Третий этап — «И идет дождь» — меняется музыка, она становится тонкой, светлой, прозрачной. Дождь как разрешение и завершения, светлые слезы неба. Танец продолжается.
Завершающая стадия процесса очень важна, она может вызвать сильные катарсические переживания. Будьте готовы принять их. Продолжительность: разминка – 1,5 -2 часа, первый этап – 5-7 минут, 2 этап – 15-25 минут, 3 этап – 5-10 минут. Музыка: специально подобранная, большая часть второго этапа проходит без музыки. Интеграция Очень важный этап в АД — интегрирующее завершение процесса. И, хотя эта техника, как и многие другие глубинные техники, опирается на естественные силы самоисцеления, присущие психике, именно его глубина предъявляет особые требования к интеграции опыта. Мы перечислим некоторые из возможностей интегрирующего завершения процесса. Обязательным элементом АД является проговор. Он может проходить в парах (если работала диада движущийся-свидетель) и/или в круге. Для проговора в парах очень важно указать на важность описания каждым участником и, особенно, свидетелем только своего опыта, отслеживания проекций. Джоан Чодороу предлагает выделять три аспекта описания опыта: 1) Что делало тело? — прямое описание движений, их качеств, развития процесса в пространстве и времени. 2) С каким чувством или эмоцией это было связано? — для свидетеля важно различать, какие у него самого возникали эмоции и какие чувства, как ему показалось, проживал партнер. 3) С какими образами это ассоциировалось? — образы и символы являются более древним, «мягким» и синкретическим языком описания и помогают найти связь между движениями, чувствами и идеями.
«Подношение» — это ритуальное воспроизведение свидетелями тех движений и поз, которые им особенно запомнились. В случае работы в общем круге свидетели по одному, без слов и комментариев, выходят в центр, чтобы воспроизвести эти движения, «преподнести» их группе. Каждый свидетель может выйти несколько раз.
Записывание — написание отчета и ведение дневника (особенно, в случае продолженной группы) является хорошим способом осознания и дополнительного отреагирования. Самоотчет может быть и в форме автоматического письма. Рисование и лепка (в т. ч. рисование мандал) — еще один часто применяемый и эффективный способ дополнительной интеграции материала процесса. Также иногда используется «сочинение стихотворения», которое может быть и белым стихом; можно использовать особые формы, такие как хайку. Современная полимодальная арт-терапия, используя опыт актуального искусства стала применять в качестве терапевтических процессов перформанс и инсталляцию. Инсталляция — это использование художником различных материалов и предметов в трехмерном пространстве. Именно этот аспект — работа с трехмерным пространством — близок ощущению пространства в движении. Все эти методы могут использоваться как по отдельности, так и совместно. Трансовые танцы Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается. В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело — некий мост к опыту, канал, через который проходит экстатический опыт. Мы уже указывали на то, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники. На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец: 1) транс за пределами измождения;
2) транс на фоне монотонных телодвижений. Опыт первого типа транса знают все люди, занимающиеся физической работой, а также спортсмены. Существует понятие «второго дыхания». В молодости я (В. Козлов) бегал на лыжах на большие дистанции. Мне очень понятно это «запредельное» состояние, когда тела не чувствуешь и летишь по трассе как на крыльях, хотя минуту назад казалось, что через 50 метров упадешь замертво от усталости. Я в то время не осознавал значимости именно этих состояний в спорте, мое осознание было центрировано на внешних целях и задачах. Трансовый танец проводится с закрытыми глазами в сопровождении этнической музыки. При этом осознание направлено на внутренний опыт. Глубинный архетипический паттерн присоединения в характер трансового танца мы можем наблюдать на хорошо выстроенных дискотеках, когда участники группового танца спонтанно закрывают глаза и начинают отрешенно танцевать как бы в другом пространстве, часто уже не слыша музыку, поддаваясь архаичному внутреннему ритму. Второй способ трансового танца является самым распространенным во всех культурах и имеет наиболее древние корни. Изначально танец, музыка и ритуальное действо были смешаны в один божественный экстатический напиток. И по своему состоянию, психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим механизмам трансовые танцы были сходны.: племенные танцы вокруг культовых фетишей, идолов, мексиканские танцы во время жертвоприношений в честь солнечного бога, шаманские обрядовые танцы, священные танцы древней Греции в честь Диониса, австралийский корробори, спартанский хормос, ритуальные танцы вокруг дерева, связанные с древесными культами и с символикой древа мира, славянское коло и др. — все они приводили к особой силе, психодуховным открытиям, трансперсональным переживаниям. Трансовый танец способствует исцелению, поскольку тело приводит нас к хранящимся внутри воспоминаниям и переживаниям и выводит их на свет осознания. Наша история хранится в нашем теле: эволюционные паттерны движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт. Когда мы закрываем глаза и позволяем себе отдаться движению и ритмичной музыке, появляется бесконечное многообразие воспоминаний и образов.
