Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Состав, место и значение в хозяйстве.




1. Состав, место и значение в хозяйстве.

Машиностроение – это самая сложная

отрасль промышленности, которая возникла более 200 лет назад в Англии и в настоя- щее время занимает первое место по про- изводству продукции среди всех отраслей мировой промышленности.

Машиностроительный комплекс один из ведущих комплексов, что обусловлено не- сколькими причинами. Во-первых, машино- строительный комплекс – крупнейший про- мышленный комплекс. Во-вторых, продук-

ция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хо- зяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах. В-третьих, машиностроение, наряду с электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы научно-технической революции в обществе. От ее мощи, совершенства производи- мых машин во многом зависит общий уровень развития экономики страны, ее обо- роноспособность, качество жизни населения. Следовательно, главная задача маши- ностроения – обеспечивать общество новыми, все более совершенными машинами.

Машиностроительный комплекс состоит из нескольких десятков отраслей. Ка- ждая из них выпускает продукцию определенного назначения. По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы (Рис. 32).

 

2. Технико-экономические особенности отрасли.

Изготовление машин включает три стадии: производство заготовок для дета- лей, их механическая обработка, сборка готовой продукции. Большинство машин со- стоит из множества деталей, произвести на одном предприятии такие машины не- возможно. Выгоднее производить отдельные части машин на специализированных заводах и поставлять их на сборочный завод.

Важную роль в развитии машиностроения играют специализация и коопери- рование. Специализация – производство на отдельных предприятиях какого-либо


Рис. 32. Состав и связи машиностроительного комплекса

одного продукта, его частей или деталей. Кооперирование – объединение специали- зированных предприятий для выпуска готовой продукции (Рис. 33).

Каждая машина состоит из большого количества различных частей (дета- лей). В самолете, например, их более 120 тыс., а в электровозе – более 210 тыс. Многие из них машиностроительный завод не производит, а получает с других заво- дов. Проще и дешевле производить отдельные части машин на специализирован- ных предприятиях. Для выпуска готовой продукции предприятия устанавливают свя- зи с предприятиями, которые изготовляют отдельные детали, что бы осуществлять кооперирование производств. Этим объясняются тесные связи машиностроительных заводов между собой, а также с другими отраслями промышленности: химической, строительной, деревообрабатывающей и др.

Поэтому, главная особенность машиностроения – формирование комплек-

сов предприятий, состоящих из сборочного завода и большого чис- ла связанных с ним специализиро- ванных заводов. Для получения де- талей и вывоза готовой продукции сборочные заводы размещают в районах с выгодным экономико- географическим положением.

Поскольку продукция машино- строения очень разнообразна, на размещение его предприятий влияет много факторов (Рис 34).


 

Рис. 34. Факторы размещения предприятий некоторых отраслей машиностроения


Наукоёмкость. Производство любой новой машины связано с научными разработками. Но наиболее высока наукоем- кость там, где разрабатывают- ся самые высокотехнологич- ные машины и оборудование. Эти отрасли ориентированы на центры, обладающие кад- рами высококвалифицирован- ных ученых и инженеров, на- учно-исследовательскими ин- ститутами, конструкторскими бюро. Ориентация на научный потенциал – ведущий фактор размещения машинострои- тельных предприятий.


Трудоёмкость. Изготовление некоторых машин (станков, приборов) требует боль- ших затрат труда. Такие предприятия размещаются в районах с высокой концентра- цией населения.

Ориентация на потребителя. Машины, обладающие крупными размерами или большим весом, сложно перевозить. Поэтому их выгоднее изготавливать ближе к местам потребления.

Военно-стратегический фактор. Значительная часть машиностроительных пред- приятий выпускает оборонную продукцию. Поэтому при их размещении учитываются интересы национальной безопасности. Такие предприятия, как правило, удалены от границ.

Металлоёмкость. Отрасли тяжелого машиностроения ориентированы на металлур- гические базы.

Транспортный фактор. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях, т. к. перевозка машин осуществляется на большие рас- стояния и в разных направлениях.

По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тя- желое, общее и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, от- носительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Тяжелое машиностроение объединяет предприятия, которые изготовляют металлургическое оборудование; горно-шахтное оборудование; тяжёлое кузнечно-прессовое оборудование; подъёмно-транспортное оборудование и машины, грузоподъёмные краны, лифты, подъёмники (вышек), ма- шины непрерывного транспорта (конвейеров и пр. ); тяжёлые экскаваторы; оборудо- вание для генерации и передачи электрической энергии (энергомашиностроение). Энергетическое оборудование изготовляет турбины для разных видов электростан- ций и дизелей.


Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления ме- талла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудова- ния для отдельных отраслей промышленности. Общее машиностроение представ- лено: транспортным машиностроением, состоящим в свою очередь из следующих отраслей: авиастроение; автомобилестроение; железнодорожное машиностроение и вагоностроение; судостроение; сельскохозяйственным машиностроением; производ- ством технологического оборудования для различных отраслей промышленности; оборонным производством, в том числе ракетно-космической отраслью. Транспорт- ное машиностроение занимается производством всех транспортных средств.

Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных за- кономерностей в географии не имеют.

В состав среднего машиностроения входят: автомобилестроение; тракторострое- ние; станко-инструментальное машиностроение; разработка и производство техно- логического оборудования для лёгкой и пищевой промышленности; робототехника; строительство бытовых приборов. Станкостроение занимается производством ши- рочайшего спектра машин для обработки различных материалов (станков), а имен- но: металло- и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматиче- ские линии, комплексно-автоматические машиностроительные линии и др. оборудо- вание.

В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются но- вейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракет- но-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, парово- зо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей про- мышленности, судостроение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...