Разговорный стиль. Использование элементов разговорного стиля в текстах художественной литературы и публицистики.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Основные понятия стилистики. Стилистическое значение и его компоненты. Понятие о функциональном стиле. Устная и письменная форма существования стиля.
СТИЛИСТИКА - учение о языковых стилях как функциональных вариантах языка и речи. Различают лексическую, фразеологическую, синтаксическую, стилистику словообразования и частей речи. Первым понятие стиля в отечественную науку ввел Ломоносов. Дело Ломоносова продолжили такие ученые, как Щерба, Винокур, Виноградов. Стилистика языка как "система систем" или структурная стилистика. Стилистика речи, т.е. разных видов и актов общего употребления языка. Стилистика художественной литературы." 1. Стилистика языка изучает стили, которые обычно называют функциональными. В связи с различиями в понимании основных функций языка, представляется различные соотношения стилей. обиходно-бытовой - общение; обиходно-деловой, официально-документальный и научный - сообщение; публицистический, художественно - беллитристический - воздействие. Стили отчасти соприкасаются, но в значительно большей степени противопоставляются. Иногда находятся в глубоком взаимодействии и даже смешении. 2. Стилистика речи базируется на стилистике языка. В этом разделе на первый план выступают способы употребления языка и его стилей в разных видах монологической и диалогической речи. Стили речи представляют собой реализацию этих средств языка по законам функционирования языка, соответствующих тем же сферам общения;
3. Стилистика, ед. художественной речи. Структурный раздел стилистики, изучающий вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости. Проблематика с. х. р. включает: 1) проблему «образа автора»; 2) построение разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога [2]; 3) отбор языковых элементов, в том числе и нелитературных, ненормированных, их трансформацию в контексте художественного произведения, художественной речи в целом; 4) внутреннюю организацию художественного повествования с позиций автора, рассказчика, персонажа, типологию композиционно-синтаксических форм повествования в данном художественном тексте; 5) вопрос о соотношении литературного языка и языка художественной литературы. стилистика художественной литературы; она рассматривает все элементы стилей литературных произведений и писателей Стилистическое значение слова - дополнительное значение, коннотация, которое содержит информацию о субъекте речи и воспринимается неосознанно. Компоненты стилистического значения: экспрессивный, эмоциональный, оценочный, социально- жанровый и др. Нейтральная (межстилевая) лексика - общеупотребительная лексика, не связанная с определёнными функциональными стилями и не имеющая эксспрессивной окраски. Книжная лексика - слова, характерные для письменного изложения, несвойственные живой устной речи. Разговорная лексика - стилистически окрашенная лексика, составляющая основу разговорной речи, неоднородная по своему составу. В современном русском языке
трудности представляет разграничение разговорной лексики, просторечия и жаргона. Литературный язык - высшая форма существования языка, понимаемая носителями языка как образцовая. Арго - условный язык, применяемый какой-нибудь обособленной социальной или профессиональной группой Жаргон - речь какой-либо социальной, профессиональной или иной группы, содержащая много отличных от общенационального языка, в том числе искусственных и условных, слов и выражений. Сленг - слова и выражения, употребляемые людьми определённых возрастных групп, профессий, социальных прослоек; особая манера говорить. Канцеляризмы - слова, имеющие окраску официально-делового стиля, неоправфданно употребляющиеся в других функцинальных стилях. Клише - шаблонная фраза, речевой штамп, свойственный, как правило, письменной форме речи. Коннотация - добавочное к основному - лексическому, предметно-логическому значение слова, компонент значения, который выражает субъективную оценку выраженного в слове понятия, его эмоциональную направленность, функциональную, социально-жанровую, национально-культурную или иную принадлежность. Ассоциативно-образный компонент значения - добавочное к основному предметно- логическому значение слова (коннотация), выражающее связь между основным значением слова и другими представлениями, которые могут быть обусловлены индивидуальным опытом человека Временной компонент значения - дополнительное к основному, предметно- логическому, значение слова (коннотация), которое содержит информацию о степеми актуальности слова: устаревшее, новое, актуальное. Национально-культурный компонент значения - дополительное к основному - предметно-логическому - значение слова, которое содержит информацию о националь- ных и культурных особенностях функционирования данного слова. Оценочный компонент значения - дополнительное к основному - предметно-логичес- кому - значение слова, которое содержит информацию об отношении (одобрительном или неодобрительном) к предмету речи. Территориальный компонент значения - дополнительное к основному - предметно- логическому - значение слова (коннотация), которое содержит информацию о месте,