Определенное сочетание двигательных клише и есть танец как таковой: полька, казачок, гопак, тарантелла, кадриль, сиртаки... Именно они и представляют собой вхождение в транс через монотонные движения. И при этом не обязательно принимать суру (хмельной напиток). Танец сам по себе является совершенным и уникальным способом вхождения в мир энергии, особого состояния духа, открытости и экстаза. Как профессиональный психолог я точно знаю, что самый естественный, эффективный метод устранения послестрессовых отрицательных эмоций — интенсивная мышечная нагрузка, которая нейтрализует, «сжигает» накопившиеся за время стресса физиологически активные вещества и отводит «психосоматический удар» по сосудам и внутренним органам. В этом смысле ничто не может сравниться с танцем. Экстатическая культура была мудра — танцуйте. Мне хочется предложить вам свой способ проведения трансового танца. Вы можете придумать свой. Главное — полностью отдаться движению, дыханию, музыке (В.Козлов, 1995). Цель: достижение ИСС через танец Продолжительность: 2–3 часа без перерыва. Музыка: ритмичная и громкая, включается в конце настройки. Вместо музыкального фона можно использовать барабаны и дыхательные звукоформы для построения четкого ритма. К концу трансового танца музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости Исполнение: групповое Процедура Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам танцевального сета рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной. В начале танца проводится настройка. До начала танца участники равномерно распределяются в пространстве зала и становятся в общий круг.
Настройка «Закройте глаза и расслабьте Ваше тело. Начните дышать связно, быстро, глубоко. Дышите все как один человек. Вместе сделаем вдох и вместе сделаем выдох. Пусть весь зал дышит, вдох и выдох, выдох и вдох... А сейчас присоедините к Вашему дыханию движение Вашего тела... Позвольте Вашему телу найти свой танец... Расслабьтесь и дышите... Дышите и двигайтесь... Двигайтесь и танцуйте...».
После упражнения проводится традиционный проговор.
3.3.4. Видеоанализ сольного танца … великие мифы, появившееся 3000 лет назад, не могут быть созданы сегодня, не потому, что у человека нет больше воображения, но потому, что у каждого есть видеокамера. Кен Уилбер. Интегральная Духовность. Работа с сольным танцем Работа с сольным подготовленным танцем достаточно часто используется в различных подходах танцевальной терапии. Естественно, что она всегда происходит в контексте индивидуальных сессий (хотя, зачастую, без подготовки), но использование группы, в качестве «зрителей», а, точнее, неосуждающих и поддерживающих свидетелей, способных дать многомерную обратную связь, задает дополнительное, обогащающее измерение этому формату работы. Сольный танец в группе используется, в частности, в Гуманистической структурной танцевальной терапии (M.Berger, 1988). Следующие аспекты Гуманистической структурной танцевальной терапии особенно важны: 1) спонтанность одиночного танца, исполняемого в центре круга; 2) значимость языка тела и движений каждого танцующего; 3) танцующий сам выбирает костюм и музыкальное сопровождение (танец также может проходить без музыки или с «живыми» барабанами); 4) в начале и в конце выступления проходит групповая медитация; 5) члены группы дают исполнителю после танца вербальную обратную связь.
В пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что дает творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы. Обыденная точка зрения на выступление (performance) — что это способ «изобразить» что-либо: чувство, ситуацию, историю. В своей практике мы проводим различие между тремя понятиями: «изображение», «проживание» и «воплощение». «Изображение», в данном случае, трактуется как поверхностное внешнее следование моделям поведения и выражения, некритично и бессознательно заимствованным из культурной среды. «Проживание» — это контакт с непосредственным телесным, эмоциональным и когнитивным опытом настоящего момента. «Воплощение» — творческая активность, придающая проживанию эстетическую форму. Для целей терапии и личного развития «изображение» не несет полезной и трансформирующей функции, оставаясь бездумным подражанием уже существующим и, зачастую, нереалистичным социальным и культурным ролям и сценариям.
Опыт «проживания» движения, полной вовлеченности в поток моторных, эмоциональных и образных импульсов — это одно из первых и самых доступных переживаний человека на тренинге ИТДТ. Он может быть значимым и ресурсным опытом, прикосновением к «первичному танцу». Возможность вынести этот опыт в поле внимания зрителей, придать ему воплощенную, зримую форму, ставит перед танцующим ряд новых вызовов. Наверное практически всем знаком опыт выступления перед аудиторией и, если мы вспомним свой личный опыт, то согласимся, что сама ситуация выступления достаточно сильно меняет состояние. Возникают особые телесные импульсы: появляется дрожь, обнаруживаются различные участки напряжений (например, в коленях, в груди или горле); меняется эмоциональное состояние, — усиливаются волнение, тревожность или возбуждение. Недаром широко известен феномен «страха сцены» и его зеркальный собрат — «кураж перед выступлением». Очень похоже, что это действительно один и тот же феномен, но по-разному оцениваемый, воспринимаемый с двух различных позиций. Можно сказать, что существование на сцене — один из самых простых способов входа в особое измененное состояние сознания, недаром сцена считается одним из мощных «наркотиков». Чаще всего сложные эмоциональные и телесные реакции объясняются страхом перед негативной оценкой, прошлым опытом «неудачных» презентаций себя, интроецированными негативными оценками со стороны значимых взрослых и т. д. Но мне представляется, что в этой ситуации есть еще одно измерение, на которое редко обращают внимание: сама ситуация направленного внимания со стороны группы людей на выделенную область пространства (сцену), нахождение в фокусе внимания других людей, образно говоря, «повышает уровень энергии», создает особое, значимое пространство; и это пространство мы можем означить по-разному — как препятствие, как вызов или как особую возможность. Поэтому в терапевтическом и трансформационном контексте работы на этой условной «сцене» мы стараемся актуализировать именно эту сторону — возможность существования с особом пространстве, пространстве, где любое наше действие может быть увидено, воспринято и наделено проживаемым смыслом как для выступающего, так и для зрителей.
