Описание, его разновидности. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики.
ТИП РЕЧИ - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. В соответствии с этими целями коммуникации выделяются три основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Описание — один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление — значит перечислить его признаки. Выделяют статическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание — обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие. В художественной литературе, публицистике описание — важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление. Описание как тип речи тесно связано с лицом (портретизация), с местом, как в только что приведенном примере (сценичность), с условиями (ситуативность), в которых протекает действие. Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными и т. д. Вплетаясь в авторскую речь, они выполняют многообразные стилистические функции. Назначение описания (публицистика) — ввести читателя в обстановку действия, сделать его зрителем, очевидцем происходящего. Разновидность описания в нехудожественной прозе — характеристика, частным случаем которой является техническое описание.
Основные признаки, свойственные тому или иному типу речи, могут проявляться и сочетаться не только в целом тексте, но и в определённых его частях, фрагментах, абзацах и даже отдельных предложениях, например: Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск...» И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая (М. Булгаков). В этом отрывке из романа «Мастер и Маргарита» сочетаются повествование (последовательно описаны действия и состояния персонажа: перестал икать, сердце стукнуло и провалилось, вернулось, охватил страх, оглянулся, побледнел, вытер, подумал), описание (перечислены признаки увиденной персонажем картины: соткался гражданин престранного вида, на маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок, ростом в сажень, в плечах узок, худ неимоверно, физиономия глумливая) и рассуждение (даны размышления персонажа, отмеченные своеобразными маркерами рассуждения – риторическим вопросом и вводным словом: Что это со мной? Этого никогда не было... сердце шалит... я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту...).
Повествование, его разновидности. Функционирование в текстах художественной литературы и публицистики. Повествование, как определяет "Теория словесности", в противоположность описанию, "есть изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга".
Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования — знаменитый рассказ Цезаря: "Пришел, увидел, победил" (Veni, vidi, vici). Он ярко, сгущенно передает самую суть повествования, смысловую и языковую — это рассказ о том, что произошло, случилось. Главное средство такого рассказа — сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Образно можно сказать, что повествование — это своеобразное речеведение. Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями. Последний тип повествования типичен и для многих публицистических жанров. Сообщение как разновидность повествования — главным образом сфера газетной речи.
Повествование 1 Пьяный отец бросился с ножом на мать, старшая сестра прижалась к матери, бабушка повисла на отце, а их дворняга Рэд, ростом с овчарку, кинулась их защищать. Отец ударил ножом собаку. Хлынула кровь. Женщины заорали не своими голосами. Из комнаты все переместились в прихожую, потом отец вытолкнул их в подъезд и запер за ними дверь. А Ольга осталась. Она сползла с дивана, на котором все это время лежала, и, оказавшись в луже крови, заревела. Позже мать ей рассказала, что они поднялись этажом выше к соседке, старшая сестра рыдала над истекающей кровью собакой, соседка помогала ей перевязывать раны Рэда. Мать, прислушиваясь к доносившему снизу плачу Ольги, сходила с ума. Бабушка, свекровь матери, пыталась её успокоить: "Не тронет он ребенка, успокойся". И вот, когда Ольга затихла, мать с побелевшим лицом кинулась на улицу. Она заглянула в окно - жили они на первом этаже, - увидев ребенка на полу в луже крови, схватила какую-то палку и разбила стекло. Потом встала на лавочку, пролезла в окно, схватила мокрую от слез и крови Ольгу, передала её кому-то из подошедших к окну и вылезла сама. Их проводили только до поезда. Никто из случайных свидетелей не решился войти с ними - боялись, как бы отец не кинулся снова с ножом.
Повествование 2 ... 14 декабря прошлого года около 4 часов ночи к уединенной автозаправочной станции ООО "Петротанк" на проспекте Испытателей подъехал наряд ППС Приморского района. Удивленные тем, что на станции необычайно тихо и нет никакого движения, милиционеры открыли дверь служебного помещения и увидели убитых выстрелами в голову двух женщин-кассиров и контролера-охранника. При этом у охранника, на вид ему было около 25 лет, они не обнаружили оружие. Касса АЗС была взломана. Как потом выяснилось, со станции была похищена выручка в размере 20 тысяч рублей. По данному факту прокуратура Приморского района возбудила уголовное дело. Началось следствие. На первоначальном этапе дало оно немного - удалось установить, что во время нападения одна из женщин спала, а погибший охранник пытался-таки применить оружие и остановить убийц. Видимо, в ходе короткой перестрелки все трое и были застрелены бандитами ("Санкт-Петербургский курьер").
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|