Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иисус против Иерусалима (шаг первый) 9 глава




Ф. Мориак. С. 168–169.

 

Одна из его лучших притч — это притча о человеке, раненом на дороге в Иерихон.

Э. Ренан. С. 128.

 

Однажды некий законник встал и, искушая Его, сказал: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Отвечая, Христос опять отбросил весь груз левитского закона, восстановив две истины: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя». И тут последовала коварная ловушка: «а кто мой ближний?».

Д. Рид. С. 65.

 

Христос знал, что если спросить собственного мнения этого законника по этому вопросу, то оно было бы крайне узко и ложно; поэтому Он ответил Сам или, вернее, дал законнику средство ответить на него — одной из самых трогательных притчей.

А. Лопухин. С. 385–386.

 

…И в ответ Иисус придумывает историю о человеке, на которого по дороге из Иерусалима в Иерихон напали разбойники — эту дорогу арабы называют «Красный Подьем» из-за цвета тамошней почвы.

Ф. Мориак. С. 144–145.

 

Кто из смертных сумел бы ответить, как Иисус? Конечно, нашлись бы люди, которые, как и Он, открыто высказали бы свои взгляды, зная, что рискуют жизнью: людей, готовых идти на мученичество не так уж мало. Но Он сделал больше: как опытный фехтовальщик, он обезоружил противника, выбив шпагу из его рук. Его провоцировали заявить открыто, что «язычники» тоже «ближние», и этим осудить самого себя в нарушении закона. По сути Христос так и ответил, но Его слова совершенно посрамили спрашиваемого; редко случалось законникам терпеть такое унижение. Левитско-фарисейское учение признавало «ближними» только иудеев, а из всех отверженных язычников самаряне считались самыми отвратительными… Даже прикосновение к самарянину оскверняло и считалось злейшим «нарушением»… Целью вопроса было спровоцировать Христа на такой ответ, который поставил бы Его под самое суровое наказание; однако, избрав для ответа притчу о самарянине, Христос проявил поистине сверхчеловеческие смелость и гениальность, рассказав, как «некоторый человек...попался разбойникам... которые изранили его и оставили едва живым. По случаю один священник шел той дорогою... а также один левит (обычный укор Христа тем, кто искал предать Его смерти)»…

Д. Рид. С. 65–66.

 

Но выдумана ли эта история? Дорога действительно опасна. Кажется, будто Учитель присутствует там, на месте событий, Он не выдумывает их, а видит совершающееся сейчас, в момент рассказа, как видит все, и, возможно, все это происходит лишь в нескольких стадиях от того места, где Его окружила взволнованная кучка слушателей и чистосердечный книжник всем сердцем внимает каждому Его слову.

Ф. Мориак. С. 144–145.

 

Он рассказал, как однажды человек, проходя скалистым ущельем, ведущим из Иерусалима к Иерихону, попал в руки разбойников, частые нападения которых дали самому проходу зловещее название «кровавого пути». Грабители-бедуины, бросили его на дороге обнаженным, истекающим кровью и полумертвым. Священник, возвращаясь этим путем в свой священнический город, увидел его, но тотчас же перешел от него на другую сторону дороги...

А. Лопухин. С. 385–386.

 

…Левит проходит тоже и не останавливается.

Э. Ренан. С. 128.

Но вот идет презираемый священниками самарянин. Он перевязывает путнику раны, промыв их сначала вином и, смазав маслом, сажает на осла, привозит вечером в гостиницу, оставляет для него те немногие деньги, что у него были с собой, и обещает доплатить остальное на обратном пути. Он задерживается в дороге, он лишает себя всех своих наличных денег.

Ф. Мориак. С. 144–145.

 

…Cамарянин, один вид которого возбудил бы в несчастном ограбленном иудее трепет племенной вражды и самую тень которого он почел бы осквернением, — добрый самарянин этот — образ того Божественного Проповедника, Которого отвергали и презирали люди, но Который пришел исцелить раны человечества, не находившие для себя целебных средств ни в обрядовом, ни в нравственном законе.

