Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иисус против Иерусалима (шаг первый) 7 глава




А. Лопухин. С. 327.

 

Галилейский период жизни Иисуса имеет высшее значение для бедных иудеев тетрархии Антиповой. То, что произошло здесь, прогремело по всей вселенной; сказанные здесь слова раздались во всех четырех концах земли; дело, начатое на берегах Геннисаретского озера, распространилось повсюду; обнародованный на горе закон (Нагорная проповедь) будет не преходящим и частным законодательством, но законом вечным и всемирным, который должен руководить всяким, общим и частным, сознанием; чудеса, здесь совершенные, были не простым исцелением больных и несчастных, но знамением невидимого лечения страждущих сердец, расслабленных душ и ослепленных умов, которыми полон мир; апостолы, избранные здесь, являются великою Церковью, которая продолжается вместе с веками, покоряет землю и приобщает ее к Христу…

А. Дидон. С. 275.

 

ПРИТЧИ — ИГРУШКИ С НЕБЕС

 

Однажды некто Симон просил Иисуса вкусить с ним пищи…

А. Дидон. С. 338.

 

В одном из прибрежных городков Спаситель получил приглашение в дом фарисея, носившего весьма распространенное в то время имя Симона.

А. Лопухин. С. 281.

 

Он был из числа тех фарисеев, которые, не признавая в Пророке идеала Мессии, созданного их изощренной обрядностью и самолюбивой набожностью, относились к Нему с недоверчивым любопытством.

А. Дидон. С. 338.

 

Приглашение было сделано в духе фарисейской неискренности — просто с целью полюбопытствовать, что это за учитель из презренного Назарета, так что при этом не соблюдены были даже обычные правила гостеприимства, требовавшие от хозяина, чтобы он встретил гостя традиционным целованием, омыл ему ноги и доставил все необходимые удобства.

А. Лопухин. С. 282.

 

Он вошел, как обыкновенный гость, и как все возлег, по обычаю, на ложе, одном из назначенных для всякого гостя…

А. Дидон. С. 338.

 

Накрыт был стол, и все приглашенные гости возлегли за ним, как это было в то время в обычае у иудеев, подражавших грекам и римлянам…

А. Лопухин. С. 282.

И вот женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый (алебастровый. — Е. Г.) сосуд с миром…

Лука. 7:37.

 

При пиршествах двери дома на Востоке не закрывались, так что и всякий посторонний мог войти в него — если не принять участие в пиршестве, то хоть постоять и посмотреть на пирующих. Но на этот раз среди других взяла на себя смелость вторгнуться в этот почтенный дом одна личность, присутствие которой было не только нежелательно, но прямо оскорбительно хозяину. Одна несчастная, порочная, падшая женщина, известная в той местности своею худою жизнью, узнав, что Иисус возлежит в доме фарисея, осмелилась протиснуться через толпу других посетителей с аебастровым сосудом мира…

А. Лопухин. С. 282.

 

Старинное предание, преобладающее в восточной церкви… отождествляет эту женщину с Марией (из Магдалы), из которой когда-то изгнал Иисус семь бесов. Это выражение нельзя толковать в прямом смысле. Согласно с еврейскими понятиями, связывающими все прегрешения с действием злых духов, Григорий Великий объясняет, что овладание ею семью бесами означает множество накопившихся у Магдалины грехов…

Ф. Фаррар2. С. 132.

 

Она появляется во всех четырех Евангелиях с благовониями в руках, с чудными волосами и заплаканным лицом. У Луки она входит в дом фарисея. У евангелистов Матфея и Марка — приходит накануне страстей Господних к другому Симону, прокаженному, который живет в Вифании. Иоанн же называет ее Марией. Одни полагают, что это та Мария Магдалина, из которой Иисус изгнал семерых бесов; другие считают ее сестрой воскресшего Лазаря и Марфы. В сущности, это неважно. Женщина эта так занимала людское воображение, что рассказ о ее поступке мог претерпеть изменения; но остается главное: эта встреча воплощенной Чистоты и воплощенного греха, которая дана в утешение тем, кто не прекращает борьбы, кто не перестает воздвигать непрочные преграды против натиска страстей и вожделений.

