Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не то, что входит в уста, оскверняет




 

Один фарисей просил Иисуса вкусить у него трапезу. В приглашении этом, как видно из рассказа, скрывалось неприязненное чувство.

А. Дидон. С. 485.

 

Обедая иногда у них [фарисеев], он возбуждал их негодование, не придерживаясь бывших в обычае омовений.

Э. Ренан. C. 242.

 

Однажды было уже — заметив, что ученики при одном случае не соблюли предписанных отеческим преданием правил, книжники и фарисеи дерзко подошли к самому Господу и сказали Ему: «3ачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб…»

А. Лопухин. С. 333.

 

Иисус и в этот раз вошел, не совершив омовения, и занял место на ложе, назначенном для гостей. Это привело в соблазн фарисея, и он спрашивал самого себя, почему это Иисус не очистился пред обедом. Господь, угадывая мысль хозяина, начал говорить строгим тоном, в котором чувствовалась власть судьи, который читает в мыслях: «Вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете; а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не тот же ли, кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?»

А. Дидон. С. 485.

 

На взгляд же строгих раввинов, не умыть рук перед едой было великое преступление, такое же, как поесть свинины. «Кто не умывает рук при еде, тот подлежит извержению из общества, ибо в рукомытии заключается тайна десяти заповедей». «Такой человек повинен смерти». «Три греха влекут за собою бедность — говорит Мишна, — и один из них есть пренебрежение рукомытием». «Тот, кто ест хлеб, не умыв рук, — говорит раввин Иосия, — поступает все равно, как если бы он пошел к блуднице». Позднее книжники изобрели целых 26 правил при исполнении этого обряда в течение одного только утра. «Лучше пройти четыре мили за водой, чем навлечь на себя виновность пренебрежением рукомытия», — говорит Талмуд. «Кто не моет своих рук после еды, — продолжает он, — тот столь же нечестив, как и убийца». На немытых руках и на хлебе, по воззрению книжников, восседал диавол Шибта. Отличительною особенностью фарисеев было то, что «они ели свой хлеб насущный с должным очищением» и на тех, кто пренебрегал таким очищением, они с презрением смотрели как на нечистых...

А. Лопухин. С. 342.

 

Что касается относящихся к этому очищению правил, то, по ним, прежде всего, нужно было вымыть руки; кончики пальцев затем складывались и поднимались так, чтобы вода текла с них вниз до локтей, затем они опускалась так, чтобы вода могла стекать с рук на пол. Когда пальцы поднимались, то на них лили свежую воду, и два раза подливалась вода опять, когда они опускались вниз. Самое омовение должно было совершать посредством трения сначала одной руки о ладонь другой и наоборот.

Ф. Фаррар1. С. 345.

 

Кувшин, — и притом непременно с чистой, холодной водой, должно было поднимать правой рукой и потом передавать его в левую для того, чтобы вымыть прежде правую руку. Она должна быть открыта и обращена к земле. Из высоко приподнятого кувшина еврей обыкновенно три раза поливал на свою правую руку, а затем то же самое проделывал и с левой рукой. Затем уже мылось лицо, и тоже троекратно. После омовения, руки складывались ладонями вместе, пальцы вытягивались, и читалась положенная молитва: «Подними руки твои в святости и прославь Господа».

Путь Христов. С. 60.

 

