Архитектура Древней Греции 7 страница
На ЭКСПО-70 в Осаке главный павильон (К. Танге) представлял собой пространственную структуру. Выразительным акцентом выставочной композиции была Башня (К. Кикутаке) с подвешенными на разных уровнях шарообразных зальных помещений, заключенных в прозрачные стержневые металлические структуры. Высотное здание компании «Сидзуока» в Токио (1966-1967, К. Танге) имеет вертикальный ствол с коммуникациями, от которого отходят объемные блоки с помещениями, консольно закрепленные в шахте. Здание открыто к дальнейшему росту. Капсульный дом «Нагакин» в Токио (1972, К. Курокава) задуман как отель для бизнесменов. Здание состоит из двух железобетонных башен высотой 11 и 13 этажей и 144 стальных капсул, присоединенных к этим башням. В башнях заключено инженерное оборудование, лестничные марши, лифты. Башни соединены мостами – переходами. Крепление позволяет заменять капсулы (их размеры соответствуют привычным для японцев размерами чайной комнаты) без ущерба для других капсул. Идеи метаболизма на рубеже XX – XXI вв. тесно переплелись с направлением хай-тек. Одним из направлений рационалистической архитектуры 60-х годов является техницизм, он сближается с дизайном в деле эстетизации индустриальных объектов. Высшим проявлением техницизма стал хай-тек (высокая технология). Он стремился к эстетическому освоению различных инновационных научных разработок. Высокие качества современных материалов, которые демонстрируются в произведениях хай-тека, формируют образы новой архитектуры. Ее выразительными элементами становятся различные производственные модули, трубопроводы, контейнеры, металлические лестницы и другие типы инженерных конструкций, внутренние коммуникации, которые окрашивались в яркие цвета. В 60-70-е годы ХХ века эти идеи развивала английская группа «Аркигрэм» и японские метаболисты. Первоначально техницизм и хай-тек реализовывались в промышленных и складских сооружениях, позже архитекторы обращались к общественным зданиям, привнеся в их образ элементы промышленных сооружений. При этом многие детали, выполненные в заводских условиях, стали выносить на фасады, пластически усложняя облик зданий. К концу ХХ века это направление ассоциируется с авангардом, в нем отсутствует ориентация на архитектурные традиции прошлого. Творческие концепции хай-тека принадлежат его лидерам – английским архитекторам Р. Роджерсу и Н. Фостеру. Национальный Центр культуры и искусств им. Ж. Помпиду в Париже был выполнен по проекту архитекторов Р. Роджерса и Р. Пино (1972-1977). Стальные конструкции каркаса были выведены наружу здания и стали напоминать строительные леса. Здесь же были расположены и сети инженерного оборудования: воздуховоды, трубы отопления, водопровода и канализации, которые были окрашены в яркие цвета. На фасаде диагональю является ползущая от входа стеклянная труба с движущимся эскалатором внутри. Металл и стекло – основные строительные материалы этого сооружения. В стиле хай-тек были построены: здание Международного центра конгрессов в Западном Берлине (1973-1979, Р. Шюлер), здание страховой компании «Ллойд» в Лондоне (1979-1986, Р. Роджерс), штаб-квартира банковской корпорации в Гонконге (1981-1986, Н. Фостер), штаб-квартира фирмы «Деу» в Сеуле, Южная Корея (1997-2000, Н. Фостер), китайский банк в Гонконге (1982-1989, Й. Пей) и другие. 172-метровая структура штаб-квартиры фирмы «Дэу» включает в себя офисные и лабораторные помещения над землей, а также подземные: паркинг и технические сооружения. Стальные конструкции особого профиля демонстрируют стильный дизайн. Мотивы мощной пластики нарастают в ряде техницизированных сооружений рубежа XX – XXI вв. Примером может служить Концертный зал в Руане, Франция (2001, Б. Чуми).
Контрольные вопросы.
