АРТИКУЛ 6. О причинении смерти мужу или жене, случившейся между ними.
Также, когда бы по взаимной ненависти или нелюбви, как муж, так и жена, будучи в ссоре по каким-либо причинам, один бы другого убил, замучил или отравил, таковую жестокость и убийство дети или близкие родственники того убитого должны окольным соседям в тот же час, а потом и вряду объявить и обжаловать, и обвинять, и доказывать на такого убийцу. И при достаточном опросе окольных соседей о плохом сожитии и несогласии их и при выявлении причин и знаков верных того убийства или отравления те дети или близкие родственники, которые будут обвинять, имеют ближайшее право сам-третий с соседями окольными, шляхтою, а не будет шляхты,— со слугами, с челядью домашней сам-пятый присягнуть, и по таковым доказательствам обвиненный смертью будет наказан. А если бы сыновья или близкие родственники не хотели обвинять, тогда вряд наш по своему долгу должен то дело вести, смотреть и чинить розыск, и с бдительностью обо всем разузнать, и у окольных ближайших соседей о том убитом опрос учинить и, выбрав семь шляхтичей, привести их к присяге, которые под присягой о том деле честно должны перед врядом поведать. И когда те семь шляхтичей по тому убийству на кого-либо под присягой покажут, таковой убийца без жалости должен быть наказан смертью тем способом, как если бы отца или мать убил. А если бы по тому делу случилось, что жалующаяся сторона не привела надлежащих доказательств или при расследовании официальном шляхта окольная присягнуть не захотела, а между тем было бы известие и подозрение об их худом сожитии в супружестве и это бы соседи окольные засвидетельствовали, тогда, однако, та особа обвиненная, не по голому домыслу, может быть свободна, но обязана будет с таким же количеством особ, как о жалующейся стороне выше описано, от того преступления очиститься присягой.
АРТИКУЛ 7. Об убийцах отца или матери, также об убийстве ребенка родителями. Устанавливаем: когда бы сын или дочь своего отца или мать умышленно, в каком исступлении, убил или каким-нибудь образом родителя своего лишил жизни, тогда таковой сын или дочь, который был причиной смерти своих родителей, не только смертной казнью должен быть наказан, но и честь и все имение и имущество теряет в пользу иных братьев, сестер или родственников своих, в том преступлении невиновных. А он таким наказанием, смертью позорной должен быть наказан: по рынку водя, клещами тело рвать, а после, посадив в кожаный мешок, к нему собаку, петуха, ужа, кошку, мешок зашить и, где поглубже, в воде утопить. Таким же способом и сообщники его, которых он оговорит или на них по суду доказано будет, должны быть казнены. А если бы случилось родителям свое дитя убить не случайно и не за вину, но умышленно, тогда таковой отец или мать должны быть за то наказаны годом и шестью неделями заключения в замке нашем в башне, а отсидев год и шесть недель, должен еще на году четырехкратно при церкви, при костеле, какого вероисповедания христианского будет, приносить покаяние и исповедоваться в явном грехе своем перед всеми людьми христианского собрания. А по такому делу суд замковый обязан расследовать и при дознании верном виновных по вышеописанному наказывать. АРТИКУЛ 8. Если бы кто брата или сестру убил. Устанавливаем: кто бы брата или сестру убил в надежде на получение имения или имущества движимого или каким-либо образом смерть причинил и в том был бы надлежащими доказательствами изобличен, тогда таковой должен быть наказан смертной казнью, а то имение, которое бы ему или его детям должно было достаться, переходит к иным братьям или сестрам или также дядям по отцу или близким родственникам того дома. Таким же образом если бы зять убил своего шурина, тогда жена его, сестра того убитого, дети ее с имущества своего брата не могут ничего иметь. А тот, кто убил, должен смертью наказан быть. Тот же закон распространяется и на тех, кто бы убил кровного своего родственника, хотя бы состоящего и в отдаленном родстве.
АРТИКУЛ 9. Если бы какой слуга убил или ранил своего господина. Также устанавливаем, если бы чей слуга, имея перед собой злой умысел, господина своего убил или ранил, таковой должен быть, как изменник, жестокой смертной казнью наказан — четвертованием. А если бы не убил и не ранил, а только ору- 429 жие против своего господина поднял, таковой руку теряет. АРТИКУЛ 10. О ссорах. Также, если бы кто с кем поссорился и во время этой ссоры оба взаимно себя поранили и один из них пожаловался в суд, а свидетелей оба не имели таковых, кто бы мог между ними истину установить, и один другого не допустили бы к присяге, а оба хотели бы присягнуть, тогда судьи должны приговорить им бросить жребий. И кому жребий первому выпадет, тот должен присягнуть о своих ранах и о причинах ссоры и драки. А когда он присягнет, тогда тот другой должен присягнувшему заплатить за раны по его положению. А если шляхтичу присужден будет штраф, тогда он еще в замке или во дворе нашем должен шесть недель сидеть. А ежели бы в этой драке оба взаимно себя убили и не было бы свидетелей с обеих сторон, то дети или родственники убитых головщины уже взыскивать не могут. А если бы одной стороне были причинены раны, а с другой стороны был бы убитый, тогда со стороны убитого тот, кто в суд обратился, первый будет доказательства приводить, нежели со стороны раненого, и когда будет по закону убийца изобличен, то есть при судебном расследовании, жалобщик сам-треть с детьми или родственниками убитого или же с посторонними людьми, шляхтичами, а не будет их иметь, то со слугами убитого или со своими, тоже шляхтою, а при отсутствии слуг шляхтичей, то и со слугами простого звания, принесет присягу, тогда таковой убийца смертью карается, а головщина с имения его должна быть выплачена. АРТИКУЛ 11. О ссоре в вечернее время. Также, когда бы при какой вечерней ссоре кто-либо свечу погасил, а затем кто-нибудь из тех, которые ссорились, или с иной стороны кто-либо, присутствовавший при той ссоре, после погашения свечи впотьмах был бы ранен и, не зная кто его ранил, призвал бы к суду того, кто свечу погасил, мотивируя, что «я был во время той ссоры ранен, а не знаю кем, но по твоей причине, что свечу погасил», и привел бы доказательства о погашении именно им свечи, а если бы доказательств не имел, но решился бы присягнуть, в таком случае тот, который свечу погасил, обязан ему за раны заплатить. Таким же образом и о головщине по таковому делу желаем решать, чтобы суждено было, как выше в этом артикуле о ранах описано. Однако кто будет доказывать о головщинах за убийство шляхтичей, должен присягнуть не сам единолично, а сам-треть, как выше о доказательствах головщин шляхетских описано, а ответчик, заплатив за раны или головщину и отсидев за голову шляхетскую год и шесть недель на дне в тюрьме, может себе виновного искать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|