной зоной по отношению к соседним государствам и входила в сферу геополитических интересов и непосредственно в состав различных государственно-территориальных образований. Из истории мы знаем, что наш край назывался Диким Полем – огром- ная территория между Доном и Днепром, разделявшая Крымское ханство и Русское государство. Через наш край монголо-татары осуществляли свои набеги на южные земли Российского государства. Во второй половине 16 столетия Русское государст- во разворачивает в степях у Северского Донца пограничную станичную и стороже- вую службу, чтобы предупредить внезапность татарских набегов. Здесь поселяются запорожские и донские казаки, которые не только защищали от татарско-турецких набегов родные места, но и совершали ответные походы на основные очаги агрес- сии в Северном Причерноморье. Фактически, с XVI века река Северский Донец была неофициальной границей между Российским государством и Крымским ханством. Но территория нашего края в те далекие времена оставалась малозаселенной и охра- нять южные границы, а также осваивать территорию было некому. Идея военной ко- лонизации земель, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью, путем расселения православных христиан из Балкан – подданных Австрийской им- перии, начала обретать реальность при императрице Елизавете Петровне, которая привлекла на русскую военную службу сербов. Так образовалась особая автономная область Славяносербия. При этом периоды расцвета или упадка экономики, культу- ры на территории региона были напрямую связаны с геополитикой сопредельных государств и регионов.
Годом рождения собственно Донбасса можно считать 1795-й. Тогда по указу Екатерины II в Лисьей балке началась добыча каменного угля, а на Лугани вырос первый на Юге Российской империи литейный завод – ныне это Лисичанск и Лу- ганск соответственно. Во время гражданской войны именно Криворожская респуб- лика, в которую входила часть территории Луганщины, стала объединяющим нача- лом на землях, которые были изначально оккупированы немцами, а затем и другими иностранными захватчиками. В Великую Отечественную войну подвиг «Молодой гвардии», всего партизанского движения, да и беспримерный подвиг по восстанов- лению инфраструктуры и выводу огромного промышленного Донбасса сначала на довоенные уровни, а затем и в разы его превосходящие, всё это было достижением Духа, Воли и Чести народа Донбасса. Вторая половина XIX – начало XX века характеризуются качественными изме- нениями в экономике региона, бурным развитием промышленности, культуры, соци- альной сферы общества. В этот период Донбасс, в промышленном отношении начи- нает занимать одно из ведущих мест в России. В конце 1991 года прекратил существование Советский Союз, состоявший из 15 республик. На его обширных пространствах появились 15 суверенных государств. Распад СССР и появление новых независимых государств серьезно изменили их положение в современном мире, или геополитическое положение (ГПП). Изменилось и геополитическое положение нашего края. Луганщина стала приграничной террито- рией Украины с самой протяженной границей с Россией (800 км). До конца 20 века мир был двухполярным: в нём доминировали США и СССР, стоящие во главе основных мировых военно-политических блоков – организации Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). Это была эпоха жёсткого противостояния, получившая образное определе- ние «холодная война». Коренным образом геополитическая картина мира измени- лась на рубеже 20 и 21 века. Мир стал однополярным: резко возросла роль США. Многие бывшие союзники СССР по Варшавскому договору стали стремиться всту- пить в НАТО. Сегодня мир вошёл в эпоху глобальной нестабильности, и она будет продол- жаться десятилетиями, потому что впервые за последние 500 лет происходит такая глобальная трансформация, когда мировой политический и экономический центр смещается на восток (Китай). Территория нашего края опять становится буферной зоной между глобальными мировыми державами: Россией и США. Главным геопо-
литическим фактором, влияющим на внешнеполитические интересы Луганщины, яв- ляется противостояние ЕС, США и РФ за контроль над политическим пространством Украины. С момента объявления о своей независимости в апреле 2014 г. Луганская На- родная Республика претендует на проведение собственной, отличной от украинской, внешней политики и пытается придерживаться данного курса в условиях непрекра- щающегося вооруженного конфликта. Несмотря на неустойчивое положение в миро- вой политике и отсутствие у республики международно-правовой субъектности, её органы государственной власти осуществляют внешнеполитическую деятельность, устанавливая контакты с другими непризнанными и частично признанными государ- ствами, контактируя с международными организациями, проводя акции публичной дипломатии. На январь 2020 года признания независимости удалось достичь только со стороны двух государств: непризнанной Донецкой Народной Республики и частично признанной Республики Южная Осетия. ДНР выступает естественным военно- политическим союзником ЛНР в противостоянии с Украиной, партнёром в конфеде- ративном Союзе Народных Республик, неформально провозглашенном 24 июня 2014 года. Южная Осетия с 26 июня 2014 года (официальное признание) является единственным легальным и легитимным каналом политических и экономических (в первую очередь – торговых) контактов ЛНР с внешним миром. Для закрепления партнёрства между государствами в мае 2017 года были подписаны «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» и «Протокол об установлении дипло- матических отношений». 1. Дайте определение понятия «государственная граница». Какие функции выполняет государственная граница? 2. В чем отличие страны от государства? 3. Назовите виды географического положения. 4. Почему отличительной чертой ЭГП является его историческая изменчи- вость 5. С какими странами и регионами граничит Луганщина? В чем достоинст- ва и недостатки соседского положения ЛНР? 6. Укажите положительные и отрицательные черты экономико- географического положения Луганщины. 7. Какие факторы влияют на геополитические интересы государства? 8. Как изменялось геополитическое положение Луганщины в течение исто- рического времени? 9. Как вы понимаете выражение «Политическая стабильность является за- логом развития государства»?
1. Понятие административно-территориального деления. 2. История формирования административного деления Луганщины. 3. Современное административно-территориальное деление ЛНР. 1. Административно-территориальное деле- ние – это способ территориальной организа- ции государства. Его суть заключается в де- лении всей страны на части. В каждой из них образуются органы государственной власти и управления. Административно-территориальные еди- ницы не должны быть слишком крупными: ими трудно управлять. Не должны они быть и слишком мелкими во избежание лиш- них затрат на управление. Функции административно-территориального деления: 1. Обеспечение территориальной целостности государства. 2. Освоение новых районов. 3. Сбор налогов. 4. Обеспечение государственного контроля на всей территории страны. 5. Быстрая мобилизация сил при возникновении чрезвычайных ситуаций: войн, сти- хийных бедствий. 6. Территориальная организация общегосударственных служб: почтовой, пожарной и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|