Назовите характерные особенности архитектуры функционализма 20-30-х годов ХХ века. Отметьте своеобразие таких стилистических направлений в архитектуре первой половины ХХ века как ар деко, неопластицизм и экспрессионизм. Назовите характерные черты региональных архитектурных школ Бразилии, Мексики, Японии. Назовите традиционные и новаторские черты в архитектуре второй половины ХХ века. Отечественная архитектура ХХ – XXI века Послереволюционные годы, несмотря на трудный период гражданской войны, разруху во всех областях хозяйства, были насыщены творческой атмосферой, в которой велись активные поиски новых выразительных средств архитектуры. Эти поиски и борьба новых направлений шли преимущественно теоретически в виде деклараций и проектных материалов. Тем не менее «бумажная архитектура» 1917-1925 годов сформулировала ряд положений, которые нашли практическое воплощение в будущей практике градостроительства и архитектуры. Период архитектуры первых лет Советской власти называют романтическим символизмом, т. к. подобно агитационному искусству плаката архитектура была включена в острую борьбу за утверждение новой идеологии. С одной стороны, архитекторы (прежде всего старшего поколения: И. Фомин, В. Щуко, Л. Руднев и др. ) использовали мотивы классицизма, но преувеличенных масштабов, что должно было отразить мощь духа революционных масс. С другой стороны, в творчестве молодых архитекторов (Н. Ладовского, Я. Чернихова, И. Голосова) наблюдалось активное желание порвать с традициями прошлого, они пытались выразить современность символикой простейших геометрических форм, динамичным сдвигом плоскостей и объемов. Некоторые архитекторы выдвигали на первый план индустриальные мотивы, романтически истолковывая эти формы как символы, связанные с пролетариатом и промышленным трудом. Индустриальные мотивы характеризуют проект памятника III Интернационалу, созданный В. Татлиным в 1919 году. Спиралевидная форма, динамизм наклона и стремительного нарастания ярусов выражали концепцию памятника, который олицетворял идею мировой революции. Внутри спиралевидного каркаса три стеклянных объема (кубический, пирамидальный и цилиндрический), которые вращались с разной скоростью. При всей фантастичности облика – это вполне рационалистическая конструкция вантового типа.
На рубеже 1920-х годов начинает активизироваться строительство, начинают возводится электростанции (Волховская, Шатурская ГЭС), промышленные предприятия, жилые комплексы. В 1920 году были созданы Московский институт художественной культуры (ИНХУК) и Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, с 1927 по 1930 г. – ВХУТЕИН), которые сыграли важную роль в становлении советской архитектуры. В 1920-1925 годы сформировались основные течения первого этапа развития советской архитектуры – рационалистов и конструктивистов. Первые объединились в 1923 г. в организацию АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников и другие, выдвигавшие на первый план эстетические задачи архитектуры, они стремились к активной выразительности архитектурной формы за счет ее рациональной организации на основе законов психофизиологии человеческого восприятия.. В 1925 г. образовалось ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М. Гинзбург, И. Николаев и другие, называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем " функционального метода" на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Конструктивисты стремились средствами архитектуры утвердить новые формы труда и быта и рассматривали архитектурные объекты как «социальные конденсаторы эпохи» (М. Гинзбург). Однако при всей сложности отношений между рационалистами и конструктивистами нельзя абстрактно противопоставлять эти новаторские течения друг другу, они представляли единый фронт новой советской архитектуры. Ядро АСНОВА составили сплотившиеся вокруг Н. Ладовского профессора ВХУТЕМАСа (Н. Докучаев, В. Кринский, А. Рухлядев) и молодые архитекторы (В. Балихин, А. Ефимов), они были связаны с преподаванием и потому, за исключением К. Мельникова, относительно мало проявляли себя в проектной практике, но оказали существенное влияние на подготовку будущих архитектурных кадров.
