Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность мотивации. Мотив и стимул. Основные теории мотивации.




Мотивация - побуждение человека к действию, направленное на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей. Виды мотивации: Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Мотив - внутреннее побуждение человека к действию. Стимул - это внешнее по отношению к человеку обстоятельство, которое так или иначе затрагивает его осн. внутренние потребности и влияет на степень его активности, стимулирует его деятельность. Потребность - внут. психологическое состояние человека, связанное с ощущением недостатка чего-либо. Теории мотивации: Содержательные: 0 модель мотивации А. Маслоу на основе иерархии потребностей:

первичных, социальных, уважения и самовыражения, самореализации через последовательную их реализацию; 0 модель мотивации Д. Мак-Клелланда с использованием потребностей власти, успеха и признания в группе, причастности к ней; 0 модель мотивации Ф. Херцберга с использованием гигиенических факторов (условия труда, межличностные отношения и др.) в сочетании с «обогащением» самого процесса труда: ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей; Процессуальные: 0 модель мотивации на основе теории ожидания В.Врама: человек направляет свои усилия на достижение цели тогда, когда будет уверен в удовлетворении своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания по схеме: «затраты труда —> результаты —» вознаграждение»; 0 модель мотивации на основе теории справедливости: личные затраченные усилия люди сравнивают с вознаграждением, сопоставляя его с вознаграждением других за аналогичную работу. Если труд недооценивается, усилия уменьшаются; 0 модель мотивации Портера-Лоулера основана на том, что она является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда, обусловленная ценностью вознаграждения, порождает удовлетворенность как интегральный показатель.

54. Управленческие способности высшего уровня: когнитивные, йот ивац ионные, директивные и др. В системе управления, как правило, имеет место четкое разделение управленческих отношэний: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Управление может считаться успешным при условии, что субъект (личность руководителя) определил цель взаимодействия правильно, а объект (личность исполнителя) имеет способы и возможности для ее реализации. Управленческое взаимодействие может реально функционировать только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Осознание субъектом и объектом управления принципа двусторонней заинтересованности проявляется в их более или менее равном понимании целей управления. Современный топ-менеджмент в характеристике способностей руководителей высшэго уровня на первое место ставит способность к творческому решению управленческих задач. Исследования показывают (Б.М. Теплов), что у человека существуют две разновидности интеллекта: теоретический и практический. Для руководителя болыше значение имеет именно практический интеллект, т.е. способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности. Представляет интерес проблема зависимости интеллекта руководителя и эффективность его деятельности. И на эту зависимость влияют четыре постоянно-действующих фактора: 1)когнитивный фактор (стремление к знаниям, познанию в разных сферах); 2 )мотивационный фактор (желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера); 3 )директивный фактор (основательная поддержка со стороны подчиненных и благоприятные деловые отношения с вышгстоящим руководством); 4 )личностный фактор (значительный практический опыт руководителя). Эти факторы ведут к повышению влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

 

30.Понятие «руководства» и «лидерства», особенности этих форм воздействия. Руководство - это целенаправленно воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Лидера характеризует:© способность воспринимать общие нужды и проблемы коллектива и принимать на себя определенную долю в речении этих проблем;0 способность быть организатором совместной деятельности: он формулирует задачу, волнующую большинство членов коллектива, планирует совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива;© чуткость и проницательность, доверие к людям, он - выразитель общих для коллектива позиций его членов. Основные различия между руководством и лидерством: ©руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», т.е с точки зрения отношений доминирования и подчинения; ©руководство есть закономерный и необходимый элемент процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; ©руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организаций, а лидерство - процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью; ©руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер - субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в личностных отношениях. 1^ководитель-лидер не командует, не призывает и «не давит» на работников, а ведут людей за собой на речение общих для данного коллектива проблем

 

15. Негативные и позитивные последствия конфликтов в организациях. Конфликт -

столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам. При этом конфликты могут выполнять позитивную функцию; ©конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой; 0в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, "снятие", находятся средства предотвращения будущих конфликтов; ©конфликт - это определенное отрицание старых, "отживимх" отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия; 0в конфликте "изживается" внутренняя напряженность, "выплескиваются" агрессивные чувства; ©конфликт - способ самоутверждения личности; ©конфликт - необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе; 0 внутри групповой конфликт создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; 0меж групповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы. Негативные последствия: 1. расширение конфликта; 2. эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается); 3. увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта; 4. рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...