Цель: работа со страхом выступления, символическое проживание и трансформация значимых тем, тренинровка навыков получения и давания обратной связи. Продолжительность: определяется выступающим (обычно между 4 и 10 мин.). Музыка: подбирается участником. Исполнение: индивидуально К сольному выступлению, в нашей практике мы готовимся, исследуя многие разноуровневые аспекты этого процесса. Вначале мы работаем с самой идеей «выступления», возможности остаться собой, максимально честным с собой, находясь в фокусе внимания других людей. В целом, можно сказать на более абстрактном уровне, что нам необходима интеграция «делать» и «быть», и мы можем получить опыт как различения, так и соединения этих двух базовых аспектов человеческого существования. Ключевым понятием в этом случае является понятие «Присутстствия» из Системного Анализа Движения. Очень важно объяснить зрителям их задачу — находиться в состоянии непрерывного безоценочного направленного внимания. В данном случае задача зрителей очень близка задачам «свидетелей» в Аутентичном Движении (J. Chodorow, 1991). При последующем проговоре обычно мы вводим «мораторий» на примитивные, бессодержательные оценочные суждения: «понравилось-не понравилось». Зритель воспринимает происходящее на площадке как бы «сквозь свое тело», и значимым здесь оказываются не столько оценки, согласно мало рефлексируемым эстетическим предпочтениям, а непосредственный опыт: сложности (отвлечения, отрицание, скука) в направлении внимания на определенные проявления других людей, и, наоборот, полная поглощенность происходящим, различные телесные и эмоциональные реакции, личные ассоциации и т. д. «Зрители», в данном случае, — не пассивная воспринимающая сторона, а активные воспринимающие «жители разделяемой реальности». Этот опыт свидетельствования, работы с собственным вниманием, затем находит свое место в повседневной жизни. Импровизационный совместный перформанс на «площадке» (нейтральное, рабочее обозначение сцены) я использую на тренинге «Импровизация: искусство осознанной спонтанности». В этом случае акцент идет не только на личном «присутствии», но и на использовании различных стратегий взаимодействия (R. Zaporah, 1995). На финальном «концерте» четырехдневного тренинга у участников есть возможность также попробовать опыт сольного выступления, для которого они находят музыку, иногда костюм, внутренний образ или тему. Очень часто сам страх выступления становится темой соло, воплощая тем самым один из принципов работы с импровизационными техниками: «сделать помеху процессу содержанием процесса». Этот же принцип используется в психотехнологиях Свободного Дыхания и процессуальной работе (А. Минделл, 2003). Иногда темой выступления становятся личностно значимые эмоциональные мотивы и образы, найденные (что важно) самими участниками в процессе самоисследования. Так на одном из тренингов, участница Л. воплотила в соло фантазию об умершем брате-близнеце, что, говоря юнгианскими терминами, отражало процесс интеграции «Анимуса» и прояснения границ своей половой идентичности. И, когда воплощаются такие значимые темы, вся группа может получить разделяемый глубинный опыт переживания, не выразимый полностью словами, но очень реальный. В данном случае процесс сольного выступления зачастую работает как своего рода личный и групповой ритуал: иногда как ритуал инициации, проявления скрытых, «недозволенных» качеств; иногда как «ритуал завершения», закрытия или перехода на другой уровень какой-либо темы в жизни человека. Ритуал в своем сакральном значении является постоянным обращением чувств к «первым и последним вещам», он — не столько свободное выражение эмоций, а, скорее, упорядоченное построение «правильных отношений» (С. Лангер, 2000). На обучающей программе по ИТДТ (авторский спецкурс в Международном Институте Интегративной Психологии, Москва, Киев, Минск) работе с сольным выступлением уделяется особое внимание, поскольку для профессионального ведущего работа с группой — это, в том числе, и его/ее «сольное выступление». Поэтому подготовка сольного выступления является одним из домашних заданий, и у участников есть 1–2 месяца на работу с ним. Часто сама подготовка к выступлению — значимый процесс, в котором осознаются многие неэффективные стратегии «воплощения»: откладывание значимых действий на последний момент, частая смена замысла, невозможность остановиться на одном выборе, неоправданная привязанность к оценке со стороны и т. д. Именно в атмосфере поддерживающего сообщества, честной направленной рефлексии эти стратегии осознаются, и имеется возможность их изменить. После всех выступлений проводится групповой анализ в специальной форме «обратной связи». Для студентов обучающей программы — это не только личное переживание участия, но и практика двигательного анализа (A. Daly, 1982; R. Laban, 1975), и практика получения и дачи качественной обратной связи. В методических целях мы используем для обратной связи принцип «бутерброда»: человек начинает с позитивной обратной связи (что привлекло внимание? что заинтересовало?), переходит к негативной обратной связи (что показалось неадекватным? когда внимание терялось? и т. д.), и заканчивает вновь позитивной ОС (что было значимо?). Участники круга при этом отчетливо понимают, что само содержание обратной связи много говорит как о выступлении, так и о самом говорящем. Этот опыт принятия множественной обратной связи и собственная рефлексия своего выступления задают более зрелую, многомерную модель восприятия и осмысления любого опыта своей жизни. Вторым кругом рефлексии является видеоанализ.
