Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Называние качеств движения, различных частей тела




Продолжительность: 10–15 минут.

Музыка: энергичная.

Исполнение: индивидуально.

Участники начинают двигаться, ведущий называет различные качества движения (например, плавные кривые, прямые углы и т. д.) или части тела (центр, голова, ноги), которые становятся фокусом внимания во время движения.

Версия

Ддля продвинутой группы. Участники в любом порядке могут сами называть части тела, качества движения, или просто «стоп-движение». Этот вариант позволяет больше включить механизмы группобразования.

 

Работа с центром

Во многих системах развития человека существует идея телесных центров, связанных с тем или иным аспектом личностной структуры. Голова как ментальный центр, грудь как сердечный, эмоциональный центр, низ живота при этом часто считают сексуальным или витальным центром. В некоторых восточных традициях эту область скорее определяют как энергетический центр (хара в Японии, нижний дянь-тянь в даосизме). Интересно, что рядом с этой областью находится пупок — место, из которого появилось наше тело, откуда оно начало формироваться. Если же мы посмотрим с точки зрения физики, то эта область является центром тяжести нашего тела. Это «схождение смыслов» в одной части тела указывает на важность работы с ней. Эту часть тела мы называем просто «центр».

Здесь мы приводим одно упражнение, которое развивает чувствительность в этой области.

Продолжительность: 10 минут в одну сторону.

Музыка: в начале оживленная, среднего темпа, затем — энергичная.

Исполнение: в парах.

Процедура

Участники делятся на пары. Один из партнеров кладет ладонь на область крестца (проекцию центра) другому. При этом важно качество прикосновения: ладонь как бы «прилипает». Второй партнер начинает ходить, а первый просто следует за ним, не отрывая ладони. Это прикосновение привлекает внимание (в т. ч. бессознательное) к области центра. Через одну-две минуты второй партнер начинает добавляет разнообразить разнообразие в движения, все время начиная, инициируя движения из центра. В этот период можно иногда менять ладони, стараясь тем не менее, поддерживать непрерывность контакта. Через несколько минут первый партнер начинает вести второго, а второй поддается, позволяя себя вести за центр. Первый партнер старается давать предлагать второму те движения, которые тот не использовал (другие направления, ритмы, ярусы). На следующем этапе первый партнер отпускает второго, тот уже движется самостоятельно, используя весь репертуар движений, найденный и полученный во время предыдущих стадий.

Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется в другую сторону.

Работа с позвоночником

Продолжительность: 10 минут в одну сторону.

Музыка: в начале оживленная, среднего темпа, затем — энергичная.

Исполнение: в парах.

Позвоночник — это именно та ось, которая соединяет верх и низ тела, основа внутренней структуры, «мировое дерево» телесности. В этой технике мы используем тот же принцип, что и в предыдущем упражнении: один из партнеров кладет руки на две крайние точки позвоночника — копчик и основание черепа. Вначале партнер, к которому прикасаются, просто ходит, а затем начинает разнообразить движения, соединяя ими это эти две точки. Первый патнер все время следует за вторым, стараясь, по возможности не отрывать руки, может быть, иногда меняя местами ладони. В конце первый партнер отпускает второго, и тот движется самостоятельно.

Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется в другую сторону.

Все мышцы-все кости

Продолжительность: 10–15 минут.

Музыка: энергичная.

Исполнение: индивидуально.

Участники начинают двигаться. Им дается задание — двигаться максимальным количеством мышц одновременно. Ведущий напоминает различные области тела, которые могут быть вовлечены в движение (мышцы лица, пальцы ног, мышцы спины и т. д.). Через некоторое время участникам предлагается двигать не мышцами, а костями, чтобы движение проходило «сквозь» мышцы.

Следующие техники взяты из книги «Телесно-ориентированногоый тренинга актера»

(Березкина-Орлова, Баскакова, 1993)

Огонь-лед

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Ртуть

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам им представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в Ваш указательный палец. Вы должны заполнить жидкостью все суставы Вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.

Зажимы по кругу

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15–20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания окончании этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15–20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3–5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1–2 раза в день.

Растем

Участники находятся в кругу. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что Вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать Вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10–20 «стадий». После выполнения этого упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались».

Потянулись — сломались

Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!»

Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участников на два следующих момента: 1) показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); 2) когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.

Насос и надувная кукла

Участники разбиваются на пары. Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, — лежит совершенно расслаблено на полу. Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...