А. Лопухин. С. 385–386.

 

Мораль тут ясна — истинное братство создается между людьми любовью к ближнему, а не религиозной верой. «Ближний», который по верованию иудеев мог быть только единоверцем и иудеем, по понятиям Иисуса, означал человека, чувствующего жалость к себе подобному, без различия веры. Братство людей, в самом широком его значении, вытекало из всех поучений Иисуса…

Э. Ренан. С. 128.

 

Прижатый в угол законник, не посмел произнести грязное имя «самарянин», но ответил: «тот, кто проявил милосердие», и, видимо, только потом сообразил, что тем самым он присоединился к осуждению тех, от чьего имени он действовал: священника и левита.

Д. Рид. С. 66.

 

…Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же...

Лука. 10:37

 

Этими немногими словами Христос, не делая прямого намека, заставил спрашивавшего самого осудить всю расовую ересь, на которой был построен фарисейский закон…

Д. Рид. С. 65–66.

 

…И вопрос: «Кто из этих троих... оказался ближним попавшему в руки разбойников?» Законник: «Сотворивший ему милость». Иисус: «Иди, и ты поступай так же». Вывод достаточно категоричный, однако собеседник сам подошел к ответу, деятельно помогая его обосновать. Власть Иисуса проявляется здесь в том, что он исподволь подводит человека к черте, где нужно принять решение. Но если тот отклонял вызов, Иисус просто отворачивался от него.

Ч. Додд. С. 45.

 

Однажды Он стал рассказывать им притчу о блудном сыне... Притчу ли? Нет, подлинную историю — историю всех возвращений к Богу после безумств, через которые многие проходят в молодости… Сын потребовал у отца свою долю наследства и предался распутству. Но он предавался своим страстям безрассудно, пренебрегая расчетливостью и хитростями, которые обеспечивают безнаказанность стольким преступникам. Безумства довели свинопаса до полной нищеты. Ему пришлось отбирать свою еду у свиней. И тогда он вспомнил об отчем доме... Почувствовать себя богатым юношей, выросшим в роскоши удобного большого дома, полного кладовых и слуг! Онзнал запах нашего кухонного сала, аромат мяса, поджаренного на огне из виноградных лоз, сердечную почтительность старых слуг, родившихся в поместье.

Сперва именно это влечет блудного сына, как и всех блудных детей. Но это еще не любовь. Однако его принимают с необычайной радостью, закалывают тучного теленка, дарят перстень и одежду... А старшему сыну, который был всегда верен, достаются лишь упреки за ревность. Несправедливость милосердия! Тот, кто рисковал, играл и проиграл, предает себя Отцу, потому что ничего более не имеет, и нередко оказывается выше исправных богомольцев, следующих всем правилам благочестия и тщательно следящих, чтобы и тень упрека не упала ни на одну ступеньку той лестницы совершенства, которую они строят день за днем. Старший сын и не подозревает о радости, которую Отец и Бог испытывает, когда Его жалкое, но вновь обретенное чадо вздыхает: «Отче! Я согрешил против неба и перед Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим...» Господь особенно ценит самоуничижение человека, который, испробовав все пути и дойдя до крайней степени страдания, возвращается с сознанием своего ничтожества, в прямом смысле слова уничтоженный, и отдается на Его милость с тем же чувством, с каким по закону человеческого правосудия он, отдался бы в руки палача.

Ф. Мориак. С. 232–233.

 

Вот бесчестный управитель, которого хотят прогнать, обеспечивает свое будущее по меньшей мере сомнительной сделкой. Безусловно, он негодяй — но какой образчик находчивости в отчаянной ситуации!

Ч. Додд. С. 38.

 

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и призвав его, сказал ему: что это я слышу о Тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь; Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку! и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

Лука. 16:1–8.