Ученые книжники горячо спорили между собою о том, что сначала должно совершаться: произнесение ли этого благословения, или само умывание рук, куда нужно класть употреблявшееся при этом полотенце: на стол или на лежанку, и нужно ли очищать стол перед окончательным омовением, или после него. Все эти тонкости составляли, однако же, лишь незначительную часть целой законнической системы. Если фарисей готовился есть обыкновенную пищу, то считалось достаточным вымыть руки простым политием воды на них. Перед вкушением «терумы», т. е. священных десятин и хлебов предложения, полагалось полностью опускать их в воду, и прежде чем приступить к вкушению этих священных жертвоприношений, требовалось принять полную ванну. Мытье рук перед молитвой или перед прикосновением к чему-нибудь утром, соблюдалось с особенною строгостью, так как, по воззрению раввинов, в течение ночи руки могли быть осквернены злыми духами. Прикоснуться к устам, носу, уху, глазам, или одной рукой дотронуться до другой до совершения этого обряда, значило, по их учению, подвергать себя опасности болезни в затронутой части. Случаи, когда требовалось соблюдение этого обряда, были бесчисленны: его нужно было совершать даже после обрезания ногтей или после того, как задавили блоху. Чем больше употреблялось воды, тем больше, значит, обнаруживалось благочестия. «Тот, кто употребляет много воды для омовения рук, — говорить раввин Хазда, — получит обильное богатство». Кто не выходил из дома, для того еще достаточно было просто полить воды на руки; но человек, пришедший в дом с улицы, должен был погружать свои руки в воду, потому что он не знал, к какой нечистоте мог он приближаться, будучи на улице, и это погружение нельзя было совершать иначе, как в таком месте, где было не менее 60 галлонов воды». Та же суеверная законническая точность простиралась на возможное осквернение всех хозяйственных мелочей ежедневной жизни. Сосуды глубокие или плоские из какого бы то ни было материала, ножи, столы и лежанки, — все это постоянно подвергалось очищениям, чтобы не подвергнуться какому-нибудь обрядовому осквернению от пользования ими со стороны кого-нибудь из нечистых людей.

А. Лопухин. С. 329–330.

 

Так как сон почитался изображением смерти, то еврею строжайше воспрещалось тотчас же после сна прикасаться руками к какой-либо части своего тела, прежде чем изображение смерти не будет смыто водой. Вода, предназначенная для этого, должна была находиться не далее четырех шагов от кровати, потому что закон воспрещал ему делать больше четырех шагов, не умывшись…

Путь Христов. С. 60.

 

Эта тщательная скрупулезность в деле очищения доходила до того, что когда один фарисей после подобной трапезы, нес омывать даже золотой светильник, то встретивший его саддукей не мог удержаться от того, чтобы с издевательством не заметит ему, что «фарисеи в скором времени, вероятно, будут омывать самое солнце».

А. Лопухин. С. 330.

 

Поскольку омовение было важнейшим обрядом чистоты и вот, чтобы придать ему более святости, формалисты отнесли зарождение его ко временам Соломона, тогда как в действительности он начался только со времен Гиллеля и Шаммаи, затем он быстро распространился и уже ко времени Иисуса приобрел огромное значение. Пренебрегавшие обрядом омовений подвергались отлучению со стороны синедриона. Он распространялся на лиц и даже на вещи, каковы: чаши, кружки, котлы, скамьи и вся домашняя утварь. Ревнители различали омовение посредством кропления и посредством погружения и первую воду от второй. Они вменяли в обязанность пройти даже четыре тысячи шагов, чтобы достать необходимую воду, а один из благочестивых раввинов учил, что скорее должно умереть от жажды, нежели преступить в этом отношении предание старцев. Эти мелочи, живо изображающие причуды фарисейства и показывающие, до каких ребяческих глупостей могут доходить даже просвещенные умы, указывают в то же время на то святое могущество, с каким действовал Иисус: Он никогда не мирился с теми изобретениями человеческого легкомыслия, которые, не служа религии, только уничтожают и извращают ее.

А. Дидон. С. 397–399.

 

Потому депутаты иерусалимских книжников, отправленные теперь в Капернаум для слежки за Иисусом и Его учениками, намерены были дать делу решительную постановку…

А. Лопухин. С. 333.

 

Ученики упорно следовали примеру Учителя и не придавали никакой важности омовению пред обедом. Такое поведение учеников Иисуса еще более возмутило фарисеев. «Зачем, — сказали они Иисусу обиженным тоном, — ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?»

А. Дидон. С. 399.

 

Спаситель, по обыкновению, тотчас же стал на сторону Своих учеников и не допустил до того, чтобы они, по своей простоте и неведению, были устрашены нападками этих набожных обвинителей. Он ответил на их вопрос еще более важным вопросом: «Зачем и вы, — сказал Он, — преступаете заповедь Божию ради предания? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; а вы говорите, что если кто вместо этого просто отдаст сумму, назначавшуюся на их содержание, в священную сокровищницу и скажет «корван», т. е., что это дар Богу, тот может уже ничего не делать для отца своего или матери своей; и делаете многое сему подобное. Лицемеры!» (Это в первый раз Спаситель так строго укорял их.)

