Памятник, подлежащий охране. Обезьяна и голова. Собака и обед. Беспристрастность как точка зрения. Покупка президента. Двое в сумасшедшем доме
ПАМЯТНИК, ПОДЛЕЖАЩИЙ ОХРАНЕ «Члены городского совета Райда, остров Уайт, прошлым вечером разразились хохотом при сообщении Уайтхолла [правительственного департамента] о том, что морской пирс официально внесен в список памятников, представляющих исторический или архитектурный интерес. Этот пирс был разрушен в 1952 г»[18]. Отсутствие точной информации и лежащая в основе этого неспособность отыскать ее, вместе с предположением, что вещи таковы, как воображает кто-то, составивший этот список, обеспечили охрану несуществующему пирсу. Еще в большей степени, чем со зданиями, тот же тип мышления активизируется, когда многие люди имеют дело с идеями, литературой и людьми. Механизм мышления подобного рода применяется к любой другой вещи точно таким же образом. Не нужно даже быть человеком, чтобы делать предположения относительно чего-то, что в результате бесполезно и вредно для вас. Взгляните на следующее сообщение: ОБЕЗЬЯНА И ГОЛОВА «Одного человека в Куала Лумпуре, Малайзия, пришлось госпитализировать из-за растяжения связок шеи, полученного им, когда обезьяна, наученная срывать кокосы с высоких деревьев, прыгнула к нему на плечи и принялась откручивать ему голову»[19]. Без сомнения, эта обезьяна, если ее подучить, включила бы несуществующее сооружение в список как 'представляющее интерес'. В процессе передачи надо принимать в расчет того, кому нужно что-то передать. Обдумайте это и сравните с ситуацией, когда кто-то покупает книгу и читает ее в соответствии со своими собственными понятиями о том, что пытаются сообщить: СОБАКА И ОБЕД Швейцарская пара поведала газете Blick, что они взяли своего любимого пуделя в Гонконгский ресторан и показали официанту, что хотят его накормить, знаками изображая процесс еды. Пуделя увели. Когда официант вернулся с блюдом, накрытым серебряной крышкой, они обнаружили, в нем свою собаку, зажаренную и украшенную приправой из перцев и бамбуковых ростков[20].
Сообщают, что эта пара была травмирована и пережила эмоциональный шок. Многие суфийские учителя, как например Руми, отразивший в Fihi Ma Fihi и Masnavi обращение людей с духовными материалами, окружены почти такой же атмосферой травматизма. Беспристрастность как точка зрения В: Как достичь беспристрастности? О: Беспристрастность большинства людей вовсе не является таковой, но лишь ширмой для пристрастной точки зрения. Если у вас есть пристрастие к беспристрастности, вашей целью должен быть контроль этого пристрастия, а не борьба за беспристрастность, потому что вы никогда не достигнете беспристрастности через пристрастность. Люди, верящие, что они беспристрастны, редко, однако, являются таковыми. Найти беспристрастных людей обычно легко только тем, кто в них не нуждается. Как сказано в Anwar-i-Suhailli: «Если бы практика была проверкой, мы могли бы распознавать лгунов по их лицам». Как пример беспристрастности, вспомним поступок Бишра ал-Хафи, упоминаемый Газали в его Book of Knowledge, когда тот похоронил множество книг, сказав: «Я чувствую побуждение подробно излагать Традиции. Но не буду делать этого, пока желание не успокоится». Недостаток опыта и информации является причиной отсутствия беспристрастности, но это не удерживает людей от веры в то, что, на самом деле, они объективны. Они верят в это, потому что у них есть сильное желание быть или казаться беспристрастными. Отсюда указание Бишра на препятствующую роль эмоций желания. Мы можем проиллюстрировать, что делают люди, когда у них весьма мало информации и весьма много желания, бесспорно 'объективным' случаем, взятым из антропологических исследований Новой Гвинеи:
ПОКУПКА ПРЕЗИДЕНТА В апреле 1966 г. некоторые островитяне отказались платить налоги, потому что они копили средства для покупки Президента Соединенных Штатов. Они уже отказались голосовать, поскольку в избирательных бюллетенях не было имени Президента[21]. Чтобы достичь беспристрастной точки зрения, вам надо быть способным смотреть на ситуации, отделяясь от их непосредственных 'сообщений', с тем, чтобы, в конце концов, вы могли видеть вещи 'со всех сторон'. Если бы меня попросили проиллюстрировать это примером с Запада, я выбрал бы следующую историю: ДВОЕ В СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ Психиатрам, посетившим один сумасшедший дом, сопровождающий описывал два случая. «В этом боксе, – сказал он, – находится человек, который сошел с ума, когда другой женился на девушке, которую он любил». «А в следующем? » – спросил один посетитель. «Там человек, который женился на той девушке». Характерные черты и цели суфийской группы В: Не могли бы вы назвать некоторые характерные черты и цели действующей суфийской группы? О: Внешний вид: Может принимать любую форму, сообразную с культурой, в которой она работает, руководящий принцип в том, что определенным людям необходимо быть связанными в своего рода жизнеспособный организм. Цель: Формировать и поддерживать, под соответствующим руководством, особые условия, в которых может действовать Учение. Намерение: Предоставить возможность столь многим людям, сколь это возможно, в надлежащем порядке достичь того понимания, которое будет способствовать тому, что более высокие (так же, как и более низкие) воздействия Учения дадут максимальную развивающую помощь. Программа: Поддерживать групповую работу как канал для все более тонких импульсов из Источника, и настраивать членов группы так, чтобы они могли воспринимать эти импульсы. Характерные черты: Достаточно серьезные, но не догматичные люди; позиции, подобающие для того, чтобы передача действовала; подходящая ориентация для принятия и работы с материалами, данными или указанными Представителем Учения в данное время.
Modus Operandi: Встречи, чтение, 'прослушивание', представления, практики, теоретические и практические занятия, организация окружающей обстановки. Вырождение: Становится явным по следующим признакам: принятие упрощений, сокращение активной деятельности, мессианское или панацеанское мышление, считающиеся священными иерархические образцы поведения, буквальное принятие аллегорий и наоборот, агиография, обеспечение социальными и психологическими стимулами и/или утешениями, предложение сферы для проявления личности, утоление желаний внимания, переориентация на занятия политических, организационных, религиозных, психологических, социальных, академических, семейных и других кругов. Сопоставьте это с тем типом группы, которую составляют такой 'человек учения' и его окружение, о ком Аль-Заури говорит: «Будьте уверены, что он – самозванец и мошенник: потому что, если бы он сказал им правду, они возненавидели бы его».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|