 

Иногда Учитель, более сведущий в делах небесных, чем земных, обучал еще более странной политической экономии. В причудливой притче один управитель восхваляется за то, что прибрел себе друзей между бедными за счет добра своего господина, ради того, чтобы бедные в свою очередь ввели его в царствие небесное. А так как бедные будут распорядителями этого царствия, то, по-видимому, они будут принимать только тех, кто им подает милостыню. Предусмотрительный человек, думая о будущем, должен стараться расположить их в свою пользу. «Фарисеи, будучи скупыми, — говорит евангелист, — слышали это и смеялись над ним». Слышали ли они также следующую грозную притчу? «Был один богатый человек, который одевался в пурпур и тонкие одежды и каждый день ел вкусно. Был также бедняк, по имени Лазарь, который лежал у его дверей, покрытый язвами, и жаждал насытиться крошками падающими от стола богатого. И псы приходили лизать его раны. Вскоре случилось, что бедняк умер и был отнесен ангелами на лоно Авраама. Богач умер также и был похоронен. Из недр ада, будучи в муках, он поднял глаза свои и увидел Авраама и Лазаря на лоне его. И возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я страшно мучусь в пламени сем. Но Авраам ему сказал: сын мой, вспомни, что ты получил свою часть добра в жизни своей, а Лазарь свою часть зла. Ныне же он утешен, а ты страдаешь». Не вполне ли это справедливо? Позднее эта притча была названа притчей «о злом богаче». Но, в сущности, это просто притча о «богаче». Он в аду, потому что был богат, потому что не раздавал своего добра бедным, ел хорошо, в то время, как другие у дверей его ели плохо, ничего не ели. Наконец, однажды, когда Иисус, не доходя еще до таких крайностей, предлагал лишь в виде совета, что тот, кто желает быть совершенным, должен продать свое имущество и раздать нищим, Он все-таки в заключение присовокупляет этот суровый приговор: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие».

Э. Ренан. С. 156–157.

 

Впрочем, несколько повелительный тон таких речений, уравновешивает другая особенность Его учительства, тоже подчеркнутая в Евангелиях. Мы не раз видим, как Иисус, аргументируя, приводит к доказательному выводу. Такие диалоги обычно очень кратки, однако сквозь сжатость и стилизацию нетрудно различить настоящий спор. Довольно часто Иисус постепенно подводит собеседника к ответу на его же вопрос — вопрос при этом предстает в совершенно ином свете. Многие притчи, явно служили этой цели: слушающему предлагалось вынести суждение о вымышленном происшествии, чтобы затем приложить его к реальному, нынешнему случаю.

Ч. Додд. С. 44–45.

 

Но вот приближаются фарисеи. Голос Господа тут же меняется, становится грозным. Он знает, что они посланы синедрионом, чтобы играть в смертельные «кошки-мышки», чтобы уловить Его в сети своего хитроумия, уловок своих…

Ф. Мориак. С. 184–185.

 

Сын Человеческий удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну притчу, в коей под покровом иносказания раскрыт был нечистый образ мыслей иудейских первосвященников, указана вся, так сказать, превратная и жалкая система их действий в отношении к Мессии.

«Один богатый человек, — сказал Господь, — насадил у себя виноград и прилагал о нем особенное попечение: оградил его оградою, выкопал в нем колодец и поставил башню для стражи. Так как дела требовали присутствия его в другом месте, то он, при своем отправлении туда, отдал виноградник виноградарям, с условием, чтобы они каждый год доставляли ему известное количество вина и плодов. Когда наступило время собирать плоды, он послал своих слуг к виноградарям за условленною частью. Но виноградари приняли их вражески: иных прибили, другим камнями проломили голову, иных убили до смерти (как, например, в древности по наущению иудейского священства убили пророков Исайю, Иезекииля, Амоса). Хозяин винограда, несмотря на такую несправедливость и злобу, послал к виноградарям других слуг, но они и с ними поступили не лучше прежнего: иных убили, других отогнали с бесчестием... Наконец долготерпеливый хозяин послал в третий раз слуг, но опять без успеха.