Ф. Фаррар1. С. 318.

Почитание родителей по закону Моисееву считалось одним из основных его положений, так что составляло одну из десяти заповедей, и эта заповедь считалась священною всяким израильтянином, не извращенным раввинской софистикой. С этою заповедью связывалась даже особая награда. «Дитя обязано содержать своих родителей, когда они стары и беспомощны, — говорится в одном месте в Талмуде, — даже если бы ему приходилось для исполнения этого долга просить милостыню». Этот прямой закон, однако же, подвергся различным перетолкованиям со стороны раввинов. Если некоторые книжники и ставили сыновий долг выше собственных выгод, то другие, напротив, учили, что есть обязанность, стоящая выше отношений к родителям, и это повело со временем к самым вопиющим злоупотреблениям. На этом основами непочтительные дети легко могли оправдываться в своем пренебрежении к долгу содержания своих родителей. Когда, например, родители требовали от детей должного почтения и особенно содержания, то по фарисейскому преданию достаточно было хотя бы словесно объявить, что в храм отдана та часть имущества, которая должна бы пойти на содержание родителей, и можно было считать себя свободным от обязанности содержать их, так как посвященное храму или Богу, по закону, уже не могло быть обращаемо на другие нужды. Поэтому, достаточно было произнести слово «корван», т. е. «приношу Богу», и все имущество считалось официально посвященным храму, хотя бы в действительности оно и не поступало в храмовую сокровищницу. Вот это-то низкое лицемерие и нашло грозного обличителя во Христе.

А. Лопухин. С. 333–334.

 

Часто выходило так, что фарисей в силу подобной уловки посвящал весь свой избыток храму, на покупку жертв, соли и дров и оставлял умирать от голода своего отца или мать...

А. Дидон. С. 399.

 

Таким образом вы ловко устранили заповедь Божию преданием вашим. Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

Матфей. 15:6–9.

 

Это было не в бровь а в глаз: «Закон» был законом левитов и фарисеев, другими словами, учил «заповедям человеческим».

Д. Рид. С. 64.

 

В эту минуту ученики приблизились к Иисусу. «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» Иисус не имел нужды щадить своих противников, и речь Его сделалась неумолимо строгой. «Всякое растение, — отвечал Он, — которое не Отец Мой Небесный посадил, искоренится. Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

А. Дидон. С. 399.

 

Такое грозное обличение высокопоставленных законников смутило даже учеников. Вместе с простым народом они относились к книжникам с большим почтением, и в виду всего происшедшего, у них не могла не шевельнуться мысль, достаточно ли их Учитель взвесил Свои слова, обращаясь с такой резкостью к столь почтенным учителям.

А. Лопухин. С. 334.

 

(Есть такое продолжение этих споров в одном неизвестном Евангелии. — Е. Г.). …И Он взял их [учеников] с Собою в место, предназначенное для чистых, и вошел во двор храма. И первосвященник из фарисеев по имени Леви встретился им и сказал Спасителю: кто позволил Тебе войти в чистое место и смотреть на эти святыни без омовения, и даже ученики не вымыли ног своих? Нечистыми вошли вы во двор храма, чистое место, хотя никто, кто не омылся сперва и не поменял одежды, не смеет вступить и созерцать эти святыни. И Спаситель остановился со Своими учениками и спросил его: а как же ты, который находишься здесь во дворе храма, ты чист? И он сказал ему: я чист, ибо я омылся в источнике Давида и спустился по одной лестнице и поднялся по другой, и надел белые чистые одежды. И только тогда я вошел и созерцал эти святыни. Тогда Спаситель сказал ему: ты омылся в стоячей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снаружи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются [благовониями] и краской, чтобы возбудить желание, а внутри они полны скорпионов и пороков. Но Я и Мои ученики, о ком ты сказал, что они нечисты, Мы омылись в живой воде, которая нисходит [с небес]. Но горе тем... (Рукопись обрывается).

Оксиринский папирус.

Цит. по: Апокрифы древних христиан. С. 47–48.

