Упражнение: «Стряхни капли»
Цель: снятие напряжения, расслабление. Время: 10 минут. Музыка: веселая, задорная. ОписаниеИсполнение: групповое. Инструкция: «Ппредставьте, что вы попали под дождь, а у вас нет зонтика. Вы промокли насквозь. И вот вы в помещении. Вспомните, как отряхивается промокшая собака. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начинаем отряхивать волосы, ресницы, скидываем капли с ушей, теперь освобождаем от дождика плечи, локти, ладони, пальчики, полностью руки, спину, бедра, ноги, колени, ступни. А теперь потрясите всем телом, можно добавить звук и услышать свой голос». Вопросы для обсуждения: Что вы сейчас чувствуете в теле? Есть ли в теле сейчас напряжения? Где? Какое настроение сейчас?
Упражнение «Улыбающееся солнышко» Цель: снятие напряжения, разогрев. Время: 35–40 минут Музыка: различная по ритму и темпу. ОписаниеИсполнение: групповое. Инструкция: «Начните двигаться по залу, осозновая свое тело, сконцентрируйтесь на ступнях, внимательно изучите движение своей левой ступни, теперь правой. Двигайтесь то быстрее, то медленнее, меняйте ритм движения… Представьте, что у Вас на пятках появилось солнышко, покажите его всем, подарите его улыбку миру… А теперь солнышко переместилось на ваши локти… Активнее, активнее показывайте его улыбку. А теперь солнышко на Вашем носу. Осветите все пространство им». (И так далее, указывая на различные части тела, меняя музыку от быстрой до медленной, в течение 20–25 минут.) А теперь представьте, что солнышко поселилось у вас в сердце, двигайтесь как хочет ваше сердце (15–20 мин). Вопросы для обсуждения: 1.Что вы сейчас чувствуете в теле?
2.1.Когда было труднее всего двигаться? 3.1.Где было солнышко, когда было легче всего двигаться?
Упражнение: Джангл Цель: Сснятие мышечных зажимов. Время: 45 минут — основная часть, 15 минут — релаксационная. Музыка: Ддля основной части — барабаны с меняющимся ритмом, быстрые; для релаксации — музыка со звуками моря, воды, прибоя. ОписаниеИсполнение: ГрупповоеГрупповое. Инструкция: «Выберите себе место в пространстве, желательно, чтобы на расстояние вытянутой руки рядом никого не было (учитываются размеры зала). Поставьте ноги на ширину плеч, очень важно, чтобы вам было удобно стоять. Чуть согните ноги в коленях, отведите попу назад. Подвигайтесь вверх-вниз, как будто вы сидите на надувном шаре. Очень важно, чтобы ноги стояли твердо и вы не ходили по залу. Можете представить себя мячиком, по которому стучат. Теперь максимально расслабьте тело, отпустите шею, особо обратите внимание на лицо, челюсти, плечи, руки. Потрясите ими. Когда зазвучит музыка, прислушайтесь к своему и телу и почувствуйте движение воздуха в легкие и обратно. Постепенно входите в этот ритм всем телом, увеличивая или уменьшая его, согласно вашим импульсам. Продолжайте двигаться (как бы трястись) до окончания музыки. Музыка может быть быстрее или медленнее, чем вы двигаетесь. Важно выбрать свой ритм и чувствовать свое тело. После остановки — ложитесь на спину, в позу звезды». Вопросы для обсуждения: 1.Опишите свой процесс. 2.1.Смогли ли вы полностью отпустить свое тело или постоянно контролировали процесс?
Базовые психотехники Работа с телом Позы Если посмотреть рассматривать на танец поэлементно, как на кадры кинопленкукинопленки, то в каждый момент времени каждый «кадр» — это определенная поза, «телесная ситуация». Каждая поза уже несет в себе семя состояния, истории тела, которая может развернуться во времени. То, как именно разворачивается действие или взаимодействие в этих этом процессахпроцессе, позволяет вывести на поверхность и отреагировать многие бессознательные темы.
