Концепция социального (культурного) института
Согласно А. Радклифф-Брауну, совместная жизнь людей как общности предполагает согласованность активности её членов в рамках определенной социальной структуры. Функция действий каждого заключается в решении тех социально значимых задач, на которые они направлены, в их вкладе в поддержание структурной преемственности[42]. Функциональный подход к социокультурной жизни, таким образом, связан с изучением устойчивых форм, с помощью которых индивиды включаются в социальную жизнь, припосабливаются к ней и поддерживают её. Функция каждой такой формы — института — связывается с решением определенной социально значимой задачи, с удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Реализация такого рода взаимосвязанных функций и составляет социокультурную жизнь (по аналогии с жизнедеятельнестью организма). Каждый институт имеет структуру, то есть определенную упорядоченность, выделенность, устойчивость, специфичность, что позволяет распознавать его и членам сообщества, и сторонним наблюдателям. Функционирование институтов рассматривается как необходимое условие, способ реализации социокультурной жизни, порядок которой обеспечивается социальной структурой, а процесс определяется сменой социокультурных событий. Термин «институт» применяется для обозначения определенных социально установленных и признанных норм или культурных паттернов, относящихся к отдельным аспектам социокультурной жизни. Их действие обусловливает возможность реализации взаимных ожиданий индивидов, попадающих в соответствующие ситуации, осуществление или обмен действиями и вознаграждениями, достижение социально и индивидуально значимых результатов. Таким образом, осуществляется формирование и поддержание социально-функциональной структуры общества. Следовательно, институты как социально установленные образования контролируют структурные связи между функциональными единицами, подсистемами, компонентами общества.
Категория социального и культурного института была разработана Б. Малиновским и А. Радклифф-Брауном. Согласно Малиновскому, большая часть человеческой деятельности выполняется организованными группами людей, по правилам, имеющим моральное и правовое закрепление, и с использованием определенной организационной структуры. Эти «приспособления» и носят название института, который определяется как фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей, для трансляции знаний и традиционных элементов культуры. Как уже говорилось, общество и культуру можно рассматривать как объединение частично координированных, а частично автономных друг от друга составляющих. В этом смысле институт является координатором отношений между ними. Он представляет собой некоторую сложную систему, благодаря своему фиксированному содержанию используемую для установления и размыкания социальных и культурных связей. Социальные институты как стандартизованные модели поведения — это механизмы, с помощью которых поддерживается существование и преемственность социальных структур и функциональных автономий.
Моральные нормы и их институциональныединамические функции
С самого начала возникновения функционализма в его рамках большое значение придавалось культурным институтам (устойчивым образованиям, организующим социальное взаимодействие) — нравам, обычаям, ритуалам, моральным нормам. Последние составляют особый предмет интереса, поскольку им традиционно приписывается исключительная роль регуляторов поведения людей по аналогии с действием правовых норм.
Начиная с Э. Дюркгейма, Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна, функционалисты постулируют, что назначение моральных норм — ограничивать желания и претензии людей. Они разделяют также допущение Аристотеля о том, что люди получают блага охотнее, чем отдают. Таким образом, нормы рассматриваются в качестве культурных механизмов закрепления и контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования. В рамках социокультурной системы людям приходится руководствоваться общим для них набором норм, чтобы согласовывать свои действия в ходе достижения общих результатов, нужных им всем. Это называется «разделяемыми нормами» и означает, что в группе у каждого по отношению к поведению другого существуют определенные ожидания, которые другой считает законными и заслуживающими конформности, то есть того, чтобы отвечать им. Значительная часть работ функционалистов базируется на допущении о том, что общий моральный кодекс стабилизирует отношения людей в группе, и посвящена изучению способов этой стабилизации. Действительно, разделяемые нормы поддерживают расположенность Эго быть конформным к ожиданиям Альтер. Но во многом это определяется тем, что механизм действия нормы предполагает применение санкций за отклонение от границ предписанного поведения. Более того, поддержание разделяемых нормативных рамок не влечет за собой специального вознаграждения, а их нарушение вызывает обязательные санкции. Поэтому следование моральным предписаниям всегда является в какой-то степени вынужденным, и такая конформность Эго ценится со стороны Альтер ниже, чем если бы она была не морально предписанной, но добровольной. Конечно, разделяемый моральный кодекс может побуждать Эго отвечать ожиданиям Альтер, который в свою очередь будет отвечать определенным вознаграждением за такую конформность. Однако стремление руководствоваться разделяемым моральным кодексом хотя и служит определенным гарантом вознаграждения, но способствует сокращению его размера с течением времени.