Казалось, время было уже суда и мести; но домовладыка был черезвычайно добр. «Что мне делать? — размышлял он. — Пошлю к ним еще сына моего возлюбленного, не может быть, чтобы злоба их простерлась до того, чтобы презреть моего собственного сына». Сын пошел, но виноградари, едва только завидели его, решились единодушно погубить. «Это единственный наследник, говорили между собою изверги, — если мы убьем его, то виноградник будет наш», — и, схвативши юношу, убили и выбросили вон из виноградника».

(При этих словах в слушателях обнаружилось сильное негодование).

«Но хозяин виноградника, — продолжал Иисус, — не всегда будет оставаться в дальней стороне, он возвратится, и как, думаете вы, поступит он с виноградарями»?

«Таких нетерпимых злодеев, — отвечали книжники, — он предаст тяжкой казни, а виноградник отдаст другим работникам, которые будут доставлять ему плоды исправно и в назначенное время».

Отвечать таким образом, произнося на самих себя суд, можно было, или совершенно не поняв притчи, или приняв личину явного бесстыдства. Не понять было нельзя; покров иносказания слишком был прозрачен, и каждый видел, что под господином виноградника разумеется Бог, под виноградником — народ иудейский, под слугами — пророки, под единородным сыном — Мессия Иисус; следовательно, под негодными виноградарями — современные Иисусу правители и вожди народа иудейского. Пример пророка Исайи, употребившего подобную притчу с полным разъяснением, устранял любое недопонимание. Значит, языком книжников говорило бесстыдство, желавшее сделать вид, будто не узнает себя в том, что так ярко изображено. «Так, — подтвердил Господь, — хозяин виноградника предаст казни негодных виноградарей, и виноградник будет отдан другим, лучшим…» Тон голоса и взор показывали, что грозные слова относятся прямо к членам синедриона.

«Избави Бог»! — воскликнул один из них, как бы пораженный угрозою…

Архиеп. Иннокентий. С. 104–105.

 

Тот, кто имеет уши, да слышит!

Евангелие от Фомы.

Апокриф (69).

 

Чтобы сорвать с лицемеров саму маску, которою они прикрывались, показать, что не страх или что либо подобное заставляет Его не отвечать на вопрос синедриона, а единственно уверенность в бесполезности ответов, Господь обратился к посланным с новым вопросом, на который им нельзя уже было не отвечать, хотя ответ клонился к совершенному их посрамлению, — и, по обыкновению своему, заключил этот вопрос в притчу. «Может быть, — сказал Он, — взглянув пристально на книжников, — вам легче будет дать мнение вот на это дело. У одного человека было два сына. Однажды он подошел к первому и сказал: сын, поди работай сегодня в винограднике моем. Но сын был столь груб, что решительно отвечал: не хочу! Но после одумался и пошел. Отец обратился к другому сыну и сказал ему то же, что первому. Сей, со всем уважением отвечал, что он немедленно пойдет в виноградник; однако же не пошел. Который из двух, — прибавил Господь, посмотрев на книжников, — исполнил волю отца?» — «Разумеется, первый», — гордо отвечали книжники, не видя еще, куда клонится притча, и решительным ответом желая показать, что они ни в коем случае не относят ее к себе. «Не то же ли самое, — возразил Господь, происходит с вами? — Иоанн пришел к вам путем правды, жил и учил, как пророк; но вы не поверили ему, не принесли покаяния, им заповеданного, вы, кои, подобно тому второму сыну, непрестанно твердите, что согласны исполнять волю Отца. Напротив, люди, вами презираемые, мытари и грешники, оказывавшие до сей поры непокорность воле Божьей, поверили Иоанну, покаялись и принесли плоды, достойные покаяния. По крайней мере, этот пример должен был тронуть вас и пробудить. Но вы остаетесь упорными и нераскаянными. И вот, говорю вам, — прибавил Господь, возвысив голос, — мытари и грешники войдут, и скоро, в Царствие Небесное; а вы, которые думаете, что имеете полное право на него, будете изгнаны из него». Произнести эти слова, обращенные к первосвященникам, в присутствии всего народа, значило поразить их как громом. Все, чего они надеялись достигнуть своим торжественным явлением к Иисусу, было потеряно; — самое достоинство их служило им теперь в тягость. С радостью они вступили бы в спор с Иисусом: но неуверенность в своих силах связывала язык; еще охотнее употребили бы силу, но народ был на стороне Иисуса. Не зная, на что решиться, они невольно оставались пред Ним, как осужденные — для слушания последнего приговора.