территории его распространения. Экспрессивный компонент значения - дополнительное к основному - предметно- логическому - значение слова (коннотация), которая содержит информацию о степени, силе выражения эмоции или себъективной оценки в слове. Эмоциональный компонент значения - дополнительное к основному - предметно- логическому - значение слова, выражающее эмоцию, связанную с понятием, заключённым в слове (гнев, радость, страх, удивление и др.). Стиль - 1. Способ речевого поведения (с позиции отправителя сообщения). 2. Дополнительная информация, которая обнаруживается в тексте наряду с его основным содержанием (с позиции адресата). 3. Функциональная разновидность литературного языка. Стилеобразующий фактор - фактор или условие, которое оказывает важнейшее влияние на форму данного речевого общения (5 основных факторов: форма речи, цель общения, обстановка общения, особенности говорящих, тема общения) Стилизация - подражание стилю какого-либо автора, речевым особенностям, присущим определённой сициальной среде, исторической эпохе, литературному направлению, тому или иному функциональному стилю. Функциональный стиль - форма существования литературного (нормированного) языка. Функциональная разновидность речи, котора используется в конктретной сфере общественной жизни (право, наука,политика), выполняет функцию, бедущую для этой разновидности речи, характеризуется определёнными условиями общения и распологает набором характернх языковых единиц. Функциональный стиль – это исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в сфере человеческого общения. Каждый функциональный стиль характеризуется особенностями на всех уровнях языка, но определяющим является лексический и синтаксический уровень. Различают стили: нейтральный книжный разговорный В пределах книжного стиля выделяются научный, публицистический и официально-деловой стиль. Научный стиль. Этот стиль охватывает область науки. Он характеризуется употреблением терминов, отвлечённых понятий, причастий, деепричастий, сложных слов, вводных слов. Для него характерна точность изложения. Он употребляется в письменной речи. Употребляется умеренно-книжная и сугубо-книжная лексика.
Публицистический стиль. Этот стиль воздействует на слушателей и читателей и в то же время передаёт определённую информацию. Применяя этот стиль, автор стремится призвать к поступку, к переоценке какого либо явления, побудить чувства, решить проблему. Для него характерна эмоциональность, оценочность, образность, логичность. Форма словесного выражения – рассуждение. Используются глаголы в повелительном наклонении, антитезы, повторы слов и синтаксических конструкций, использование риторических вопросов, много восклицательных предложений и использование тропов.
Официально-деловой стиль. Это стиль, с помощью которого точно передаётся деловая информация. Он отличается категоричной требовательностью, адресованной всем. Глаголы употребляются в форме инфинитива или настоящего времени, так как этот стиль выражает приказ. Об этом свидетельствуют слова: обязан, свободен, должен и так далее. Слова в данном стиле употребляются в прямом значении. В тексте содержится только информация и нет выражения личного отношения к ней. Разговорный стиль. Этот стиль отличается некоторой сниженностью лексики. Для него характерна эмоциональность. Многие слова не только отражают понятия, но и отражают отношение к ним говорящего (личико, мордашка). Эмоциональная лексика должна выражать отрицание или отрицание + оценка. Её называют эмоционально-оценочной лексикой. В разговорном стиле используются междометья. Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что она накладывается на лексическое значение; оно имеет три разновидности: слова с ярким оценочным значением, однозначные (опорочить, бестолочь, умница) многозначные (они нейтральные в основном значении, но получают яркую эмоциональность при переносном значении: тряпка, курица, медведь) слова с суффиксами субъективной оценки, которые передают и положительное и отрицательно значение (деточка, детина) Разговорный стиль имеет упрощённые синтаксические конструкции (неполные предложения, нет осложнений).
