Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое консультирование в организациях: основные направления и методы.




Управленческо-психологическое консультирование включает два направления: диагностику и психотерапию. Психодиагностика определяется как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально- психологических особенностей личности. В любом коллективе важно уметь оценить склонности и интересы сотрудников по управленческому общению, их личностные особенности. Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем как изменение психологического климата в коллективе, совершенствование стиля и методов руководства, динамики настроения и разрешение конфликтных ситуаций. Современная психотерапия - это отрасль изучения и применения различных способов воздействия на психику человека с целью изменить его познавательных, эмоциональных, поведенческих характеристик и разрешения управленческо-психологических проблем. Психотерапия делится на индивидуальную и групповую. На практике в управленческо-психологическом консультировании используют самые разнообразные методы: Ометод индивидуального психологического консультирования; Ометод проведения управленческих имитационных игр; Ометодика анализа личностных конструктов специалистов и управленцев; Ометод моделирования и анализа проблемных ситуаций с помощью карточных методик; Ометод консультирования с помощью метафор, проективных рассказов.

Основным показателем эффективности процесса консультирования выступает индивидуальная психологическая культура клиентов. Оценку качества полученной помощи дает прежде всего сам клиент.

 

Основные стратегии поведения в конфликте: избегание, уступка.

Сотрудничество и др.

Конфликт - столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам. Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ разречения, то целесообразно выбрать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств. Существует пять основных стилей поведения при конфликте: Стиль конкуренции или соперничества -этот стиль можно использовать, если вы делаете болыи/ю ставку на свое речение возникчей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас: чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять. Сотрудничество - вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон речение и делаете из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху, как в делах, так и в личной жизни. Стиль компромисса - суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. При использовании этого стиля акцент делается не на речении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а варианте, с которым каждый мог бы согласиться. Стиль уклонения — реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникчвя проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы. Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов.

 

5. Динамика конфликта: пред конфликтная ситуация, начало конфликта, кульминация и др. Понятие цены конфликта. Конфликт - столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам. Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями: 1)первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.; 2)второй участник сознает, что эти действия направлены против него; 3)второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался. Динамика развития конфликта: 0возникновение конфликтной ситуации, ©осознание конфликтной ситуации, ©собственно конфликтное поведение - обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне; ©развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия. Цена конфликта определяется его критериями: 1)взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта; 2)осознание ситуации как конфликтной, т.е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить; 3)выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого речения, либо к эскалации конфликта, к усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) переходят к борьбе личностей (межличностный конфликт), затем к борьбе групп и насилию.Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

25. Основные фазы управленческой коммуникации. Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация достигается в ходе управленческого общения. Общение - это процесс установ-ия и развития контактов м/у людьми, порождаемый потребностями в совместной деят-ти. Управлен-кое или коммуникационное общение - это общение м/у собеседниками, занимавши соц-ые позиции подчинения или рук-ва исходя из выполняемых соц-ых ролей, направ-ые на оптимизацию процесса управ-ия и разрешения проблем совместной деят-ти в организации. Фазы коммуникации: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения. Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: 1) докоммуникативную, 2) коммуникативную и 3) после коммуникативную. Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории. Вторая — непосредственной реализацией этих запросов. Третья — использованием полученной информации.

 

43. Содержание конфликта: конфликтация, зона разногласий, действия и др. Конфликт - столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам. Для того чтобы определить существо и содержание конфликта, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия нося пошаговый характер, разворачиваются в следующем направлении: LUarl. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить суть проблемы, приведшей к конфликту. Шаг2. Определение вторичных причин конфликта. Вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное поведение на предмет выявления конфликтных его деталей. ШагЗ. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Шаг4. Совместное речение о выходе из конфликта (вызывающего обоюдное удовлетворение соперников). Шаг5. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта (не вызывать сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт). Шагб. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную выше последовательность шагов.