Архиеп. Иннокентий. С. 102–104.

 

И чем проще истина, тем она прекрасней.

Ф. Мориак. С. 136.

 

Поскольку во мнении иудеев о земном царстве Мессии было не все ложное и несбыточное, а была и истина, то нельзя было в настоящем случае сказать ученикам вообще: «ваши ожидания напрасны!» Они не были бы напрасны, если бы ученики и все иудеи сумели отличить пришествие Мессии первое и уничиженное — от пришествия второго, славного и величественного, и не смешивали духовного, всемирного владычества Его с земным господством над Иудеею. Чтобы узнать им истинную точку зрения на предметы и дать ключ к пониманию наступающих событий, которые действительно содержали в себе весьма много превышающего их тогдашние понятия и чудесного, Господь обратился к обыкновенному своему способу образной речи — к притче.

«Один человек, — сказал Он, — высокого происхождения, отправлялся в далекую страну, для принятия царского достоинства: в получении венца царского он уверен был столько, что пред отшествием своим сделал все нужные распоряжения, чтобы, во время отсутствия, обыкновенные доходы его ни мало не потерпели убытков. Из десяти избранных рабов его каждому дано было по мине с тем, чтобы они употребили эти деньги в дело. После того он отправился. Но из сограждан многие, хотя без всякой с его стороны причины, не были расположены к нему. Чтобы удалить его от престола, они отправили посольство к тому царю, который должен был утвердить права его на царство. Всякого другого, говорили посланные, мы скорее согласимся иметь царем, только не его. Но представления их не имели никакого действия: нелюбимый наследник возвратился царем. Начался отчет в деньгах, вверенных рабам. «Государь, — сказал с радостью первый, — посмотри: мина твоя принесла десять мин!» «Прекрасно, — отвечал царь, — ты добрый слуга; я вверил тебе мало, но ты сделал много: возьми в управление десять городов!» «И я сделал пять мин из одной», — сказал другой. «Получи и ты награду за труды, — отвечал царь, — пять городов будут в твоем управлении». «А я, — начал говорит третий, — ничего не сделал и не делал из твоей мины. Зная, что ты весьма скуп и жесток, жнешь, где не сеял, берешь, где не клал, — я заботился только о том, чтобы сохранить ее в целости, и для сего держал ее в потаенном месте, завернувши в плат. Вот она! Ни более, ни менее, как была взята!» «Твоими же словами, — сказал царь, — я осужу тебя, злой раб! Ты знал, что я человек жестокий, который более требует, нежели дает, жнет, где, не сеял, собирает, где не расточал: для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, возвратясь, получил его с лихвою? Возьмите у него, — сказал он прочим слугам, — сию мину и отдайте тому, у кого десять мин...»

Такая награда одного человека показалась им слишком великою, особенно в сравнении с тем, у кого все отнималось. «Государь, — заметили они, у него и так уже десять мин». «Что за нужда? — отвечал царь. — Имеющему (и хорошо употребляющему) дано будет, а у неимеющего (употребляющего неправильно, или вовсе не употребляющего) и то, что он имеет отнимется!..»

Архиеп. Иннокентий. С. 23–25.

 

Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

Лука. 11:35.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...