Ф. Мориак. С. 83–84.

 

Мария вошла молча и под покрывалом, даже не замечая презрительных взглядов гостей, возмущенных и оскорбленных в своей высокомерной набожности ее присутствием.

А. Дидон. С. 341.

 

К тому времени уже для всех достаточно было доказательств, что Иисус из Назарета есть именно Мессия Христос. Но Он еще не был помазан, и это помазание должно было совершиться теперь...

А. Лопухин. С. 281.

 

Иисус возлежит за трапезой, и Его босые ноги выступают за край ложа. Грешница приближается сзади. Покрытая позором женщина не посмела подойти к Агнцу Божию спереди, «и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его и мазала миром». Наблюдая эту сцену, Симон с облегчением вздыхает: теперь все ясно! Если бы Иисус был пророк, Он с отвращением содрогнулся бы от ее прикосновения…

Ф. Мориак. С. 83–84.

 

Но фарисеи не выражали своих мыслей вслух. Только холодное обхождение и презрительное выражение лица, чего он и скрыть не потрудился, указывали на то, что происходило в его сердце.

Ф. Фаррар2. С. 131.

 

Затем она разбила сосуд, согласно со старинным обычаем, состоящем в том, что разбивали посуду, которая употреблялась при угощении почетного гостя. Наконец, доводя свое поклонение перед Иисусом до крайностей, до сих пор невиданных, она пала к ногам своего Учителя и отерла их своими длинными волосами.

Э. Ренан. С. 264.

 

Большей чести нельзя было оказать, хотя бы посетителем был какой-либо царь. Весь дом наполнился благовонием…

Архиеп. Иннокентий. С. 58.

 

Величайшая честь, какую можно было оказать обыкновенному человеку или пророку на Востоке, заключалась в том, чтобы разбить хрупкий сосуд с благовонною жидкостью и умастить ею голову и ноги….

А. Дидон. С. 341.

 

Дом наполнился благоуханием, к великому удовольствию всех, за исключением скупого Иуды из Кариота. С точки зрения общины, привыкшей к бережливости, это было расточительностью. Жадный хранитель денежного ящика, каковым по преданию он был, вычислил тотчас же, за сколько миро могло быть продано, и сколько бы оно принесло денег в кассу для бедных.

Э. Ренан. С. 264.

 

Вдруг слышится голос Иуды, от которого вздрагивают и Он, и она: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Иисус смотрит на двух людей: женщину снедает любовь, мужчину — жадность и зависть. Он всегда говорил с Иудой серьезно и мягко, будто испытывая ужас перед его судьбой…

Ф. Мориак. С. 179.

 

Цена этого нарда в то время была сто динариев за фунт (Это была большая сумма для того времени. — Е. Г.).

Полная популярная библейская энциклопедия. С. 475.

 

…Когда ему сказали о бедных, он ответил довольно горячо: «бедных вы всегда будете иметь с собою, меня же не всегда будете иметь». И в порыве экзальтированного чувства он обещал бессмертие женщине, которая в эту критическую минуту дала ему доказательство своей преданности.

Э. Ренан. С. 264.

 

В Евангелиях не раз упоминается драгоценное нардовое миро, служившее предметом особенной роскоши при умащении головы и тела. Таким именно миром помазала голову Христу грешница в доме Симона-фарисея, а также и Лазарева сестра Мария, снова возбудившая негодование Иуды. С таким же миром, вероятно, и мироносицы шли ко гробу своего Учителя. Что же это за миро?

А. Лопухин. С. 887.

 

Древность была весьма хорошо знакома с нардовым миром. Так Птоломей говорит, что нард есть пахучее растение, которое растет, главным образом, в Рангамати, на границах страны, называемой теперь Бутан. Плиний различает в нем двенадцать видов. На первое место он ставит нард индийский, потом сирийский, галльский, нард критский. Нард индийский он описывает таким образом: «Это куст с широким и жестким корнем, но коротким, черным и хрупким, хотя и маслянистым в то же время. Запах, пожалуй, походит на запах кипариса; вкус терпкий, листья небольшие и идут пучками. Верхушки нарда развиваются в косматые колосья. Отсюда и происходит то, что нард так славится своим двояким произведением, косматым колосом и листвой». Вероятно, это и есть тот самый нард, который принесла Мария Магдалина. Другие сорта, представляющие собою ни что иное, как травы, стоили гораздо меньше, и их можно было достать за несколько динариев…

Полная популярная библейская энциклопедия. С. 475.