 

Оставив толпу, Иисус вошел в дом со Своими учениками. Притча об истинной чистоте, разрушавшая все фарисейское учение и вменявшая в ничто законную праведность с ее сложными и бесполезными обрядами, казалось, смутила их. «Изъясни нам, — сказал Учителю Петр, — притчу сию». «Неужели, — сказал Иисус, — и вы так непонятливы? Неужели вы не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его. Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Напротив: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все эти виды зла изнутри исходят и оскверняют человека».

Путь Христов. С. 60.

 

После этого ни о каком компромиссе не могло быть речи, Иисус Христос отвратился от фарисеев, «и, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте. Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст оскверняет человека». Этим Он обличил ничтожность одной из наиболее ревниво охраняемых прерогатив священства, связанной с приготовлением и употреблением пищи и облеченной целым ритуалом убоя скота, выцеживания крови, с негодностью «того, что помирает само по себе» и т. д. Все это были, несомненно, «заповеди человеческие», хотя и приписываемые Моисею…

Д. Рид. С. 64–65.

 

 

НЕ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СУББОТЫ

 

Следя за ним далее, фарисеи увидели, что ученики Его срывали колосья и ели их в субботу (что было нарушением их «Закона»): «Вот ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу». Их вопросы всегда относились только к обрядам, но никогда не к вере или поведению…

Д. Рид. С. 64.

 

В субботу, первую во втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботу?

Лука. 6:1, 2.

 

Законом, да и обычаем, позволялось беднякам и вообще путникам срывать по дороге колосья для утоления голода, и ученики, воспользовавшись этим правом, действительно срывали колосья, растирали их в руках и ели. А была суббота. Недремлющие враги тотчас же со злорадством ухватились за этот новый случай нарушения «субботства».

А. Лопухин. С. 241.

 

Согласно общепринятому мнению, упавшие колосья в субботу можно лишь растирать пальцами, но по мнению равви Иехуды, который, как и Иисус, был уроженцем Галилеи, растирать их можно рукой. Таким образом, некоторые из фарисеев упрекали учеников Иисуса в содеянном, поскольку, очевидно, не признавали той версии закона, которая имела хождение в Галилее. Греческий переводчик первоисточника не был знаком с обычаями народа и, чтобы сделать сцену более понятной, ввел в нее срывание колосьев, не подозревая, что этим самым он вносит в синоптическую традицию единственное нарушение требований закона.

Д. Флуссер. С. 58–59.

 

По толкованию ученых раввинов срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совершение таких работ назначалось побиение камнями…

А. Лопухин. С. 241.

 

Нет никакого сомнения, что в глазах законников это было страшное, уголовное преступление. Жать и молотить в субботу было строго воспрещено одним из главных правил (абоф), а раввины решили, что срывание ржи можно признать жатвой, очищение же колоса молотьбой. Даже ходьба по траве была запрещена, потому что представляла нечто вроде молотьбы…

Ф. Фаррар2. С. 193–194.

 

Чтобы защитить учеников от нареканий, Господь указывает фарисеям на случай с Давидом, передаваемый в 1-й книге Царств (21 гл.), как Давид, убегая от Саула, пришел в священнический город Номву и просил священника Авимелеха дать ему хлебов пять или что найдется, а тот дал ему прежние хлебы предложения, которые, по закону, могли съедаться только священниками. Значение примера в том, что если никто не судил Давида за то, что он, мучимый голодом, ел эти хлебы, то и ученики Господа не заслуживают осуждения за то, что они, служившие Господу и не имевшие иногда даже времени, чтобы вкусить пищи, застигнутые голодом в субботу, нарушили заповедь о субботнем покое в столь незначительной степени, срывая колосья и растирая их руками. Оправдав поступок Своих учеников. Господь указывает затем источник, из которого проистекло несправедливое осуждение учеников. Это — ложное понимание требований закона Божия. Если бы фарисеи понимали, что сострадательная любовь к голодному выше преданий и обычаев обрядовых, то не осудили бы невинных, ради утоления голода срывающих колосья. Не человек создан для соблюдения субботы, а суббота дана человеку для его пользы...

Архиеп. Аверкий. С. 113.

И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Посему Сын Человеческий есть господин субботы.

Марк. 2: 27, 28.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...