Просьба о помощи. Ведение переговоров. Отстаивание своего мнения. Преодоление обвинения. Выражение благодарности
ПРОСЬБА О ПОМОЩИ Цель: обучение навыку обращения за помощью. Ход упражнения: 1. Реши, в чем заключается проблема. 2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно. 3. Реши, хочешь ли ты помощи. 4. Подумай, кто может помочь тебе. 5. Оцени всех возможных помощников и выбери лучшего. 6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе. Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; просит одного из родителей помочь разобраться в личной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную куртку. ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ Цель: обучение навыку отстаивания своего мнения, убеждения, преодоления давления. Ход упражнения: 1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях. 2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению. 3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме. 4. Внимательно выслушай его ответ. 5. Подумай, что в его мнении является позитивным. 6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон. Примеры ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору; договориться с соседкой, которая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграждении за работу. ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ Цель: обучение навыку отстаивания своего мнения, убеждения, преодоления давления. Ход упражнения: 1. Подумай, что случилось, из-за чего ты почувствовал себя недовольным. Ты чувствуешь моральное давление, тебя не замечают, с тобой плохо обращаются, дразнят? 2. Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права, и выбери лучший. 3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, избегая давать оценки.
4. Выслушай ответное мнение. 5. Последовательно отстаивай свое мнение разумным способом. Примеры ситуаций: обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело; попросить сестру прекратить пользоваться твоей косметикой. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ Цель: обучение навыку преодоления обвинения. Ход упражнения: 1. Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил имущество и т. п. или он говорит на основании сплетен или ошибки? 2. Было ли обвинение высказано конструктивным способом или неконструктивным? 3. Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ: • отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника; • исправить его понимание проблемы; • объяснить свое поведение; • признать свою ошибку, извиниться, предложить возместить ущерб. Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку. ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ Цель: обучение навыку выражения благодарности. Ход упражнения: 1. За что ты хочешь поблагодарить другого человека (за комплимент, помощь, подарок)? 2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответным подарком). 3. Выбери правильное время и место, чтобы выразить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходится откладывать до ближайшего праздника или дня рождения). 4. Вырази свою благодарность. Скажи собеседнику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу следует за поступком другого человека). Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; отец дал тебе добрый совет.
3. 5. Развитие личности и самосознания71
Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, «Я-концепции», выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое отличие — уникальность и неповторимость. Подростковый возраст характеризуется прежде всего повышением значимости «образа Я», системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Ориентация на оценку окружающих сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «образа Я» подростка. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности. Подростки чрезвычайно чувствительны к важным событиям и переменам в своей жизни. Эта личностная нестабильность проявляется и в представлениях детей о себе. Так самооценки младших подростков в большой мере повторяют суждения взрослых. Суждения старших подростков о себе более самостоятельны, но неопределенность критериев и уровня притязаний делают их менее надежными и устойчивыми. Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. У подростков наблюдается своеобразное сочетание конкретной, частной и общей самооценки: каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего — середины нет. Другими словами, или реализация Я-идеального, или ничего. Таким образом, работа по развитию и коррекции самооценки подростка должна быть направлена на раскрытие личностных возможностей, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.
Одной из возрастных задач подросткового и юношеского возраста является развитие половой идентичности. Половая идентификация происходит еще в детстве. Девушки-подростки уже имеют представление о том, что значит быть женщиной. Точно так же мальчики-подростки осведомлены о том, что они принадлежат к мужскому полу, и о том, что это такое. Но выражение сексуальности начинается только в отрочестве. Для некоторых подростков открытие своей собственной сексуальности и интерес к противоположному полу так же естественны, как и рост. Для других
___________________ 71 В данном разделе использованы следующие источники: Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004; . Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия». Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психологи. М.: Эксмо, 2004 становление половой идентификации может смущать, а сфера сексуального казаться далекой и пугающей. Еще одним из направлений коррекционно-развивающей работы с подростками и старшеклассниками, таким образом, является помощь им в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как мужчины (женщины), формировании представлений об отношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|