Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Просьба о помощи. Ведение переговоров. Отстаивание своего мнения. Преодоление обвинения. Выражение благодарности




ПРОСЬБА О ПОМОЩИ

Цель: обучение навыку обращения за помощью.

Ход упражнения:

1. Реши, в чем заключается проблема.

2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно.

3. Реши, хочешь ли ты помощи.

4. Подумай, кто может помочь тебе.

5. Оцени всех возможных помощников и выбе­ри лучшего.

6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе.

Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; про­сит одного из родителей помочь разобраться в лич­ной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную куртку.

ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ

Цель: обучение навыку отстаивания своего мне­ния, убеждения, преодоления давления.

Ход упражнения:

1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.

2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению.

3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.

4. Внимательно выслушай его ответ.

5. Подумай, что в его мнении является пози­тивным.

6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон.

Примеры ситуаций: решить, какой фильм смот­реть по телевизору; договориться с соседкой, кото­рая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграж­дении за работу.

ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ

Цель: обучение навыку отстаивания своего мне­ния, убеждения, преодоления давления.

Ход упражнения:

1. Подумай, что случилось, из-за чего ты почувс­твовал себя недовольным. Ты чувствуешь мораль­ное давление, тебя не замечают, с тобой плохо об­ращаются, дразнят?

2. Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права, и выбери лучший.

3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, избегая давать оценки.

4. Выслушай ответное мнение.

5. Последовательно отстаивай свое мнение ра­зумным способом.

Примеры ситуаций: обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело; попросить сестру прекратить пользо­ваться твоей косметикой.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ

Цель: обучение навыку преодоления обвинения.

Ход упражнения:

1. Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил иму­щество и т. п. или он говорит на основании спле­тен или ошибки?

2. Было ли обвинение высказано конструктив­ным способом или неконструктивным?

3. Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ:

• отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника;

• исправить его понимание проблемы;

• объяснить свое поведение;

• признать свою ошибку, извиниться, предло­жить возместить ущерб.

Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку.

ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Цель: обучение навыку выражения благодарности.

Ход упражнения:

1. За что ты хочешь поблагодарить другого че­ловека (за комплимент, помощь, подарок)?

2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответ­ным подарком).

3. Выбери правильное время и место, чтобы вы­разить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходит­ся откладывать до ближайшего праздника или дня рождения).

4. Вырази свою благодарность. Скажи собесед­нику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу сле­дует за поступком другого человека).

Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; отец дал тебе добрый совет.


3. 5. Развитие личности и самосознания71

 

Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, «Я-концепции», выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое отличие — уникальность и неповторимость. Подростковый воз­раст характеризуется прежде всего повышением значимости «образа Я», системы самооценок на ос­новании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Ориентация на оценку окружаю­щих сменяется ориентацией на самооценку, фор­мируется представление о Я-идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится под­линной основой «образа Я» подростка.

Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное бу­дущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности.

Подростки чрезвычайно чувствительны к важ­ным событиям и переменам в своей жизни. Эта личностная нестабильность проявляется и в пред­ставлениях детей о себе. Так самооценки младших подростков в большой мере повторяют суждения взрослых. Суждения старших подростков о себе более самостоятельны, но неопределенность критериев и уровня притязаний делают их менее надежными и устойчивыми.

Описывая особенности самооценки у подрост­ков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охва­та различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

У подростков наблюдается своеобразное сочета­ние конкретной, частной и общей самооценки: каж­дая положительная и каждая отрицательная част­ная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер. Причем очень часто самооценка бывает крайне полярной: либо все, либо ничего — середи­ны нет. Другими словами, или реализация Я-идеального, или ничего.

Таким образом, работа по развитию и коррекции самооценки подростка должна быть направлена на раскрытие личностных возможностей, создание внут­ренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях.

Одной из возрастных задач подросткового и юно­шеского возраста является развитие половой иден­тичности. Половая идентификация происходит еще в детстве. Девушки-подростки уже имеют пред­ставление о том, что значит быть женщиной. Точ­но так же мальчики-подростки осведомлены о том, что они принадлежат к мужскому полу, и о том, что это такое. Но выражение сексуальности начи­нается только в отрочестве. Для некоторых подрос­тков открытие своей собственной сексуальности и  интерес  к  противоположному  полу  так  же естест­венны, как и рост. Для других

 

___________________

71 В данном разделе использованы следующие источники: Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2004; . Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, дет­ство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия». Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психологи. М.: Эксмо, 2004

становление половой идентификации может смущать, а сфера сексу­ального казаться далекой и пугающей. Еще одним из направлений коррекционно-развивающей работы с подростками и старшеклассниками, таким обра­зом, является помощь им в осознании своей по­ловой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как мужчины (женщины), формировании представлений об отношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...