Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательское поведение в освоении окружения




 

Исследовательское поведение проявляется у всех животных при встрече с новыми стимулами и ситуа­циями. Животные обычно приближаются к незнакомо­му объекту и исследуют его, используя все имеющие­ся у них возможности рецепторного аппарата. Оказав­шись в незнакомой обстановке, животные начинают передвигаться ненаправленным образом, проявляя при этом «ориентировочную реакцию», то есть обследуя все, что их окружает. Исследовательское поведение весьма многообразно в проявлениях, поэтому лучше всего определить его в общем виде как поведение, благодаря которому животное знакомится с новым окружением или неизвестными стимулами. К. Лоренц объясняет порождение такого поведения через трансформацию ауторитмии, то есть внутренней упорядоченной активности организма.

Согласно К. Лоренцу, ауторитмия приводит к на­коплению в нервных центрах своеобразной «энергии действия». В силу этого особь начинает поисковое пове­дение, которое в случае успеха — встречи с ключевым стимулом — завершается актом консуммации, то есть актом, приносящим удовлетворение, разрядку перво­начального импульса. Поисковое поведение строится на наследственной базе, но включает в себя и элемен­ты индивидуального научения. Оно является пусковым механизмом целенаправленных действий. «Взаимодей­ствие между врожденными пусковыми механизмами и обучением ограничено строго определенной фазой в онтогенетическом развитии организма... Эти врожден­ные пусковые механизмы отличаются исключительной простотой, и поэтому их избирательность очень низ­кая. Но отсутствие избирательности компенсируется ограничением времени, в течение которого действие врожденных пусковых механизмов оказывается эффек­тивным. В этот короткий период врожденные пусковые механизмы успевают при естественных обстоятель­ствах выработать обусловленный ответ по отношению к своему объекту. Этот ответ оказывается в таком слу­чае значительно более избирательным, чем любые врожденные пусковые механизмы, а также все ответы, получаемые в результате обучения»[28].

В исследовательском поведении, обусловленном действием таких механизмов, можно выделить два основных аспекта. Во-первых, это ориентировочная реакция, которая связана с неподвижным наблюдени­ем за окружением. Во-вторых, активное исследование, при котором животное движется относительно иссле­дуемого участка пространства или объекта. Эти два типа поведения несовместимы и взаимно подавляют друг друга. Проводится также различие между «поверх­ностным» и «глубоким» исследовательским поведени­ем. В первом случае речь идет о ситуации, когда её отличительные признаки имеются в наличии и полно­стью представлены животному. Во втором случае эти признаки скрыты от животного, и оно должно их отыс­кивать самостоятельно.

Наблюдения свидетельствуют о том, что интенсив­ность исследовательского поведения зависит от степе­ни новизны ситуации. Соответственно выдвигается гипотеза, что эта интенсивность есть функция степени несоответствия между воспринимаемой в данный мо­мент ситуацией и тем представлением о ней, которое сложилось у животного на основе прошлого опыта. Такие признаки ситуации, как сложность и интенсив­ность воздействия внешних стимулов, помимо новиз­ны, часто усиливают исследовательское поведение.

Имеются данные, позволяющие предположить, что страх и исследовательская активность представляют собой независимые типы поведения. Страх нередко подавляет исследовательское поведение. Какое имен­но поведение — страх или исследование — проявится в ситуации, зависит от интенсивности или непривыч­ности характеризующих её стимулов. Небольшие из­менения поведения вызывают исследовательское по­ведение, значительные — страх. Тип реакции зависит также от эмоционального состояния животного — чем оно благоприятнее, тем выше побуждение к исследо­ванию, — а также от степени обученности — чем бо­лее обучено животное, тем более склонно оно к обсле­дованию нового.

Есть основания предполагать, что исследовательс­кое поведение не просто вызывается новым стимулом и продолжается до «насыщения». Некоторые исследова­тели полагают, что его своеобразие состоит в стимули­рующем значении для животного. Следует еще раз под­черкнуть, что, по-видимому, оно направлено на преодо­ление несоответствия между представлением о знакомой ситуации и следами восприятия новой. Соответственно такое восприятие состоит в перестройке внутреннего концепта, после чего он начинает соответствовать но­вой ситуации, её ключевым характеристикам.

Согласно «центральной теореме социобиологии», каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая побуждает инди­видов действовать так, чтобы максимально обеспечить успех для себя и родственников. Это характерно для всех видов поведения, включая исследовательское.

 

Игра и её влияние на изменение поведения

 

Игра — особая форма поведения, включающая в себя движения, значимые для других форм поведения (агрес­сия, перемещения и т. п.), но не вызывающая у наблюда­теля впечатления, что действия совершаются «всерьез». Можно выделить некоторые основные признаки игры.

§ Незавершенные последовательности действий. Движения, входящие в игровое поведение, обыч­но отличаются от тех, которые часто встречаются у данного вида в функционально значимых ситу­ациях жизнеобеспечения, размножения, защиты, агрессии и т. п. Однако в игровых ситуациях по­следовательность движений чаще всего не завер­шается реализацией функции.

§ Выработка новых комплексов движений. У живот­ного могут в игре вырабатываться новые движе­ния, не имеющие функционального значения по­мимо игровой ситуации.

§ Смешение функционально различных типов пове­дения. Поскольку игровое поведение строится из движений, относящихся к другим типам поведения, эти функционально различные движения комби­нируются произвольным образом.