В классическом функционализме моральный кодекс рассматривался только с точки зрения его функций поддержания взаимной конформности членов определенной социокультурной системы. Напряжения, содержащиеся, поддерживаемые и выражаемые в нормативных системах, не изучались, поскольку нормативные образования рассматривались в их наличном функционировании, но не в стадии порождения. Обращение же к генезису моральных норм позволяет понять, что они возникают в условиях, когда одна сторона взаимодействия стремится получить от другой то, что последняя может не хотеть делать, хотя и умеет. Этим моральные отношения в подобных условиях отличаются от ситуации, когда другая сторона не обладает навыками для выполнения предлагаемых функций, но в принципе не возражает против их выполнения. Тогда возникает вопрос об обучении, не имеющий моральных обертонов. Функционалистская трактовка системы моральных норм в поддержании социальной системы акцентирует «взаимность вознаграждений», то есть такую форму обмена вознаграждениями, при которой обе стороны в её рамках вполне удовлетворяют свои потребности и запросы. Но здесь есть и другая возможность. Стороны могут сохранять отношения из-за неуверенности в том, что они получат удовлетворение в другом месте. Иными словами, признание общих норм и размер вознаграждения — относительно независимые измерения; их значения (величины) могут варьироваться. Классические функционалисты сводили вознаграждения в системе взаимодействия лишь к тем, что являются производными от конформности к общему моральному кодексу, и подчеркивали, что такая конформность обычно приносит вознаграждения. Описывая побуждения, заставляющие индивида быть участником социальной системы (актором), Т. Парсонс подчеркивал принципиальное соответствие между желаниями и морально санкционированными ценностями. Правда, он отмечал возможные несовпадения в этом отношении, но считал, что «они должны рассматриваться главным образом как случаи «отклонения» от интегрированного типа» (социального действия)[43].
Однако стабильность социокультурной системы зависит не только от полного следования моральным нормативным предписаниям, но и от отклонения от них. Тем, кто контролирует в рамках системы применение позитивных и негативных санкций в нормативной области, невыгодно ужесточать санкции по отношению к тем, кто признает свои системные обязанности, хотя и не выполняет их должным образом. Ведь эти люди не станут отрицать значимость таких норм. В свою очередь и им невыгодно покидать систему, даже если к ним применяются негативные санкции (не слишком сильные). В этом случае открывается поле вариативности поведения в пределах существующих моральных норм или даже возможность расширения нормативных рамок. Соответственно наряду с механизмами, принуждающими людей действовать согласно нормативным предписаниям, важно изучать социокультурные механизмы, побуждающие людей оставаться в моральном долгу друг перед другом, предупреждающие установление полного баланса в их функциональной взаимозависимости. По сравнению с идеально-типической моделью действия моральных норм как механизма поддержания социокультурной системы встречающиеся в реальности отклонения, конфликты, дезинтеграционные процессы требуют специальной интерпретации. Как уже отмечалось, моральное одобрение и удовлетворение или вознаграждение — это независимые переменные. Выполнение социально значимых функций никогда полностью не совпадает с удовлетворением потребностей и желаний людей. Соответственно даже в рамках социальной системы всегда существует вероятность расхождения между функциональным поведением, направленным на её поддержание, и попытками удовлетворить собственные желания, не совпадающие с системными требованиями. Отсюда возникают двойные стандарты оценки поведения людей в ситуациях социокультурного взаимодействия: критерии морального соответствия и критерии адекватного вознаграждения. Поэтому реакции людей на недостаток вознаграждения есть столь же реальный действующий фактор внутренней динамики системы, как и реакция на нарушение моральных норм, и формы этих реакций различны. Несмотря на то, что люди публично осуждают нарушение моральных норм, они активно ищут средства увеличения вознаграждения в пределах этих норм, тем самым невольно способствуя размыванию их границ. Таким образом, в любой функциональной социокультурной системе действуют два уровня нормативных механизмов, обусловливающих её устойчивость во времени. Один из них относится к удовлетворению потребностей, интересов, желаний, входящих в состав системы индивидов, и связан с оценкой ими вознаграждений, получаемых в системе. Другой относится к поддержанию функционирования системы, к обеспечению согласованности взаимодействия участников системы (акторов), имеющей культурное выражение в форме моральных норм. Он связан с одобрением соответствия поведения индивидов установленным в системе требованиям. Как отмечал Э. Гоулднер, добровольность обмена вознаграждениями между Эго и Альтер зависит не только от того, что Альтер испытывает чувство долга, но и от того, чего стоит ему исполнение этого долга. «Цена» выполнения долга влияет на размеры, качество вознаграждений со стороны Альтер и зависит от количества и качества адресуемых ему предложений. Конформность стороны (взаимодействия) к своим моральным обязательствам есть функция тех вознаграждений, которые она способна обеспечить (их дефицита или обилия), и цены выполнения таких обязательств[44].