 

42.Содержание внешней (праксиологической) и внутренней (психологической) управленческой деятельности.П.Н. Есманский в управ-кой деят-ти выделил две стороны: внешняя (праксиологическая) и внутренняя (психологическая). Внешняя сторона управ-ия, по его мнению, это так называемые «нормальные функции управ-ия». К их числу он относил руков-во (как непосредственное управление), исполнительно- техническую деят-ть (собственно регулир-ие произв-ва), связь, учетно-распорядительную функцию (снабжение), согласование, обследование). Внутренняя (психолог-ая) сторона управленческой деят-ти предусматривает:© социально-психологические вопросы произв-ых групп и коллективов;© психология деят-ти руководителя;0 психология личности руковод-ля;0 психологич-ие проблемы подбора руководящих кадров;0 психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров и специалистов;© психологич-ие проблемы взаимоотношений м/у руководителем и подчиненными;© оценка и улучшение социально-психологич-го климата, сплочение персонала вокруг целей и задач организации. Изучение основных проблем и вопросов психологии управления призвано обеспечить психологич-ую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологич-ую управленческую культуру.

26.Основные функции управления: планирование, мотивирование и др. Управ-ие

- это общая деят-ть людей для достижения реальных, конкретных рез-тов. Функции упр- ия: планирование, организация, мотивирование и контроль. Планирование - это установ­ив будущего состояния управляемого эконом-го объекта (системы), путей и способы достижения этого состояния и необходимых для этого ресурсов. Одной из распространенных форм планирования является экономич-кое программирование, т.е. разработки комплексных программ и проектов, посредством кот-х реализуется управ-ие речением социально-экономических научно-технических проблем, управление инвестициями и инновациями. Организация - центральная функция управ-ия, кот. иногда отождествляют с управ-ем в целом. Сущность организ-ии состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы работников, осуществл-ых совместную деят-ть. Мотивирование - функция управ-ия, сопутствующая организации и заключ-ся в материальном и моральном стимулировании работников трудовых коллективов с целью повышения результативности их деят-ти. Контроль - наблюдение с целью проверки; комплекс мероприятий, механизм любой с/с управления; заключительная стадия управления, с/с способов воздействия руководителя на работника с целью регуляции его поведения и приведения его в соответствие с целями орг-ии.

 

38. Психологические компоненты управленческой деятельности: информация, цель, мотивация. Управлен-кая деят-ть требует, чтобы повед-ие одного чел-ка становилось подобно повед-ию др. людей. Поэтому возникает необходимость получ-ия информации о персонале по следующим 3 психологич-им компонентам: конформность, нонконформность, подчинение. -Конформность персонала - подверженность чел-ка групповому давлению, изменению своего повед-ия под влиянием др. лиц, сознательная уступчивость чел-ка мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.Различают 2 вида конформности:0внутреннюю личную конформность, когда мнение чел-ка действительно меняется под воздействием группы; чел-к соглашается, что группа права и изменяет свое первоначальное мнение в соотв-ии с мнением группы;0демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей), при сохранении собственного мнения в глубине дуим (внешняя, публичная конформность). - нонкомформность персонала. Нонконформизм выступает как отрицание чел-ом; мнения большинства, как протест подчинения, как кажущуюся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения болышнства явл-ся основой для поведения человека. -Подчинение - это повиновение, подвержен-ть чел-ка влиянию лица с более высоким соц-ым статусом. Выдел я ют 3 типа подчинения:0 строптивое подчинение: работник восприним. Подчин-ие как вынужденное и внешне навязанное отношэние. Для него харно слабое понимание мотивов подчинения и долга.0 равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим полож-ем, ибо это освобождает его от принятия ответственных решэний;0 интуитивное подчин-ие: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

 