 

Нард, которым Мария сделала столь благочестивое и обильное возлияние, есть несомненно «спиканард», в приготовлении которого главным и самым дорогим составом был корень одного индийского растения… Это род валерианы, отличающийся резким ароматическим запахом, и употребляется в качестве состава в мастях (мазях. — Е. Г.) и благовониях, равно как и в качестве возбуждающего средства в медицине...

А. Лопухин. С. 888.

 

Нард, который возливала Мария, был принесен ею в алебастровом сосуде. Открытия, сделанные в Сидоне в 1887 году, могут дать нам понятие о форме и качестве этого сосуда, который был в значительном ходу в то время и который часто встречается при раскопках, производимых в Египте, Финикии и других странах. Вот что мы читаем в сообщении об открытиях, сделанных в этом древнем финикийском городе. «Раскопки (в Саиде или Сидоне) дали несколько alabastrum или алебастровых ваз, предназначенных для благовония. Они все из египетского алебастра, в виде груши, в 25 сантиметров высоты, без всяких других украшений, кроме замкнутых круговых линий, оставленных на выпуклости токарем; отверстие узкое (3 сантиметра), сама ваза хрупкая и имеет стенки не более сантиметра в толщину... Быть может, одну из ваз этого именно рода разбила Мария у Его ног. В этом сосуде, как говорит ев. Иоанн, содержался фунт нардового мира… Алебастровые вазы из Сидона могут содержать в себе много этого мира».

Полная популярная библейская энциклопедия. С. 34.

 

Мирра, (смирна) — есть благоуханная смола из бальзамного дерева, растущего в Аравии, Египте и Абиссинии. Смола эта отчасти сама собою истекала из дерева, отчасти добывалась посредством надрезывания коры дерева. Она масляниста, сгущаясь, получала цвет беловатый, отвердев же, становилась красноватою; вкус этой смолы остро-горький, запах особенно ароматичный: до того, что производил кружение в голове и даже потерю сознания. Мирра, или смола эта, по способности ее противостоять всякому гниению, у иудеев и египтян употреблялась на мазание и бальзамирование тел умерших. В Ветхом завете миро для священного помазания составлялось из смирны (иными словами — мирры. — Е. Г.), то есть смолы самотечной, корицы и пахучего тростника, из кассии (лекарственное растение из семейства бобовых.— Е. Г.) и оливкового масла. Этим миром, по повелению Божию, были помазаны Скиния Завета, потом Аарон и сыновья его для священного служения Богу, а после помазывались миром цари и пророки. Помазание миром есть высший, внешний, видимый знак освящения предмета и сообщения помазуемому человеку даров и сил Духа Божия. И в православной христианской Церкви от времен апостолов существует таинство миропомазания, чрез которое верующему при помазании освященным миром его головы, персей, глаз, ушей, губ, рук и ног во имя Св. Духа, подаются дары Св. Духа, растящие и укрепляющие в жизни духовной. Священным миром помазуются христианские храмы и цари при короновании на великое царственное их служение…

Д. Ростовский. С. 514–515.

 

(Вот как объяснена история именно этого фунта нардового мира одним из апокрифов.— Е. Г.). Когда настало время обрезания, то есть восьмой день, когда закон предписывал обрезать перворожденного, они обрезали Его в пещере. И старая израильтянка сохранила крайнюю плоть, — другие говорят, что она сохранила пуповину, — и положила ее в алебастровый сосуд, наполненный маслом старинного нарда. И у нее был сын, торговавший благовониями, и она дала ему этот сосуд, говоря: берегись продать этот сосуд, наполненный благовониями нарда, хотя бы тебе предлагали триста динариев. И был это тот сосуд, который Мария грешница купила и возлила миро на голову и ноги Господа нашего Иисуса Христа, отирая их волосами своими…

Арабское Евангелие детства. Апокриф (5)

 

Если Христос родился в яслях и главное самооткровение о Своем мессианском достоинстве сделал бедной и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его (как Мессии) совершено было не первосвященником в торжественной обстановка храма, а при самых простых обстоятельствах, способных произвести смущение в неподготовленной душе…

А. Лопухин. С. 281.