Нормы и дополнительность
Рассматривая механизмы нормативного поддержания равновесия социальной системы, Т. Парсонс выделяет концепцию дополнительности функций и ожиданий в отношениях между Эго и Альтер. Как отмечал Э. Гоулднер, он отождествлял это понятие с взаимной дополнительностью, хотя такое отождествление неправомерно при трактовке динамики моральных норм. Взаимная дополнительность относится к ситуации, при которой то, что Эго определяет как свои права, считается обязанностями Альтер, а то, что Альтер определяет как свой долг, Эго рассматривает как свое право. Согласно Парсонсу, такие отношения устанавливаются при условии, что стороны разделяют общий моральный кодекс. В терминах прав и обязанностей дополнительность означает не то, что права одной стороны суть обязанности другой, но что в условиях взаимодействия каждая сторона имеет свои права и обязанности. Оба вида дополнительности могут нарушаться. В первом случае Альтер может не признавать своим долгом права Эго или же Эго может отказаться считать своими правами обязанности Альтер. Во втором случае участники взаимодействия могут не считаться с автономностью прав и обязанностей друг друга. Даже при допущении того, что все элементы системы влияют друг на друга, различными оказываются степени такого влияния. Неоднозначность взаимозависимости и зависимости от системы в целом у её составляющих служит важным фактором вариаций или изменений её состояний, а также значимым признаком её сходств и различий с другими системами. Если концепцию системы не сводить только к её равновесному состоянию, то интеграция системы представляет собой процесс или состояние, характеризующееся напряженностью и неустойчивым балансом сил. В каждый период времени интеграция системы представляет собой результат устойчивых и неустойчивых объединений групп интересов между собой и с властными структурами, равнодействующую их взаимных давлений, торгов, переговоров и компромиссов. Принятые в обществе моральные нормы и ценности в какой-то степени ограничивают их поведение в ситуациях торгов и переговоров. Однако соображения групповых интересов нередко расходятся с провозглашаемыми ценностными и нормативными суждениями и оказываются более сильными динамическими факторами в социокультурной системе. Поэтому выявление «разделяемых» культурных норм и ценностей и даже фиксирование их широкой распространенности в обществе отнюдь не достаточны для того, чтобы выносить суждение об интегрированности системы. Ведь одобрение нормы и следование ей не обязательно взаимосвязаны. Моральные нормы и ценности не уменьшают и не регулируют конфликты между тенденциями к интеграции и независимости элементов в системе, но лишь устанавливают их культурные границы. Сама природа морали такова, что через её нормы выражаются социальные напряжения, поскольку сами нормы возникают как культурное определение и «связывание» потенциальных и реальных конфликтных ситуаций. Длительное время в рамках функционализма изучался вопрос о том, как моральные нормы функционируют. При этом достаточным считалось утверждение, что такие нормы осваиваются в процессе социализации, а затем используются в ситуациях социокультурного взаимодействия как бы автоматически. Сегодня для понимания того, как существуют социокультурные системы, необходимо знать, с помощью каких механизмов поддерживаются сами моральные нормы. Тем более, что представление об аномии, разработанное Дюркгеймом, привлекает внимание к тому, что такие нормы не вечны и могут нарушаться в массовом масштабе. В этом случае и возникает необходимость разделить понятия взаимной дополнительности и дополнительности, имея в виду, что последняя мобилизует эгоистические мотивации и закрепляет их в культурно установленных, в том числе нормативных формах. Один из социально значимых способов поддержания моральных норм объясняется с помощью феномена власти в смысле могущества, силы. Когда существует значительное неравенство в распределении власти, — а оно присутствует всегда,— в рамках социальной системы неизбежно возникают ситуации эксплуатации. В этом случае более сильный может принуждать более слабого следовать моральным нормам, не давая ему за это должного вознаграждения При изучении вопроса о том, как в системе поддерживается состояние равновесия, власть рассматривается в особом ракурсе. Акцент ставится на ограничениях, налагаемых на власть моральным кодексом. Однако этот вид ограничений для феномена власти не является ни единственным, ни наиболее действенным. В том числе и в