К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов – дома коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929–1930. И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928–1930, М. Гинзбург и др. ) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей. Кроме школ, детских учреждений, фабрик-кухонь, больниц и универмагов строились новые типы общественных зданий – рабочие клубы: в Москве – Дворец культуры Пролетарского района (1931–1937, братья Веснины), в котором функционализм в объемно-планировочной композиции сочетается с элементами классической планировки; Клуб им. Русакова (1927–1929, К. Мельников), в котором символические формы порывают с традиционными архитектурными формами. Особое место в советской и мировой архитектуре этого периода занимает Мавзолей В. И. Ленина (1929–1930, А. Щусев). Построенный как памятник создателю Советского государства, Мавзолей стал архитектурно-композиционным центром ансамбля Красной площади, благодаря доминирующему положению и выразительному образу. К 1925 году относится первый – и сразу же триумфальный – выход на международную арену. Советский павильон на Международной выставке в Париже, который был построен по проекту К. Мельникова, получил первую премию. На фоне эклектичной архитектуры павильонов других стран наш павильон – легкий, изящный, с большими плоскостями стекла и смелым использованием цвета – производил впечатление современной и очень элегантной постройки, представительный масштаб которой достигался простотой геометрических форм, общим лаконизмом решения. С середины 20-х годов активизируются процессы в области градостроительства и массового жилья. Малоэтажное по характеру строительство сменяется более целесообразной трех-пятиэтажной жилой застройкой. Формируется тип городского жилого комплекса, крупного квартала, органично объединяющего жилые дома и развитую систему обслуживающих зданий и учреждений. В эти же годы началась регулярная работа над типовыми жилыми секциями, применение которых повышало эффективность жилищного строительства. Было предложено выпускать готовые элементы таких секций на заводах и монтировать из них на стройплощадке здание в минимальные сроки. В 1927 году в Москве был сооружен первый жилой дом из мелких шлакоблоков по проекту Г. Красина и А. Лолейта. В начале 30-х годов в Харькове уже сооружаются дома из крупных блоков. Хотя использование секционной структуры дома давала весьма скромные композиционные возможности, многие архитекторы пластически обогащали жилые дома, расчленяя их объемы посредством выступов и отступов, оттеняющих игру объемов и плоскостей, прямоугольных и скругленных форм, а также сочетая обнаженную кирпичную кладку с оштукатуренными участками стены. Многие жилые здания отличают хорошие пропорции, соразмерность и прорисовка всех их частей и элементов.
С начала 20-х до середины 30-х годов постепенно изменяется стилевая направленность советской архитектуры. Если в начале простота архитектурных форм диктовалась демократическими идеалами, то к середине 30-х годов потребовалось уже отразить идеи социализма. В апреле 1932 года было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которое привело к созданию единых творческих союзов, все архитектурные группировки объединились в Союз советских архитекторов. Таким образом, 1932 г. стал рубежным в развитии направленности нашей архитектуры. Улучшение хозяйственно-экономического положения страны в 1930-х гг. совпало с началом формирования культа личности Сталина, что требовало создания архитектуры, которая своими необычайно торжественными, величественными и пышно украшенными формами могла бы прославить его деятельность. Наметился переход от лаконичных, несколько суровых форм советской архитектуры 20-х гг. к архитектуре, опирающейся на образцы Ренессанса, русского классицизма, других национальных стилей. В декоративном убранстве стали применяться мрамор, гранит, ценные породы дерева, другие дорогостоящие материалы. Архитекторы обратились к классическому наследию как арсеналу композиционных принципов, приемов и форм. Жилые территории формировались в виде укрупненных кварталов, объединенных в планировочные районы и включающие комбинаты бытового обслуживания. Началось строительство метрополитена, первая очередь которого вступила в действие в 1935 г. Советская архитектура предвоенного времени характеризуется монументализацией архитектурного образа, парадной представительностью. Большую роль в выработке стиля этого периода сыграл объявленный в начале 30-х годов конкурс на разработку Дворца Советов в Москве. В 1939 г. началось строительство Дворца Советов (Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх). Эта монументальная композиция 300-метровой высоты должна была быть увенчана 