 

Зная все помышления, но, не обличая вдруг это холодное фарисейское немилосердие и жестокость сердца, Иисус обратился к Симону…

Ф. Фаррар2. С. 131.

 

Именно чтобы привлечь к Своим словам общее внимание, Он стал говорить с хозяином…

А. Лопухин. С. 283.

 

Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил…

Лука. 7: 40–43

 

Одною из поразительных особенностей учения и жизни Христа было то, что Он самые обыденные потребности жизни возводил на высочайшую степень и облагораживал даже все простое и обыкновенное. В Его обществе вечерняя трапеза, когда она не забывалась под грузом утомительных трудов, всегда оказывалась благоприятным временем для возвышенного назидания, преподававшегося не только апостолам, но и многим посторонним лицам, которые, по восточному обычаю, могли иметь свободный доступ в Его помещение…

А. Лопухин. С. 301–302.

 

Симон не понял значения притчи, а раскаявшаяся грешница внимала ей, вероятно, с учащенным биением сокрушенного сердца. Каково же должно было быть ее чувство, когда Иисус, не обращавший на нее до сего времени внимания, обернулся прямо к ней и, указав присутствующим на ее коленопреклоненный вид, так как она стояла на земле, стараясь скрыть обеими руками и волосами смущенное лицо свое, воскликнул к изумлению фарисея…

Ф. Фаррар2. С. 131.

…Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Лука. 7: 44–50.

 

«За то, что она возлюбила много...» Много возлюбила Христа, само собой разумеется. Но не подразумевается ли здесь также и то самозабвение, самопожертвование и мука, которые могут присутствовать в самых жалких любовных страстях? Все ли потеряно для Бога, если одно существо безрассудно отдается другому? Да, надо полагать, — все потеряно.

Но вдруг звучат слова… — самые соблазнительные из тех, которые посмел произнести этот Назарянин: четыре слова, неопровержимо выдающие в Нем Бога: «Прощаются тебе грехи твои…»

Ф. Мориак. С. 85.

Случай в доме Симона-фарисея со все полнотою показал, что для пробуждения дремлющей совести народа и уяснения великих истин нового царства недостаточно простого обыкновенного учения. Необходима была такая форма, которая бы изумляла и поражала слушателей своею занимательностью, наглядностью и выразительностью, — именно форма, которая такою неожиданностью поразила Симона-фарисея, отвергнув его ложное, нечеловеколюбивое отношение к кающейся грешнице. Так как подобная форма видимо поразила и всех слушателей, то Христос и воспользовался ею для дальнейшего объяснения проповедуемого Им учения. Отсюда Он начал ряд знаменитых притчей, которые отмечают собою период высшего развитая проповеди Христовой.

А. Лопухин. С. 285.

 

Все учение Иисуса, со всеми его существенными чертами, заключается в Его притчах...

А. Дидон. С. 347.

 

Форма совершеннейшая, в какую только могла отлиться Иисусова мысль, чувство и воля; внутреннейшая, на ядре их, оболочка; больше, чем одежда на теле, — тело на душе, — вот что такое притча. Явственней, чем на всех остальных словах Господних, отпечатлелось на притчах живое лицо Иисуса; внятнее слышится в них «живой, неумолкающий голос» Его, как бы само «дыхание божественных уст», — все еще веет в притчах...

Д. Мережковский. С. 266.

