Цели и задачи руководителя в управлении конфликтом.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация - это накопившая противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Цель руководителя в упр-нии конфликтом: 1. Устранить конфликтную ситуацию. 2. Исчерпать инцидент. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель (если он сам является одной из сторон конфликта) должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложивиуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоит в следующем: необходимо выяснить причину конфликта, определить цели конфликтующих сторон, наметить сферы сближения точек зрения конфликтующих сторон и уточнить поведенческие особенности субъектов конфликта. Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, руководитель должен сохранить контроль над ситуацией, т.е. направить ход разговора в нужное русло, в соответствие со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками, способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего речения и даже в средство улучшения отношений людей. 48. Сущность конфликта, его основные характеристики. Роль иррациональных моментов в конфликте. Конфликт - столкновение противоположных интересов на почве соперничества, противоборства или отсутствия взаимопонимания по разным причинам. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта:1)внутриличностный конфликт; 2)межличностный конфликт; 3)конфликт между личностью и группой; 4)межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. Межличностный конфликт - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей. Между личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются ее участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой. Межгрупповой конфликт. Подобные конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т.д. Меж групповые конфликты возникают и между неформальными группами.
21.Основные социально-психологические эффекты (механизмы воздействия) в малых группах? Понятие команды, уровни ее развития. Социально-психологические процессы в группах разнообразны и весьма динамичны. В их анализе необходимо учитывать следующие факторы: а) в основе любой формальной, официально созданной общности (трудовой, учебной, досуговой и т.д.) лежит неформальная, эмоционально насыщенная структура; б) социальные конфликты, напряжения возникают прямо пропорционально психодинамическому различию, несоответствию между этими группами;
в) непосредственное общение человека с человеком на основе личной коммуникативной связи является самой важной, оказывающей наибольшее влияние на поведение личности; г) непоследовательный, негативный характер отношений между отдельными индивидами все более отдаляет одно лицо от другого, он действует на их поведение дома, на рабочем месте и вне его; д) активные, оптимальные межличностные отношения влияют на эффективность, результативность групп. Любая группа имеет следующие психологические характеристики: 1)групповые интересы, 2)групповые потребности, 3)групповые мнения, 4)групповые ценности, 5)групповые нормы, 6)групповые цели. Команда - это группа, в которой характерны открытое обсуждение проблем, налажена хорошая циркуляция информации. Различают 4 основных подхода к формированию команды: 1) целеполагающей, 2) межличностный, 3) ролевой 4) проблемно- ориентированный. Целеполагающий подход позволяет членам группы лучше ориентироваться в выборе групповых целей. Межличностный подход направлен на улучшение межличностных отношений в группе. Ролевой подход предполагает проведение дискуссий и переговоров среди членов команды относительно их ролей. Проблемно-ориентировочный подход направлен на решение актуальных проблем для группы.
8. Классификация малых групп: критерии и типы. Малая группа- это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Рассмотрим три классификации: а) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»; б) деление их на «формальные» и «неформальные» и в) деление на «группы членства» и «референтные группы». Первичная группа состоит из неболышго числа людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, личные взаимосвязи, эмоциональные отношения. Вторичная группа - это группа, где между членами отсутствуют эмоциональные связи, четко определены функциональные роли, имеют место чисто производственные отношения. Однако вторичные группы нельзя считать совершенно обезличенными, именно в них складываются первичные группы. Э.Мейо обнаружил неформальные, т.е. первичные группы: здесь ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура «власти». Остальные вторичные группы продолжают существовать как формальные: здесь четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, система подчинения. Г.Хаймен показал, что «группы членства»- это где часть студентов в студенческой группе разделяют нормы поведения, придерживаются их, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются (группа мафиози, группа хиппи и т.д.) Такие группы, в которые лица не включены реально, но нормы которой они принимают Г. Хаймен назвал «референтными группами».
47. Сущность и основные признаки налой группы. Малая группа- это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Малые группы характеризуются тремя основными чертами: а)взаимодействием; б)членством; в)единством. Определенный способ взаимодействия между членами группы проявляется в том, что члены группы совместно планируют свои действия, защищают друг друга, члены группы не должны общаться с людьми, не входящими в нее (например, городская банда, мафиозная группа и т.д.) Членство - это принадлежность к данной группе, вступление в членство связано с определенными ритуалами, членство в группе символизирует тот или иной внешний знак - кольцо, шапка, платок и др. Единство группы достигается групповыми нормами, ценностями и действиями, т.е. групповым давлением. Группы делятся на: 1 )Диада — группа их 2-х человек. Диада требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия друг с другом, устойчивых отношений между собой. 2 )Триада - группа из 3-х человек. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее прежнего. 3 )Группа 7-9 человек. В этой группе взаимное согласие устанавливается в меньшей мере, но в то же время в ней почти отсутствует напряженность. В случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. 4 )Свыше 10 человек, группы менее организованы, некоторые члены чувствуют себя в изоляции, могут быть ослаблены связи отдельных членов со всей группой. В группе могут возникнуть фракции, вражда, а также жесткие формы контроля.
36. Психические состояния, их сущность и виды. Психические состояния - разновидность психических свойств, имеющих, как минимум, 2 отличительные особенности: 1) неустойчивость во времени, кратковременность, 2) глобальность - в момент возникновение психическое состояние глобально воздействует почти на все = другие психические процессы и свойства. В психологии принято различать два вида психических состояний функциональные состояния и эмоциональные состояния. Функц. состояния - ПС ч-ка, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно- энергетического взаимодействия со средой в данный момент. ФС образуют непрерывной ряд от глубокого сна до сверхнапряженной мобилизации. В психологии труда под ФС понимают весь интергальный комплекс наличных характеристик тех функций, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деят-ти. Эноц. состояния - ПС, которые возникают в процессе жизнедеят-ти субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как ФС), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение - эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно- исследовательскую деят-ть и явл. Наиб, адекватным эмоц. фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т.д. Осн. эмоц. состояния, выделяемые в психологии: 1) Радость (удовлетворение, веселье) 2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление), 4) Страх (тревога, испуг), 5) Удивление (любопытство), 6) Отвращение (презрение, брезгливость).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|