100-метровой статуей В. И. Ленина. Строительство было прервано войной, но проект оказал влияние на развитие архитектуры 50-х годов. Под влиянием тенденции к монументализации архитектуры в 1930-е годы были созданы многие ведущие сооружения наших городов. Например, Академия им. М. Фрунзе в Москве (1937, Л. Руднев, В. Мунц). Лаконичными средствами авторы создали выразительный, монументальный и в то же время романтически приподнятый художественный образ, олицетворяющий мощь и несокрушимость Красной Армии. Ответственную градостроительную роль в структуре центра Москвы сыграл комплекс Государственной библиотеки имени В. И. Ленина (1928-1941, В. Щуко, В. Гельфрейх). В здании сочетаются отзвуки конструктивизма и классических мотивов. Ярким символом бурно развивающейся Страны Советов стали павильоны СССР на международных выставках в Париже (1937, Б. Иофан) и Нью-Йорке (1939, Б. Иофан, К. Алабян). Их отличает масштабность форм, в парижском павильоне динамичная композиция завершалась скульптурной группой «Рабочий и колхозница» В. Мухиной. В период Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий. В то же время выросли города Крайнего Севера (Норильск, Воркута), началось строительство на востоке и юго-востоке страны (Сумгаит, Рустави близ Тбилиси, Ангарск в Сибири). Восстановление, строительство и реконструкция городов после войны потребовали научного обоснования огромного объема проектно-планировочных работ, разработки схем и проектов районной планировки. Формирование нового архитектурного облика городов и сел в послевоенный период шло в короткие сроки: уже в первой половине 50-х годов разрушенные города и села в основном были восстановлены. В 1947 г. было принято решение о строительстве в Москве высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне. Первые высотные здания, построенные в 1949-1957 гг., оформили ансамбли важнейших площадей города и своими островерхими завершениями перекликались с силуэтом Кремлевских башен. Среди этих сооружений здание Московского университета на Ленинских горах (Л. Руднев, С. Чернышев, П. Амбросимов, А. Хряков), здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади (В. Гельфрейх, М. Минкус) и другие. Московский университет представлял собой единый ансамбль, в состав которого входили, помимо многочисленных зданий, парковые партеры, ботанический сад и агро-селекционные участки. Главное здание, высотой 235 метров, является композиционным центром нового обширного района Юго-Запада столицы. В это же время были построены в Москве жилые дома по проектам И. Жолтовского на Смоленской площади и Большой Калужской улице, решенные на основе разработки тем классики. В послевоенной архитектуре украшательства и " излишества" достигли особого расцвета, в том числе это проявилось в обработке высотных зданий. Вскоре после смерти Сталина, в 1954 г. на Всесоюзном совещании строителей это направление было осуждено, и положено начало строительству зданий, лишенных всякого декора. Строительство в основном однотипных жилых и общественных зданий с применением крупноблочных и панельных железобетонных конструкций было обусловлено остротой жилищной проблемы в стране, и в том числе в Москве. В 1950-1980 гг. массовое панельное строительство, в основном на окраинах города, позволило в значительной степени решить проблему жилья для москвичей, но превратило большинство этих районов в совокупность безликих одинаковых коробок. В эти годы, однако, создается ряд интересных по архитектуре общественных зданий по индивидуальным проектам. Характерные черты архитектуры и строительства в Москве 70-х годов – крупный экспериментальный жилой район в Чертаново-Северном. Жилые дома, общественные здания и инженерные сооружения стали возводить на основе " Единого каталога унифицированных железобетонных изделий и конструкций". С 60-х годов все большее число зданий стали строить по индивидуальным проектам. Наряду с решением функциональных и технико- экономических задач ставилась цель создавать художественно-выразительные композиции: Кремлевский Дворец Съездов (1959–1961, М. Посохин и др. ), Дворец пионеров на Ленинских горах (1958–1962, И. Покровский и др. ). Лаконизм форм при функционально и эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (1962–1968, М. Посохин и др. ). Проспект ограничен с двух сторон высотными жилыми домами-пластинами, объединенными по первому ярусу двухэтажными корпусами с универмагами и ресторанами. Ансамбль проспекта завершается расположенным на противоположном берегу Москвы-реки зданием СЭВ (1967, М. Посохин, А. Мндоянц и другие). Силуэт города в 1967 г. обогатился зданием телевизионной башни (конструкторы Н. Никитин, Л. Баталов) при Телевизионном центре. Четкой композицией и высоким качеством исполнения отличаются