связи с равновесным состоянием системы. При дифференциации власти следует обращать внимание на то, как власть одного актора может контролироваться властью другого. Очевидно, что если целью взаимодействия является удовлетворение потребностей и запросов, прямо не относящихся к достижениям властных позиций, моральный кодекс не допускает чрезмерных диспропорций в распределении власти внутри системы Известно, что дифференциация власти не ведет ни к моральному консенсусу, ни к взаимодополнительности функций, ожиданий, вознаграждений. Напротив, она несет в себе потенциал внутрисистемных напряжений. Правда, стабильность, целостность системы при этом не нарушается до тех пор, пока такая дифференциация легитимизирована или морально санкционирована, благодаря чему власть наделяется авторитетом. Изложенные выше представления о механизмах внутренней динамики институциональных моральных норм базируются на допущении функциональной автономии составляющих социальной системы по отношению друг к другу. Концепция функциональной автономии предполагает, что элементы системы находятся в определенных отношениях взаимообмена, и каждый из них имеет варьирующиеся степени зависимости или независимости (автономии) от других. Жизнеспособность одних может целиком или по большей части зависеть от таких обменов; другим участие в них обеспечивает удовлетворение лишь отдельных нужд. В первом случае речь идет о высокой, а во втором — о низкой степени функциональной автономии. Система, таким образом, может быть определена как группа элементов, взаимообмен между которыми ограничивает их функциональную автономию. При такой точке зрения подразумевается, что социокультурная жизнь не является тотально системной изначально, что по шкале системности социокультурные феномены могут варьироваться от полностью независимых друг от друга до полностью взаимосвязанных. Систему можно концептуализировать как целое, тогда предметом внимания становятся устойчивые, непрерывные, тесные внутрисистемные связи, существующие между элементами и механизмы, унифицирующие их. Представление о системе в терминах функциональной автономии фокусируется на частях системы и подразумевает вероятностную, проблематичную природу их взаимозависимости. Внимание в этом случае уделяется не только внутрисистемным, но и экстрасистемным, внешним по отношению к системе связям её элементов. Иными словами, элементы трактуются не просто как «части» системы, но как существующие сами по себе. Их реальность не определяется только их принадлежностью к данной системе. Когда система рассматривается лишь в её равновесном состоянии, изучаются механизмы, сохраняющие взаимозависимость частей и целостность самой системы. Концепция функциональной автономии предполагает выявление и изучение механизмов, поддерживающих независимость системных составляющих. Сохранение функциональной автономии определенного элемента может сопровождаться снижением степени взаимозависимости между ним и другими, ростом сопротивления давлению в сторону равновесия. Это означает, что от обладающих определенной долей независимости элементов следует ожидать сопротивления полной интеграции или росту зависимости от системы как целого или её частей. Иными словами, с точки зрения этой концепции, внутри системы действуют две противонаправленных силы. Во-первых, тенденция элементов сохранять и даже увеличивать ту степень функциональной автономии, которую они имеют, то есть сопротивляться полной интеграции в систему. Во-вторых, тенденция элементов системы, отвечающих за поддержание её целостности, к более полной интеграции других элементов, к сокращению степени их функциональной автономии. В связи с позицией управляющих элементов в системе возникают особые проблемы. Такие элементы обычно отождествляют себя с системой как целым (государственные структуры — с обществом в целом, церковь — со всей «паствой», идеологические институты — с системой ценностей всего общества и т. п.). В то же время входящие в них люди имеют собственные интересы, в том числе связанные с поддержанием функциональной автономии таких элементов. Подобная двунаправленность функций — к собственной автономизации и интеграции других — порождает постоянную напряженность между управляющими элементами системы и всеми остальными, напряжения, которые могут перерасти в конфликты. Действие этой концепции как удобного инструмента изучения динамики социокультурных феноменов было продемонстрировано на примере моральных норм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|