Видеоанализ в группе …а там кто-нибудь заснимет все на видео, а еще потом при случае будешь смотреть эту запись и удивляться… Боже, кто это такой? Кто это? Что он делает? Он — это, в смысле, я. Просто Он не такой, как в зеркале, не такой, какого знаю, к какому привык, …а такой, ужасный… Боже, какая ужасная прическа, одежда дурацкая, а жесты, …какие-то мелкие, пошлые… И выражение лица, и гримаса, которую Он все время повторяет… А смеется… А кто-нибудь еще скажет, из тех, кто с тобой вместе смотрит эту запись: "О, смотри-ка, смотри-ка, ты хорошо получился! А вот я… Ну надо же, какой идиот! А ты классно вышел…" Е. Гришковец «Одновременно» Возможности видеозаписи как легкого и доступного способа воспроизведения «ткани времени», искуственного «органа памяти» сразу же после своего появления стали использоваться в различных областях человеческой жизни: от любительской видеосъемки до особого вида искусства — видео-арта. В индивидуальной вербальной психотерапии записи индивидуальных сессий являются одним из действенных инструментов углубленного анализа, последущей рефлексии сессий и уникальным вспомогательным средством супервизии. Интересно, что в постмодернистских направлениях психотерапии, работающих с изменением привычной пирамиды терапевтической власти, к просмотру и разбору видеосессий привлекаются сами пациенты и их семьи (Дж. Фридман и Дж. Комбс, 2001). На развитие современного танца, изобретение видеозаписи оказало огромное влияние. До появления видеокамер единственным способом сохранения и передачи хореографических текстов были память балетмейстеров и несовершенные и громоздкие системы нотации движения. Видеозаписи спектаклей и выступлений позволили танцевальной информации быстро распространяться по всему миру. Кроме того, гораздо легче оказалось передавать новый хореографический материал от хореографа танцовщикам. Стив Пэкстон, основатель контактной импровизации, одного из влиятельных направлений современной двигательной практики, отмечал, что без видео многие наблюдения и открытия, легшие в основу техники, не были бы сделаны. Союз современного танца и видеоискусства привел к созданию особого жанра — видеоданса. Это динамическое развивающееся направление в современном искусстве. ТДТ восприняла преимущества использования видеозаписи сессий с обеих этих сторон, но, в большей степени, именно как вид психотерапии, то есть видезаписи занятий используются для ряда целей: 1) для анализа и разбора различных аспектов движений пациентов, в том числе, и не замеченных в течение самой сессии; 2) для супервизии сложных случаев; 3) для совместного с пациентом разбора двигательных стереотипов и определения изменений отношений пациента к собственному телу (L. Horwitz, 2004). Насколько мыя знаемю, видеозапись сессий танцевально-двигательной терапии мало используется в нашей стране. На мой наш взгляд, это связано не только со слабой технической оснащенностью психологических и психотерапевтических центров, но и с отсутствием развитого института супервизии. Кроме того, использование этого инструмента требует не только технических знаний (зачастую, элементарных), но и понимания самой природы видеозаписи, ее отличий от человеческого восприятия, и, может быть, понимания того, как современные технические средства меняют наше восприятие и отношение к себе самим. Я (А.Гиршон) хорошо помню, как первые видеозаписи выступлений и репетиций, сделанные в начале 1990-х гг., были зачастую для меня самого шоком — неужели это я? Неужели вот это движение, которое так нравилось делать, выглядит так неуклюже? Достаточно скоро стала заметна разница — то, как воспринимают танец зрители, и его видеозапись — это «две большие разницы». Человеческое восприятие, в том числе и зрительное восприятие, всегда активно (B. Cohen, 1987), восприятие — это всегда и сотворение реальности. Согласно известным экспериментам, человек «достраивает» информацию, получаемую от органов чувств, фильтрует, угадывает, создает, игнорирует