Исследование перехода от статики к движению помогает «культивировать» внимание к телесному опыту, сигналам тела, создавая основу аутентичности движения. Последовательность упражнений, описанных ниже, позволяет исследует исследовать эти темы в различных вариантах. Упражнения естественно вытекают друг одно из другадругого, но могут также проводиться в разные дни тренинга. В начале каждого упражнения проводится объяснение и демонстрация. 1) Скульптуры Музыка: без музыки. Исполнение: в парах. Участники становятся в круг, в центр выходят партнеры, стоявшие напротив друг друга. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры». Партнер, из которого «лепят», стоит с закрытыми глазами. Важно: создавать скульптуру, не думая, спонтанно, случайно; после надо дать партнеру время партнеру для того, чтобы глубже прочувствовать образы, ассоциации и состояния, связанные для него с этой позой. Пигмалион и Галатея Цели: осознание позы как источника движений, раскрытие внутренней темы позы в движении. Продолжительность: 5–10 минут. Музыка: без музыки. Исполнение: в парах. Участники делятся на пары. По очереди партнеры «лепят» друг из друга «скульптуры», как в предыдущем упражнении. По окончанию «лепки» дается сигнал (например, хлопок). Партнер-«скульптура» оживает, создавая танец из тех тем и жестов, которые были в позе. Затем Ппартнеры меняются ролями. 3)1) Стоп-движение Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов. Музыка: минималистичная, «прозрачная», задающая атмосферу погружения (например, S. Micus “Till the end of the time”). Продолжительность: 15–20 минут. Исполнение: в парах. Партнеры делятся на пары. В каждой паре один из партнеров закрывает глаза, другой — «лепит» из него скульптуру, дает ему время прочувствовать ее, а затем переводит в другую точку пространства и «лепит» другую позу, отличающуюся от предыдущей.
Процесс повторяется несколько (5–7) раз, а затем, по команде ведущего, партнер с открытыми глазами говорит одно слово: «Движение!». По этой команде, партнер с закрытыми глазами начинает двигаться, позволяя телу следовать за импульсами, накопившимися в этих позах. В любой момент времени первый партнер может сказать «стоп», второй останавливается и замечает в какую позу его (ее) привело движение. Затем вновь следует команда «движение». Человек с открытыми глазами обеспечивает безопасность процесса, не прикасаясь к своему партнеру. По указанию ведущего партнеры без слов меняются ролями и процесс повторяется в другую сторону. После упражнения следует проговор в парах или группе. 4)1) 3 Три скульптуры: история Цели: раскрытие внутренних тем различных поз в движение, «погружение» в поток внутренних импульсов. Музыка: воодушевляющая, без барабанов. Продолжительность: 7–10 минут. Исполнение: в тройках. Участники делятся на тройки. В каждой тройке выбираются партнеры A, B, C. Партнер А мгновенно находит какую-либо позу. Партнер В находит позу в ответ. Партнер С присоединяется к паре со своей позой. Затем партнер А выходит из общей скульптуры, находит новую позу в ответ на то, что он видит. Тоже самое делают по очереди остальные партнеры. Процесс продолжается, постепенно становясь танцем с небольшими акцентами-остановками. После упражнения — обсуждение в этих тройках. Диалог скульптур Цели: групповое взаимодействие, отреагирование внутригрупповых отношений, объединение группы. Музыка: без музыки. Продолжительность: 5–7 минут. Исполнение: групповое. Участники делятся на 2две равные группы. Одна группа начинает создавать общую скульптуру тем же способом, что и в предыдущем упражнении. Получившаяся скульптура — это их «послание» второй половине группы. В ответ остальные участники создают свою скульптуру-послание. Обмен посланиями продолжается, пока группы не соединятся в одной общей скульптуре.
Групповая скульптура Каждый участник — одновременно и скульптор, и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (им может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1)действовать в довольно быстром темпе,; 2)1)следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить». Темп — жанр — скульптура Группа разбивается на три части. Первая — будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья. Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему..., выполненная в жанре...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди «"присоединяются"» остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники «"оживают"»: на счет «"Раз!"» — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет «"Два!"» — снова оживают на мгновение и снова замирают. Оправдание позы Участники ходят по кругу. По хлопку ведущего каждый должен «бросить» свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. «Представьте себе, что Вы совершали какое-то осмысленное действие... По команде «Отомри» продолжайте это действие. Мы должны понять, что Вы делаете. Постарайтесь не придумывать банальных оправданий, которыми можно объяснить любую позу. Ищите действия, соответствующие именно тому положению Вашего тела, в котором Вы замерли, только ему и никакому другому». Предмет по кругу Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен.
Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т. д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, «увиденный» предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве. Импульсы Цели: развитие адекватной чувствительности к внешним импульсам, позднее интериоризируемая в чувствительность к внутренним импульсам. Музыка: «кукольная» с четким ритмом, среднего темпа. Исполнение: в парах. Процедура Танцоры делятся на пары. Один танцор в каждой паре активен; другой принимает импульсы. После каждого этапа участники должны поменяться ролями и повторить упражнение. На каждый этап можно выбрать нового партнера. Продолжительность каждого этапа — 2–5 мин. минут. 1. Активный танцор — скульптор: придает различным частям тела своего партнера новые положения. Пассивный танцор должен позволить делать это, не сопротивляясь и не добавляя своих движений. 2. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. Например, качнуть руку своего партнера, толкнуть его бедро собственным бедром, или толкнуть плечо партнера рукой. Партнер должен двигаться, следуя только этому импульсу, не сопротивляясь и не добавляя собственного движения. После каждого движения активный танцор должен позволить своему партнеру остановиться перед следующим импульсом. 3. Как и раньше, активный танцор дает импульсы движения своему партнеру. На этот раз он дает импульсы разной интенсивности: то сильные, то слабые, причем в случайной последовательности. Принимающий отвечает на импульс, точно следуя его интенсивности. Снова, активный танцор позволяет своему партнеру останавливаться перед тем, как дать даст следующий импульс. 4. Активный танцор дает импульсы движения своему партнеру, который теперь преувеличивает свой ответ, создавая более растянутую фразу движения, или делая большое движение в ответ на маленький импульс. Во время этого упражнения активный танцор должен не только инициировать движение партнера, но также превратить собственные действия в танец. Он может также иногда останавливаться, придавая своему телу позу, соотносящуюся с позами партнера. 11 ) Вариация «Электрошокер» (версия Полы Джоза-Джонс) Упражнение проводится Ттакже в парах, принимающий партнер начинает лежа на полу. На этот раз активный партнер обозначает точку на теле партнера точечным и ощутимым прикосновением. Принимающий партнер реагирует мгновенно как на «удар током», но именно этой точкой, частью тела и остается в том положении, куда его приводит импульс, до получения нового сигнала. Примечание Примечание: Участники участники в принимающей роли должны быть внимательными, чтобы не опережать своих партнеров, а только перенимать от них импульсы движения. Так они смогут почувствовать вес собственного тела, его инерцию и импульсы. Большинство участников любят эти упражнения из-за физического контакта и возможности потолкать других людей вокруг (безопасное выражение агрессии). Марионетки Участникам предлагается представить себе, что они — куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что Вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников. Актер/Режиссер Цели: развитие спонтанности и креативности. Исполнение: в парах. Процедура Участники делятся на пары. В каждой паре один из партнеров — «актер», другой — «режиссер». Режиссер дает указания актеру, которые тот выполняет, не раздумывая и полностью погружаясь в выполнение задания. Время от времени режиссер дает другое задание. Режиссер, «играйте играет» со временем между командами. Вы Он можете дать следущую команду сразу же, или немного подождать. Позволяйте Позволяет партнеру в течении достаточно длительного времени проживать материал, который к нему приходит и/или заставляйте заставляет его изменяться быстро и неожиданно. Режиссер в этом упражнении не должен чрезмерно заботиться об актере. Он не должен ограждать его от сложных ситуаций. Напротив, режиссер помогает увеличить «"растяжку"» актера, т. е.то есть способность переходить к очень разным действиям и состояниям. Действие Музыка: быстрая, «заводная». Режиссер называет простые физические действия: сесть, бежать, прыгать, вращаться, ползать и т. п. Актер моментально начинает делать это действие и продолжает до тех пор, пока режиссер не даст следующую команду. Образ Музыка: без музыки. Надо Найдите найти нового партнера. Режиссер называет образ, актер стремится не изабразить образ, а прожить его телом, воспринимая его как импульс. Чтобы актеру было легче, образ должен быть а) неантропоморфным, а предметным; б) развернутым, т. е.то есть состоять не из одного слова, а из 2–3двух-трех; в) эмоционально заряженным. Например: скрипящая дверь, падающий мокрый лист, раненая ворона и т. д. Нужно дать актеру время для того, чтобы «войти» в образ и раскрыть его. Далее участники меняются Поменяйтесь ролями и повторите повторяют это упражнение.
2.1. Сдвиг (Вариант Рут Запоры) Музыка: без музыки. Надо найтиНайдите нового партнера. Режиссер может говорить только одно слово — «"сдвиг"». Актер, кКогда актер вы услышите слово "сдвиг", мы он должен изменяете изменить свое состояние, перестаете т.е.то есть перестать делать то, что вы делали до этого, и мгновенно начинаете начать делать что-то совсем иное. Если вы актер стояли на месте и медленно двигалисьдвигался, вы он можете начать порывисто перемещаться, или лечь на пол. Сдвиг происходит неожиданно для вас самихучастников. Когда вы слышите слово «"сдвиг"», оставайтесь внутри и откликайтесь на то, что вы чувствуете в настоящий момент: на то чувство, которое у вас есть, на то, что вы видите и слышите, на то, к чему вы прикасаетесь, на свои фантазии или мысли. Вы можете быть безумны, смешны, свободны в иррациональных изменениях. Будьте страстными, драматичными, обычными, экстраординарными. Закончив упражнение, обсудите его друг с другом. Режиссер, скажите, что вы думаете о разнообразии чувств и состояний актера. Насколько велики были контрасты? Были ли эти состояния связаны друг с другом? Поменяйтесь ролями и повторите это упражнение. Помните, что вам не нужно думать! Качества движения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|