51.Сущность управленчекой деят-ти, два основных плана ее характеристики. Управ-кая деят-ть - это деят-ть, направленная на сохранение и развитие опред-ных систем, их структуры, поддержание режима их деят-ти, реализацию их программы и целей. Управл-кая деят-ть предполагает две стороны (плана) ее характер-ки: руковод-во и организация. Руководство выступает как система действий, обеспечив-их слаженную работу коллективов людей с оптимальными экономич-ми результ-ми. Цель руководства - создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответств-ла новым задачам и обстоятельствам. Руковод-ль - это профессионально подготовленный менеджер, специалист, занимающийся организацией работ коллектива людей на основе специальных методов, процедур и операций. Руков-во базируется на таких элементах, как целеполагание, прогнозирование, планирование, мотивация и контроль .Организация -совокупность деят-ти, реализующей частные цели, кот. обеспечивают жизнеспособность предприятия. К их числу относятся: организация произв-ва, управ-ие финансами, учет, обеспечение безопасности, координация. В целом, рук-во представляет собой управ-ие живым трудом, человеческим фактором, а организация - управ-ие вещами: произв-во, сырье, материалы и др. Руков-во и организ-ия обеспечивают конечную цель управ-ия - оптимизация функционирования системы, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах.

18. Объект психологического управления и его основные категории. Объектом управ-ия личность выступает в след-их случаях: -личность как объект собственного управления (чел-к заним-ся самоаналиэом,он изучает свои решения,прошлые ошибки); -личность как объект управления в качестве работника, исполнителя, (субъекты оказывают воздействие на управляемого работника посредством приказов, распоряжений, указаний, инструкций, материальных и моральных стимулов, наказаний, продвижения в должности и увольнения с работы); -личность как объект управления со стороны социальной группы. Данное управление происходит в двух формах: прямой и косвенной. Прямая- личность соблюдает установ-ные членами группы уставные положения, обычаи и традиции, а также нормы морали и поведения. Косвенная форма -личность становится объектом управ-ия со стороны своей соц-ой группы (семьи) в силу того, что его интересы созвучны с интересами данной группы; -личность как объект управления со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации. Чел-к как сущ-во соц-ое окружен множеством др. людей стремящихся превратить его в объект управления путем навязывания убеждений, стиля и норм поведения, отношений к событиям и людям.

41. Роль обратной связи в системе управленческой коммуникации. Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Комм-ция достигается в ходе управленческого общения. Общение - процесс установ-ия и развития контактов м/у людьми, порождаемый потребностями в совместной деят-ти. Управлен-кое или коммуникационное общение - общение м/у собеседниками, занимавиме соц-ые позиции подчинения или рук-ва исходя из выполняемых соц-ых ролей, направ-ые на оптимизацию процесса управ-ия и разрешения проблем совместной деят-ти в организации. Осн. функции или формы управленч-го общения: выдача распорядительной информации (приказ, распоряжения, указания, рекомендации, устные советы); получение обратной (контрольной) инфо-ии о ходе и итогах реализации распорядительной инфо-ии; выдача оценочной информации об итогах эффективности в реализации заданий. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к данной проблеме. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать соответствующими умениями и смелостью.

 

37. Психологические основы эмоциональной устойчивости руководителя- Преодоление жизненных кризисов. Здоровье - важный фактор эффективного руководства. Здоровый образ жизни - совок-ть внеш. и внут. условий жизнедеятельности организма, при которых его с-мы работают долговечно, а также совок- ть рациональных методов сохранения и укрепления организма. Обычно выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и духовное. Кризис - это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности жить, как прежде, и незнаниях, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового «Я». В преодолении жизн. кризиса важно повышение собств. самооценки. Ощущение своего неблагополучия, невезучести, обида на судьбу-злодейку и неблагопр. складывающиеся жизн. обстоят-ва способны еще больше обострить кризис. Поэтому забота о повышении своей самооценки - важное средство в преодолении кризиса. Рекомендуется действовать на трех уровнях: Отелесном - займитесь своим здоровьем, режимом питания, внешним видом, улучшением имиджа; ©эмоциональном - ищите эмоционально-комфортные для себя ситуации, обеспечьте себе чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавайте себе и другим маленькие праздники и пр.; Орассудочном - примите и полюбите себя. таким, каковы есть! Примите на вооружение знаменитую «формулу самоуважения», из которой следует, что степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха (числитель) и притязаний (знаменатель). Если результат такого «деления» невысок, можно подумать о понижении своих чрезмерных амбиций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...