 

Говорят: «Стиль — это человек». Каков же стиль Иисусовых речений, если судить о них по Евангелиям? Очень многие из них представляют собой короткие, энергичные высказывания, едкие, часто метафоричные, даже загадочные, пересыпанные парадоксами. Вся совокупность речений, дошедших до нас преданий, содержит безошибочно угадываемые черты. Предположить, что это — искусная подделка, составленная раннехристианскими проповедниками, невозможно. За речениями несомненно стоит самобытная личность. Так и чувствуешь быстрый и ясный ум, проницательный и чуждый пустословия.

Ч. Додд. С. 36.

 

 

Притча (аполог) является весьма обычной на Востоке формой изложения, которая нередко встречается и в Ветхом Завете и, по-видимому, была весьма популярна в те времена. Притчей пользуются не только Евангелия, но и Талмуд, а Иосиф Флавий сообщает, что император Тиберий пытался посредством притчи защитить себя от нареканий за то, что редко менял чинов управления в провинциях…

Д. Штраус. С. 214.

 

Тиберий в первые годы продолжал политику своих предшественников. «Хорошей пастух, — говорил он, — стрижет своих овец, но старается не сдирать с них шкуры». Он не любил менять прокураторов; зная глубокую испорченность человеческой природы, он понимал их алчность и презрительно говорил о них: «Если прогнать мух, которые сосут кровь раненого в то время, когда они насытились, то те, которые заменят их, еще с большею жадностью будут сосать рану».

А. Дидон. С. 163.

 

Слово «притча» представляет собой перевод греческих слов «параволи» и «паримиа». «Паримиа» в точном смысле означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, например, «Притчи Соломоновы»); «параволи» есть рассказ, имеющий скрытый смысл и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные истины…

Архиеп. Аверкий. С. 136.

 

Избирая форму притч, Иисус поступил соответственно закону человеческого разума, всего более соответствующему как природе Учителя, так и учеников Его. Вот одна из причин вечной свежести евангельских притч…

А. Дидон. С. 349.

 

Вся окружающая жизнь давала неистощимый материал для притчей Христа, Который с истинно божественною мудростью воплощал в них истину царства небесного. Сеятель на ближайшем косогоре, плевелы в поле, обычный росток горчичного семени, закваска в тесте, сокровище, случайно найденное пахарем, и многое другое в этом роде служило для Него поводом к изложению в самой увлекательной форме глубочайших истин, какие только способен воспринимать ум человеческий. Если и другие учителя пользовались не без успеха притчевою формою назидания, то только у Христа эта форма получила тот истинно божественный и возвышенный характер, который сделал притчу одним из сильнейших орудий внедрения величайших истин Царства Божия в сердце человечества.

А. Лопухин. С. 286.

Автор притч, по-видимому, искренне интересовался людьми; должно быть, Ему нравилось общаться с самым разным народом. Таким Он представлен в Евангелиях. Его приглашали на всякие праздники и пиры, и Он, как замечают Его противники, ходил туда гораздо чаще, чем подобало благочестивому человеку.

Ч. Додд. С. 41.

 

Как все великие люди, Иисус любил народ и чувствовал себя хорошо среди него. Евангельские истины как бы сочинены для бедных; им-то Иисус и возвещает благую весть о спасении. Все отверженные ортодоксальным иудейством были Его любимцами. Любовь к народу, сострадание к его беспомощности и чувство демократического вождя, который сознает в себе дух народной толпы и считает себя его природным истолкователем, обнаруживаются беспрестанно во всех действиях и речах Иисуса…

Э. Ренан. С. 16.

 

Его слова составляли столь неотъемлемую часть Его Самого, что в них не было бы большого смысла, если бы Он произносил их в качестве абстрактных истин, изрекаемых пророком или оракулом. Устраните Его — главный, хотя и не единственный предмет Его слов — и все изречения Христа потеряют смысл.

Ф. Хорт. С. 118.

