Общение с родителями. Общение с учителями. 3.4.1. Упражнения-игры, направленные на сплочение группы. КРУГ ЗНАКОМСТВ
Общение с родителями В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Самостоятельность подростки отождествляют со взрослостью, вследствие чего они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее время препровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии. В этот период важна аргументация требований, исходящих от взрослых, простое навязывание требований, как правило, отвергается. Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Часто восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них приводит к возникновению конфликтов. Многие подростки стремятся избегать конфликтов. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении. Значительное большинство исследованных школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерегламентированном общении со взрослыми, которые составляют их ближайшее окружение. Но, к сожалению, эта потребность не получает своего удовлетворения, так как в жизни преобладает регламентированный тип общения.
Общение с учителями Положение старшеклассника в школе довольно сложно и неоднозначно. С одной стороны, на подростков накладывается дополнительная ответственность как на уже «взрослых людей», с другой стороны, в дисциплинарном отношении, по своим правам они остаются фактически на том же самом уровне, что и раньше. Отношение подростка к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Учеба, приобретение знаний становятся прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. С этим связано более равнодушное отношение к учебной отметке. Значительно более сложным и дифференцированным становятся отношения к учителям и с учителями. В образ «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества — способность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем — умение справедливо распоряжаться властью. Таким образом, подростковый возраст серьезно меняет структуру и содержание взаимоотношений со взрослыми, ставя перед родителями и учителями ряд проблем. Но чтобы сохранить психологический контакт со старшеклассниками, учителя и родители должны самым серьезным образом учитывать взросление детей, отказываясь от авторитарных методов воспитания, даже если они казались успешными раньше, и всемерно стимулируя развитие самовоспитания. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями и учителями могут быть самыми различными. Но во всех. подобных случаях инициативу в предупреждении и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители и учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.
3. 4. 1. Упражнения-игры, направленные на сплочение группы
Данная категория игр используется в качестве игр-знакомств и игр-разминок в тренинговой работе с подростками. Они направлены на то, чтобы дать почувствовать детям атмосферу групповой работы, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, начать притирку каждого члена группы к группе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника70. КРУГ ЗНАКОМСТВ Цель: дать каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное — сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений. Ход упражнения: Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов: 1. Один из игроков делает шаг к центру круга. 2. Называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел (а) бы называться в этой группе. 3. Демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным. 4. Назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг. 5. Все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга. При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|