и т. д. Эти процессы происходят бессознательно, и зачастую психотерапевтическая работа включает в себя изменение, расширение не только понимания, но и восприятия. Кроме того, человеческое восприятие синестезийно по своей природе, модальности (зрительная, аудиальная, кинестетическая и т. д.), исторически выделилось из единого потока восприятия. Но увлеченность научно-техническим прогрессом в ХХ в. создала миф об «объективности» техники и сомнение в легитимности субъективного восприятия. «Субъективное» — значит ненадежное, поэтому почти бессознательно «реальность» видеозаписи воспринимается более «реальной», чем собственное переживание. Между тем интегральная точка зрения состоит в том, что оба этих источника информации (субъективное восприятие и видеозапись) «реальны», но реальны немного по-разному. Более того, есть еще один, настолько же «реальный» источник информации — «отраженная субъектность» (В. Петровский, 1996), «отраженное Я», восприятие человека Другими. Интересно, что такого количества различных «изображений себя», какое есть у современного городского жителя, человечество не знало до сих пор. И, может быть, этот многогранный зеркальный цифровой лабиринт отражает образ современного Нарцисса. Несомненно, эти изменения восприятия «образа себя» в современном информационном обществе еще требуют своего осмысления и исследования. Но это приносит нам, как обычно, две новости — плохую и хорошую. Хорошая состоит в том, что сегодня уже легче отождествить себя с этими «изображениями», так как сформировалась определенная привычка восприятия. Таким образом, мы учитываем, что видеозапись изначально не соответствует «человеческому» восприятию, сужает спектр воспринимаемой реальности, но при этом обладает уникальной возможностью — кнопкой «перемотка назад», позволяя вновь и вновь всматриваться в некоторый, пусть неполноценно отраженный кусочек нашей жизни, находя все новые возможности осмыслить его, обнаруживая новые позиции восприятия. Зная ограниченность этого инструмента, его принципиальную неспособность передать некоторую часть субъективной правды, тем не менее, мы можем его использовать.
Цели: принятие и расширение образа «Я». Продолжительность: до 60 минут. Исполнение: групповое Процедура: видеоанализа и примеры
Процедура видеоанализа, в той форме, в который мы используем ее, включает следующие действия: 1) перед началом процедуры видеоанализа группа принимает правила, по которым он будет работать; 2) некоторые участники заявляют о желании проанализировать свое выступление в группе. Выбор соло, которое будет обсуждаться, представляет собой процесс группового решения. Сколько выступлений будет проанализировано, зависит от размера группы, временных ресурсов и других факторов. 3) выбранное соло просматривается всей группой от начала до конца; 4) участники группы говорят о своих наблюдениях, часто для подтверждения или уточнения этих наблюдений применяется повторный просмотр фрагментов выступления, в течение которого участники могут остановить видеозапись используя специальное слово «стоп», если чувствуют желание обсудить свои предположения и открытия; 5) в ходе процедуры видеоанализа выступающий может соотнести свое внутреннее восприятие выступления в ситуации, когда он находился на сцене с собственным впечатлением от видеозаписи, и сопоставить свое видение с обратной связью, полученной от группы. Остальные участники группы также получают возможность сопоставить свои внутренние переживания с видеозаписью и с обратной связью от выступающего и других участников. Последняя часть проходит по тем же принципам обратной связи (принцип «бутерброда», описанный выше), что и рефлексия «по горячим следам»; 6) для осмысления процессов, происходящих в ходе видеоанализа, удобной теоретической моделью может быть интегральный подход Кена Уилбера (К.Уилбер, 2002, 2004). К.