Разговорный стиль. Использование элементов разговорного стиля в текстах художественной литературы и публицистики. Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям в целом. Этим определяется его особое место в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Разговорный стиль – это наиболее традиционный коммуникативный стиль, обслуживающий бытовую сферу общения. Он предусматривает близкое знакомство, социальную общность участников разговора, отсутствие в общении элемента формальности.
Разговорный стиль характеризуется массовостью употребления. Им пользуются люди всех возрастов, всех профессий не только в быту, но и в неофициальном, личном общении в общественно-политической, производственно-трудовой, учебно-научной сферах деятельности. Он широко представлен в художественной литературе. Разговорная речь занимает исключительное положение в современном русском языке. Это исконный стиль национального языка, в то время как все другие – явления более позднего (часто даже исторически недавнего) периода. Специфической определяющей чертой разговорной речи является то, что она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном участии говорящих. Разговорный стиль (РС) (разговорно-бытовой, обиходно-разговорный, разговорная речь) один из 5 основных функциональных стилей РЯ, противопоставлен книжным стилям вообще: примарная устная форма (есть и письменная) форма диалога содержание - преобладают эмоционально окрашенные выражения · литературный, но не кодифицированный язык - более свободная система, меньшая степень регламентации · сфера повседневного бытового общения в неофициальной, непринуждённой обстановке · ЦЕЛЬ, ФУНКЦИЯ: функция общения (фатическая, поддержание контакта с собеседником) · условия общения в РС: - нет предварительного обдумывания высказывания (- спонтанность, живость общения, непосредственность) - непринуждённая обстановка (неофициальные отношения между участниками общения - эмоциональная окраска, экспрессивность языка, большая конкретность, личностность языка) - важная роль окружающего контекста, ситуации (одновре- менно языковые и внеязыковые средства выражения - жесты, мимика, фонетика, они замещают чисто языковые средства - неполнные высказывания, эллипсис - имплицитность) · в языке: темп речи, ритм, частицы, междометия, неполные предложения, обращения, повторы слов, вставные конструкции · экспрессивность - все языковые планы: произношение, лексика, синтаксис, пр.: Успеем? - Где там успеем!, Какое там успеем!, Так тебе и успеем!, Уж и успели! ЯЗЫК РС: -неточная семантика и форма (+ эррозивность/ неполнота формы) ПРОИЗНОШЕНИЕ: - так наз. неполный произносительный стиль (убыстрённый темп произношения, редукция гласных - вообще / /, редукция некоторых согласных: ходит / /, тебя / /, пропуск согласных: тогда / /, поездка / / только / /) ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ: · так наз. бытовая лексика: называют предметы быта (пижама, халат, ползунки, щи, кастрюля, выспаться) + слова с широким, общим, нередко размытым значением, которое конкретизируется в контексте (ср.: дело, вещь, штука - приблизительность наименования + слова - сорняки) · экспрессивно-окрашенные слова-синонимы: сущ.: прил.:, мест.: глагол:, наречие: союзы:, частицы: междометия: · частое употребление эмоционально или экспрессивно окрашенных ФЕ: · СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: 2 тенденции - 1) сжатые наименования (экономия языковых средстсв в РС), 2) эмоционально окрашенная лексика 1) универбизация - 1 слово вместо сочетания прилаг. + сущ. (суффикс ”к”): - - субстантивизация: употребление прил. вместо прил.+ сущ.: - усечение: сокращение сложных слов, пр.: - + ”ик”: 2) субъективная оценка: - суффиксы субъективной оценки: ”-ня”:, ”-уха”: человек: ”-тяй”:, ”-ун”:, ”-ыш”:, ”-яг-а”: деминутивы (суффиксы уменьшительной окраски): ”-к/а”:, ”ишк/а”: , ”еньк”: увеличительный суффикс: ”ищ-е/а”: бородища, грязища, болшущий ГРАММАТИКА: МОРФОЛОГИЯ: - существительные: разговорная форма предложного падежа: (Х -е) р.