Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание, его разновидности. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.




ТИП РЕЧИ - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

 

Описание — один из самых распространенных ком­понентов монологической авторской речи. В логиче­ском плане описать предмет, явление — значит пе­речислить его признаки.

Выделяют статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание — обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие. В художественной литературе, публицистике опи­сание — важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, чело­века, событие, явление.

Описание как тип речи тесно связано с лицом (портретизация), с местом, как в только что приведенном примере (сценичность), с условиями (ситуативность), в которых протекает действие. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д. Впле­таясь в авторскую речь, они выполняют многообраз­ные стилистические функции.

Назначение описания (публицистика) — ввести читателя в обстановку действия, сделать его зрителем, очевидцем происходящего.

Разновидность описания в нехудожественной про­зе — характеристика, частным случаем которой явля­ется техническое описание.

 

Основные признаки, свойственные тому или иному типу речи, могут проявляться и сочетаться не только в целом тексте, но и в определённых его частях, фрагментах, абзацах и даже отдельных предложениях, например: Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...» И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая (М. Булгаков). В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал), описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту...).

 

Повествование, его разновидности. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.

Повествование, как определяет "Теория словесно­сти", в противоположность описанию, "есть изобра­жение событий или явлений, совершающихся не од­новременно, а следующих друг за другом или обус­ловливающих друг друга".

Самый, по-видимому, краткий в мировой литера­туре образец повествования — знаменитый рассказ Це­заря: "Пришел, увидел, победил" (Veni, vidi, vici). Он ярко, сгущенно передает самую суть повествования, смысловую и языковую — это рассказ о том, что про­изошло, случилось. Главное средство такого расска­за — сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Об­разно можно сказать, что повествование — это свое­образное речеведение.

Стилистические функции повествования разнооб­разны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным автор­скими эмоциями.

Последний тип повествования типичен и для многих публицистических жанров.

Сообщение как разновидность повествования — глав­ным образом сфера газетной речи.

 

Повествование 1

Пьяный отец бросился с ножом на мать, старшая сестра прижалась к матери, бабушка повисла на отце, а их дворняга Рэд, ростом с овчарку, кинулась их защищать. Отец ударил ножом собаку. Хлынула кровь. Женщины заорали не своими голосами. Из комнаты все переместились в прихожую, потом отец вытолкнул их в подъезд и запер за ними дверь. А Ольга осталась. Она сползла с дивана, на котором все это время лежала, и, оказавшись в луже крови, заревела.

Позже мать ей рассказала, что они поднялись этажом выше к соседке, старшая сестра рыдала над истекающей кровью собакой, соседка помогала ей перевязывать раны Рэда. Мать, прислушиваясь к доносившему снизу плачу Ольги, сходила с ума. Бабушка, свекровь матери, пыталась её успокоить: "Не тронет он ребенка, успокойся". И вот, когда Ольга затихла, мать с побелевшим лицом кинулась на улицу. Она заглянула в окно - жили они на первом этаже, - увидев ребенка на полу в луже крови, схватила какую-то палку и разбила стекло. Потом встала на лавочку, пролезла в окно, схватила мокрую от слез и крови Ольгу, передала её кому-то из подошедших к окну и вылезла сама. Их проводили только до поезда. Никто из случайных свидетелей не решился войти с ними - боялись, как бы отец не кинулся снова с ножом.

 

Повествование 2

... 14 декабря прошлого года около 4 часов ночи к уединенной автозаправочной станции ООО "Петротанк" на проспекте Испытателей подъехал наряд ППС Приморского района. Удивленные тем, что на станции необычайно тихо и нет никакого движения, милиционеры открыли дверь служебного помещения и увидели убитых выстрелами в голову двух женщин-кассиров и контролера-охранника. При этом у охранника, на вид ему было около 25 лет, они не обнаружили оружие. Касса АЗС была взломана. Как потом выяснилось, со станции была похищена выручка в размере 20 тысяч рублей.

По данному факту прокуратура Приморского района возбудила уголовное дело. Началось следствие. На первоначальном этапе дало оно немного - удалось установить, что во время нападения одна из женщин спала, а погибший охранник пытался-таки применить оружие и остановить убийц. Видимо, в ходе короткой перестрелки все трое и были застрелены бандитами ("Санкт-Петербургский курьер").

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...