 

Он учил своих слушателей с той простотой, в которой они нуждались: Он рассказывал занимательные истории, поучительный смысл которых надолго оставался в памяти, предпочитал доказательной аргументации острые афоризмы и непревзойденно владел сравнениями и метафорами. Использовавшаяся им притчевая форма не была на Востоке чем-то необыкновенным, и некоторые из его очаровательных аналогий восходят (сам Он, возможно, этого не осознавал) к пророкам, псалмопевцам и раввинам; и, тем не менее, прямота Его речи, живая и красочная образность, искренность и теплота характера возвысили Его изречения до вдохновеннейшей поэзии. Некоторые из Его слов темны, некоторые кажутся на первый взгляд несправедливыми, некоторые исполнены острого сарказма и горечи; почти все они являются образцами краткости, ясности и силы…

В. Дюрант. С. 612.

 

Ни один народный проповедник никогда не сравнится с Ним, даже по красноречию…

А. Дидон. С. 348.

 

В особенности в притчах Учитель был неподражаем. Ничто в иудаизме не послужило ему образцом для этого слога. Он сам создал Его…

Э. Ренан. С. 153.

 

Евангелисты говорят нам, что слово Его звучало властно. Это подтверждает и интонация многих речений. Во всех четырех Евангелиях Его постоянно повторяемое: «Верно вам говорю» («Говорю вам», «Уверяю вас») — неотъемлемый признак стиля. Иисус не только решительно высказывался о предмете спора — Он намеренно противопоставлял Свое суждение освященной веками Традиции и даже, кажется, иногда Закону Моисея, который считался боговдохновенным…

Ч. Додд. С. 44.

Обычно слово «аминь» встречается в конце молитв или высказываний, Иисус же использовал его в качестве вводной части своих изречений. В начале 60-х гг. был найден фрагмент документа, свидетельствующего о совершении сделки, и в этом документе современники Иисуса торжественно заявляют: «Аmеn, amen, ani jo ashem», что значит: «Аминь, аминь, я невиновен». Похоже, что Иисус позаимствовал эту основательную и убедительную формулировку из судебной присяги. В еврейском языке слова «вера» и «аминь» происходят от одного корня. «Аминь» фактически является единственным разрешенным утверждением: «Можешь этому верить; это правда».

Р. Сантала.С. 110–111.

 

Евреи любили выражаться таким образом. Знаменитые раввины отличались своими притчами и остроумными изречениями. Каждый народ отличается особым литературным складом.

А. Дидон. С. 348.

Был Соломон мудрее всех людей... и изрек он три тысячи притч, meshalum (III Цар. 4:31-33).

Но вот, здесь — (в притчах Иисуса.— Е. Г.) — больше Соломона (Мф. 12:42) — по слову самого Господа.

Д. Мережковский. С. 266.

 

…Не находим мы у Него также, как часто утверждали поверхностные люди, какого-либо органического соприкосновения с еврейской мудростью: стоит лишь прочесть Иисуса сына Сирахова, которого чаще всего привлекают для сравнения, и задаться вопросом: разве этот дух тот же самый? У Сираха, этого еврейского Марка Аврелия, даже самые прекрасные изречения, например: «Стремись к правде до самой смерти, и Бог защитит тебя» или: «В устах глупых сердце их, уста же мудрых — в сердце их» — звучат точно из другого мира, если сравнивать их со словами Христа: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». — Так никто еще не говорил раньше, никто не говорил и после.

Г. Чамберлен. С. 19.

 

Если кто-то мог бы собрать из иудаизма всё то, что аналогично учению Иисуса, и объединить это в маленьком, удобном для использования томике, то все равно было бы невозможно составить работу, имеющую такую же ценность. Единство, аромат, дух и гений отсутствовали бы в ней…

С. Мантефиоре. С. 87.

 

Как ни прекрасны и глубоки многие притчи в Талмуде, левая критика только по недостатку религиозного и художественного вкуса может сравнивать их с евангельскими притчами: школьным потом пахнет от тех, а от этих — росною свежестью Галилейского утра; то, человеческое, отличается от этого, Божьего, как земные огни — от звезд небесных.

Д. Мережковский. С. 266.

 

В Евангельских повествованиях постоянно повторяется выражение: «Народ дивился учению Его…» Даже те, которых посылали с целью уловить Его на словах, возвращались пораженные. «Никогда человек не говорил так, как этот человек», — говорили они своим начальникам…

А. Дидон. С. 275–276.