§ Несоответствие интенсивности отдельных движений всей их последовательности в целом. В игре часто проявляется преувеличенная интенсивность движе­ний, функционально не обоснованная и как бы са­моцельная. Наблюдаются также многочисленные повторы какого-либо движения, не приводящие к следующему элементу последовательности, частью которой оно является в других типах поведения.

§ На групповые игры другие особи обычно не реаги­руют «серьезно». Более того, у некоторых животных игре предшествует особый сигнал, выделяющий ситуацию или поведение из «обычного» контекста.

§ В игровом поведении объекты используются не в их прямой функции. Часто в игровых ситуациях животные манипулируют предметами, которые в других ситуациях либо не используются, либо ис­пользуются в совершенно иных функциях.

§ У высших млекопитающих игру молодняка часто начинает взрослое животное.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что хотя движения, характерные для игры, могут напоминать другие виды поведения, их побуждения различаются. Игровое поведение не направлено на достижение кон­кретного результата, как это наблюдается в неигровых ситуациях. Игровая активность часто прекращается, не достигнув функциональной формы. Она легко преры­вается другими видами активности или побуждений, например голода или страха. В то же время игра само­ценна; это не просто занятие праздных животных, возникающее в период бездеятельности. Животное мо­жет выбрать игру и при наличии одновременно суще­ствующих других побуждений.

Главный интерес социобиологов сосредоточен на эволюции социальных форм существования организмов. Поэтому предметом исследования становятся взаимодей­ствие, взаимосвязь между особями. Их изучение позво­ляет реконструировать структуру, иерархичность и го­ризонтальность связей и таким образом понять эволю­ционный смысл определенной организации сообщества.

 

Выводы

 

1. В настоящее время в культурной антропологии по­нятие «культура» не отождествляется с миром толь­ко человеческих отношений. Объяснение культур­ных фактов связывается с социобиологическими и этологическими моделями изучения социальной жизни. Это позволяет получить ответы на значи­мые для познания человека вопросы: что культур­но уникально; что человечески универсально; что специфично для человеческого вида; что общего у человека с другими видами животных. Вычисляют­ся характеристики социальной жизни, общие для всех видов и имеющие адаптационную значимость.

2. Во-первых, речь идет о социальной организации, которой в социобиологии и этологии придается су­щественное адаптационное значение. Выделяются типы поведения, которые поддаются координации и в совокупности обеспечивают устойчивые рамки для совместного существования членов популяции. Прежде всего, стратификация, которая считается неотъемлемым свойством животной популяции и означает распределение особей по функциональ­ным признакам, связанным с жизнеобеспечением. Далее, территориальность и контроль над агрес­сией, поддерживающие координацию действий в популяции. Наконец, альтруизм, т. е. поведение, не столько удовлетворяющее интересы особи, сколь­ко способствующее поддержанию целостности группы. Адаптационный смысл социальной орга­низации состоит в объединении популяции для из­влечения внешних ресурсов и противостояния не­благоприятным воздействиям окружения.

3. Во-вторых, отмечается значимость коммуникатив­ных процессов для поддержания жизнедеятельно­сти популяции. Подчеркивается фундаментальный характер способности животных к сигнальному поведению. Важной содержательной чертой ком­муникативных процессов в популяции принято считать эмоции. При этом необходимо проводить различия между эмоциональными состояниями, их знаковым выражением и их поведенческими соот­ветствиями. Другим основанием коммуникативно­го поведения животных, предпосылкой обмена ин­формацией с помощью знаков этологи считают ритуал — серию наследственно обусловленных и закрепленных в генотипе стандартных телодвиже­ний. Оба аспекта коммуникации создают базу для построения достаточно сложных сообщений, позво­ляющих особям лучше адаптироваться в меняю­щемся окружении.

4. В-третьих, акцентируются адаптационные возмож­ности обучения. Способность к обучению базиру­ется на врожденном свойстве организма устанав­ливать связи между безразличными для организма сигналами или единицами восприятия и реагиро­вать на них. На этой основе формируются внут­ренние концепты и поведенческие стереотипы с помощью известных механизмов, обозначаемых как процесс обучения. Адаптационная значимость обучения состоит в том, что благодаря ему повы­шается степень освоенности окружения.

5. В-четвертых, предполагается, что адаптации жи­вотных в окружении во многом способствует ис­следовательское поведение. Оно строится на на­следственной базе, включает в себя и элементы индивидуального научения и является пусковым механизмом целенаправленных действий. Оно направлено на преодоление несоответствия меж­ду представлением о знакомой ситуации и следа­ми восприятия новой. Адаптация состоит в пере­стройке внутреннего концепта таким образом, чтобы он соответствовал ключевым характерис­тикам новой ситуации.

6. В-пятых, рассматриваются адаптационные функ­ции игры. Прежде всего, в процессе игры можно выделить элементы обучения. Далее, есть основа­ния полагать, что игровое поведение имеет ряд общих черт с исследовательским. Наконец, оно связывается с рекреацией. Таким образом, адапта­ционный смысл игры можно определить как безо­пасное экспериментирование с элементами окру­жения.

 

контрольные вопросы

 

1. Значимость социобиологии и этологии в познании культуры.

2. Концепция социальной организации: обоснование необходимости.

3. Стратификация и её место в социальной органи­зации.

4. Агрессивность и альтруизм: адаптационные функ­ции.

5. Коммуникативное поведение животных.

6. Адаптационная значимость обучения и его состав­ляющие.

7. Значимость исследовательского поведения в освоении окружения.

8. Функции игры в образе жизни животных.


 

ЧАСТЬ II

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...