ф. именительного падежа мн.ч.: (Х -ы) р.ф. родительного падежа мн.ч.: (Х-ов) р.ф. звательного падежа: (Х-а/я) - прилагательные: сравнительная степень + ”ей”: - глагол: широкое употребление разных форм глагольного наклонения (изъяснительное, сослагательное, повелительное): послушай, скажи, смотри, сходи, дай же, ка употребление глагола без зависимых слов: Ты сдавать будешь досрочно? Дочка вам присылает? Надя в этом году оканчивает и поступает, у нас будет лето не приведи бог. - местоимение: широкое использование форм 1 и 2 лица ед/мн.ч. (диалог) + усечение: Я те говорил. Пропуск/ эллипсис: Смотрю - смотрю - ничего не вижу. - широкое употребление частиц и междометий (субъективное высказывание, эмоциональная окраска) СИНТАКСИС: (Е.А. Земская, Н.Ю. Шведова) - особенности: преимущественное использование формы диалога (Х книжные стили) неполные синтаксические конструкции (сжатость - пропуск) эмоционально окрашенные конструкции (предложения по модальности) - НЕТ: причастий, деепричастий, сложно-подчинённых конструкций с усилённой логической связью (книжные стили) 1) преобладают простые предложения, среди сложных - сложносочинённые, без союза: Доберёшься - сразу позвони!; Не хочешь - не ходи. 2) широкое использование вопросительных и восклицательных предложений 1) употребление слов-предложений (реплики в диалоге: утверждение, отрицание итп.): Да-да. Нет. Вон: Едва ли. Пожалуйста. Ещё бы! Ещё как! Привет. Ну и ну. 2) широкое использование неполных предложений: - пропуск сказуемого: Вдруг мне навстречу старушка. Я к тебе. На работу я обычно на автобусе, а домой пешком. Мы по магазинам. - ситуация: у кассы: Два на девять часов. (роль контекста, ситуации) 5) фрагментарность предложения: - перерывы в речи (разные причины: эмоции, стеснение, спонтанность речи): Я хотел..... просить Вас..... помочь мне. - вводные слова и словосочетания (комментарии, поправки, эмоции, контакт): так сказать, кажется, между прочим знаешь, понимаешь - вставные конструкции (дополнительная информация, уточнение, пояснения): Когда это пройдёт (если это пройдёт), тогда увидимся. - присоединительные конструкции (дополнительные мысли, высказываия): В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту. - спонтанность разговорной речи, неподготовленность высказывания, нет строгой, логической организации текста 6) эмоциональные, императивные предложения: Ох, ох, умираю! Батюшки! Что у тебя с рожей-то! 7) лексические повторы: Да, да, да. Так, так. Верно! Верно! Смотрю, смотрю. очень, очень далеко. 8) осложнённое глагольное сказумое: повторение глагола: Ну, ехали мы, ехали... ”возьми да ” - внезапное, неожиданное действие в прошлом: Он вдруг возьми да пригласи меня на вечер. междометие вместо глагола: Я - стук в стекло. 9) порядок слов: инверсия - ядро высказывания перед темой/ основой высказывания (экспрессивная функция - подчеркнуть смысл выделяемого слова) + особая интонация, эмфатическое ударение на реме: Весёлый он! Я не тебя, я Машу зову! Ближайшая почта не скажете где? Улица Луначарского - как мне попасть? - именительный темы, важнейшая часть, ослабление синтаксической связи - в сложном предложении: союз в начале, в середине, в конце придаточного предложения: Холодно, ветер потому что. Я тетрадь взяла, записывать чтобы. Он вернётся когда, напишите. 10) вместо имени сущ. (1 члена предложения) употребляется предложение, описывающее предмет, как правило с относительным местоимением: Принеси посуду для сока. - Принеси во что сок налить. Оканчивающие заочное отделение уже сдаи экзамены. - Кто заочно кончает уже сдали. Под вами живут у них дети есть? - пропуск сущ.: те, люди, соседи С копюшоном вы не видели? - ребёнка итд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|