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он же сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства небесного, а им не дано... Потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, и слыша, не слышат, и не разумеют.

Матфей. 13:10–13.

 

 

Глубокое понимание природы подсказывало Иисусу выразительные образы. Иногда замечательная тонкость, то, что мы называем остроумием, возвышала Его изречения; в другой раз их живая форма зависела от удачного, ко времени, употребления популярных пословиц: «Как можешь ты сказать брату твоему: дай, я выну сучек из глаза твоего, когда в твоем глазу бревно. Лицемер! вынь раньше бревно из глаза твоего, и тогда ты можешь вынуть сучек из глаза брата твоего».

Э. Ренан. С. 101.

 

Слово «притча» охватывает широкий спектр литературных форм, однако все те образцы, которые мы встречаем в Евангелиях, представляют собой немногословные и всегда реалистические зарисовки привычных ситуаций человеческой жизни. Это короткие рассказы о путнике, который был ограблен разбойниками и лежал израненный у дороги, пока отзывчивый прохожий ему не помог; о дельце, который вверил своим подчиненным деньги, и о том, как они ими распорядились; о людях, нанятых на временную работу в винограднике, и о том, как они заспорили, сколько за какое время платить. Сжатые бытовые зарисовки: рыбаки вытаскивают невод с уловом, дети ссорятся на базарной площади, мальчик наблюдает за работой отца и, подражая ему, учится ремеслу. Подчас простой оборот вызывает наглядный образ: «Когда зажигают светильник, не ставят его под горшок»; «Не ставят заплаты из новой ткани на старую одежду».

Ч. Додд. С. 37–38.

 

Индусы предпочитают небылицы и фантастические рассказы, греки и римляне — разговоры и басни, иудеи — притчи и пословицы. Избрав этот род народного образования, Иисус придал ему простоту, истинность, умеренность и прелесть, каких до Него не знали. Большая часть Его притчей врезалась в память народа; они осуществляют собою прекрасное во всей его полноте, человечество их знает и наслаждается ими, ребенок разбирает их по складам, взрослый в них вдумывается; невежда понимает их, глубоко мыслящий человек находит в них бесконечный свет.

А. Дидон. С. 348.

 

Его проповедь была сладостной и нужной, полной простоты и благоухания полей. Он любил цветы, и они служили Ему очаровательными примерами. Птицы небесные, море, горы, игры детей — все это затрагивалось в Его поучениях.

Э. Ренан. С. 152.

Наверное, во всей словесности нет ничего равного по совершенству притче о полевых лилиях. Вот Он берет маленький цветок и говорит, как он прост, даже бессилен; потом вдруг расцвечивает его пламенными красками, и цветок становится чертогом великого, славного царя; и тут же обращает в ничто, словно бросает на землю, — «...если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра пойдет в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры». Когда я читаю эту притчу, мне кажется, что по мановению руки, силою белой магии возникает Вавилонская башня, только добрая, не злая, а на ее далекой вершине стоит человек, вознесенный превыше небес по звездной лестнице легкой логики и вдохновенного воображения. С литературной точки зрения эта притча лучше всех наших книг, хотя привел Он ее вскользь, невзначай, словно сорвал цветок. Само ее построение показывает нам, насколько Он выше простых проповедников опрощения. Только очень тонкий и очень высокий ум (в самом лучшем смысле слова) способен сравнить низшее с высшим, а высшее — с высочайшим, мыслить на трех, а не на двух уровнях. Только очень мудрый человек поймет, например, что гражданская свобода выше рабства, но духовная свобода выше гражданской. Так не мыслят упростители Писания, призывающие к «евангельской морали», которую одни зовут простой, другие — сентиментальной. Так не мыслят те, кто довольствуется призывами к миру во что бы то ни стало. Кстати, поразительный пример такого хода мысли — слова о мире и мече. Человек, лишенный этой силы, не поймет, что, хотя добрый мир лучше доброй ссоры, добрая ссора лучше худого мира. Таких сравнений в Евангелии немало, и я не перестаю дивиться им. Так, объемное тело глубже и выше двухмерных существ, обитающих на плоскости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...