Уилбером предложена модель четырех квадрантов, в основе которой лежит идея о том, что к любому феномену можно подходить внутренним и внешним образом, а также индивидуально или в составе коллектива. Если использовать модель четырех квадрантов, то получается, что при использовании описанной выше процедуры видеоанализа мы обращаемся к трем базовым перспективам, не сводимым друг к другу позициям восприятия: внутреннему индивидуальному (верхний левый квадрант, субъективное, интенциональное) — внутренний опыт выступающего; внешнему индивидуальному (верхний правый квадрант, поведенческое) — сама форма выступления, зафиксированная на видео; и коллективному внутреннему (нижний левый квадрант, межсубъективное) — многообразие позиций восприятия, чувств и ассоциаций всей группы. Что же касается нижнего правого квадранта (социальное, внешнее коллективное), то в данном случае в качестве микросоциума выступает тренинговая группа, объединенная общими целями и ценностями, и в этом микросоциуме видеоанализ является одним из этапов развития, развития каждого человека, входящего в группу. Что же дает такая форма проведения видеоанализа? Каковы терапевтические результаты? Приведем два примера. При этом важно понимать, что описания, которые мы здесь приводим, не могут отразить всей динамики и многозначности ситуации, ее развития и многосторонности. Это лишь слабые наброски, может быть, позволяющие слегка ощутить «аромат» этой работы.
Пример 1. Участница М. сделала соло по теме своих отношений с матерью (под песню группы «Rammstein» «Mutter»). Символом этих непростых отношений была веревка между ней и другой участницей, олицетворявшей фигуру матери. Эта белая нить (пуповина?) между ними удлинялась и сокращалась, причем именно обе они то отпускали, то притягивали друг друга. Танцовщица то запутывалась в этой веревке, то эта нить становилась петлей на шее. Тяжелая нагнетающая музыка усиливала драматизм ситуации. В конце М. перерезала эту «пуповину», и, бросив прощальный взгляд, ушла. М. делала это соло в очень непростой период отношений со своей матерью, которые усугубились болезнью отца. Тяжесть требований со стороны матери и отсутствие контакта наглядно проявились в этом соло. В процессе видеоанализа сама символическая реальность танца показала некоторые скрытые аспекты этой ситуации: в частности, обе участницы дуэта ни разу не взглянули друг другу в глаза. Это соло можно назвать примером личного ритуала инициации, тем более что символ перерезаемой пуповины использовался в реальных древних ритуалах. Танец, являясь символическим разрешением, высвобождал внутренние силы, помогающие справиться с ситуацией, изменяя идентичность танцующей.
Пример 2. Участник Б. танцевал соло на тему «маски», привычного образа себя, от которого хотелось отойти. Он широко использовал пространство во время движения, переходя на разные ярусы. Некоторые движенческие мотивы осознанно повторялись, создавая тем самым лейтмотив. Основной акцент при этом был на лице — время от времени на нем появлялась «улыбка», больше похожая на оскал, одновременно смешной и пугающий. В конце соло он подошел ближе к публике, и эта «маска» сползла с лица. Какое-то мгновение он стоял перед нами другой — более уязвимый, но и более «реальный». Самым интересным в последущем видеоанализе оказалось наблюдение, что, несмотря на достаточно широкий диапазон движений, почти все они совершались в вертикальной плоскости, в пространстве «сбоку», и только в конце соло движения были направлены в саггитальной плоскости, пространстве «к» зрителям (Р.Лабан, 1975). Важно было, что это, казалось бы, простое наблюдение, вызвало невероятно сильную эмоциональную реакцию, как у самого Б., так и у всей группы. В комнате повисла пауза, наполненная глубоким, трудно выразимым смыслом. Казалось, что в этот момент представление, которое у него было о самом себе вдруг соединилось с тем, что зафиксировала видеопленка, и с тем, что увидела группа. И когда отражения соединились, зазеркалье исчезло, и «Я» стало более реальным.
Выводы Таким образом, наша практика использования видеозаписи на тренингах ИТДТ складывается из следующих компонентов: 1) соло, подготовленные самими участниками на внутренне значимые для них темы; 2) обучение зрителей состоянию «свидетельствования» и принципам обратной связи; 3) групповой анализ выступлений «вживую», по памяти; 4) групповой анализ выступлений по видеозаписи. ПодобнаяЭта форма работы позволяет использовать как индивидуальное творческое «воплощение», придание формы тем значимым импульсам и мотивам, которые выражают актуальную проблематику участников, так и групповое многообразие позиций восприятия для создания целостного многомерного понимания опыта своей жизни. Единственным «недостатком» описанного выше подхода к видеоанализу является то, что он требует достаточно много времени, и поэтому к нему целесообразно обращаться в рамках длительных программ. Но он дает результаты, которые оправдывают это вложение времени. Контекстуальные тренинги Танец имени Цель: диагностика отношения к себе. Исполнение: индивидуально. Время: 1–1,5 часа. Музыка: от веселой, радостной до драматической. На выходе — спокойная, тихая, медленная. Процедура: Во время танца все время проговариваются различные варианты собственного имени, необходимо начать с имени в детстве и постепенно дойти до сегодняшнего дня, осознавая возникающие чувства и эмоции (по окончании процесса можно сделать рисунок).
Танец Птицы На самом деле, нам не хочется относить это упражнение к каким-то телесно-ориентированным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов. Байкал — такое место, где и вправду хочется летать. Потом я (В. Козлов) начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии. Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попробуйте научиться «летать» сами. Тем более, что любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К.Г. Юнг в своей книге «Sumbols of Transformation», птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии. В одном из древнейших памятников культуры — «Упанишадах» — читаем следующее: «Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой». Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве. Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и «высоту духа». В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тускулийский в своем «Sermon» описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны как голуби; другие — хитрые как куропатки; одни идут в руки как ястреб; другие бегут прочь как курица; одни любят жить рядом с людьми как ласточка; другие предпочитают уединение как горлица... Низколетящие птицы — символ приземленности желаний, парящие в вышине — олицетворяют духовные стремления. Каждый человек, живущий на земле, даже в начале третьего тысячеилетия нашей эры не потерял жажду полета, парения, свободы от гравитации. И какими бы ни были мы приземленными и как крепко ни стояли бы на почве материализма, нет-нет, да и присоединимся к полету птицы, ведь каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства. Часто мне мои дети предлагают потанцевать. Маленькие дети всегда танцуют танец птицы — они подпрыгивают и машут руками. Я у них научился основам этого танца — «Танца птиц».
Цель: обретение ресурсного состояния «полета». Исполнение: индивидуально. Время: около 20–25 минут. Музыка: фоновая музыка, которая включается в конце настройки. К концу упражнения музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости. Процедура: Это упражнение показало свою эффективность в групповой форме его проведения. Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным. Участникам тренинга рекомендуется снять очки, часы, украшения. Одежда должна быть просторной и свободной. До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала. В начале упражнения проводится настройка. Настройка «Закройте глаза и расслабьте Ваше тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко. Вспомните то обстоятельство в Вашей жизни, когда Вы были удивлены и восторжены полетом птицы. Сколько Вам было лет? Какие чувства вызвало в Вас зрелище полета? Велико ли было в Вас желание присоединиться к полету? Посмотрите на Вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Увидьте мест
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|