и многие другие новые сооружения: аэропорты, гостиницы, театры, концертные залы, спортивные комплексы, пионерские лагери, станции метрополитенов. При всем различии в функциональном отношении и композиционных решениях, их объединяют лаконизм форм, смелость конструктивных приемов, легкость и оригинальность архитектуры. И внешний, и внутренний облик этих зданий характеризуются своеобразием пропорций, применением больших плоскостей зеркального стекла, гладких поверхностях стен, немногими, но хорошо отработанными, современными по рисунку деталями. В интерьерах зданий широко применены облицовочные материалы различного цвета и фактуры. В 1971 г. был утвержден Генеральный план развития Москвы, рассчитанный на 25-30 лет, разработан проект детальной планировки центра Москвы. Транспортные и пешеходные потоки начали располагать в разных уровнях, чтобы избежать их пересечения. Появились новые линии метрополитена, продолжающие и развивающие структуру города, новые транспортные магистрали. В условиях роста населения в других городах страны также формируются сложные транспортные системы, появляется новый масштаб градостроительных форм и районов застройки, создаются многофункциональные системы и центры городской активности. Советская архитектура развивается в лаконичных формах при функциональном и эстетически обоснованном объемно-планировочном решении архитектурных ансамблей и отдельных сооружений. При формировании архитектурно-художественного образа зданий используют различные виды монументально-декоративного искусства: настенную роспись, мозаичное панно, скульптуру (новое здание МХАТа им. А. М. Горького, 1972, В. Кубасов и др. ). Основу архитектуры городов формирует жилищное и культурно-бытовое строительство. Генеральный курс на типизацию в массовом строительстве и развитие индустриального домостроения позволили намного быстрее решить проблему обеспечения населения благоустроенным жильем. В 1976 г. началось строительство олимпийских объектов к XXII Олимпиаде в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн " Олимпийский" на Проспекте Мира (М. Посохин и др. ), крытый велотрек в Крылатском (Н. Воронина и др. ). Вся композиция комплекса на проспекте Мира строится на контрастном сочетании объемов двух зданий – стадиона и бассейна. Подчеркнуто строгим вертикалям пилонов и солнцезащитных ребер овального объема стадиона противопоставлен пластический объем бассейна, образованный двумя наклонными арками и стеклом витража под ними. В Ленинграде полностью реконструирован второй по своим размерам стадион имени С. М. Кирова. Представляет большой интерес сооружения Таллинна, созданные для проведения олимпийской регаты. Крупным жилым и спортивным комплексом явилась Олимпийская деревня (Е. Стамо), сооруженная для временного пребывания участников Олимпийских игр и заселенная впоследствии постоянными жителями. Комплекс включает жилую группу из 16-18-этажных домов с подсобными помещениями в первых этажах и обслуживающие учреждения, зону объектов культурно-бытового, коммунального и медицинского обслуживания, зону спортивных сооружений. В 70-80-е годы совершается процесс самоопределения архитектуры, возрождается ее роль в формировании национальной культуры. В связи с этим в архитектуре поиски решений идут по двум направлениям. Одна линия основана на возможностях современной рационалистической архитектуры и строительной техники, на текстуре, фактуре материалов, цвете. Вторая линия (контекстуализм) основана на взаимодействии новой архитектуры со сложившейся застройкой, которая рассматривается в качестве национального культурного наследия. Учитывается существующий жилищный фонд, не допускается его необоснованный снос. Современный подход отразился в ряде новых объектов. Такова архитектура Дома Советов РСФСР в Москве, Морского вокзала в Ленинграде, явно напоминающая образ корабля, крупномасштабная пластика аэропорта в Ереване, тонкая гармония старого и нового в Вильнюсском драматическом театре, строгий классицистический облик административного здания в Ярославле. Выявление региональных черт и национальных особенностей архитектуры – еще одна характерная тенденция архитектуры 80-х годов. Такие объекты появились практически во всех республиках. Были построены вновь или обновились центральные зоны городов Алма-Аты, Тбилиси, Фрунзе, Ашхабада, Самарканда, Бухары, Казани, ряда исторических русских городов. В архитектуре общественных зданий конца 80-начала 90-х также заметна тенденция активного включения старой городской застройки в архитектуру современных зданий как переход от рационализма к поискам индивидуального в образе города, к совершенствованию типов зданий. Новый комплекс газеты «Известия» на Пушкинской площади (1968-1985, Ю. Шевердяев и др. ), объединив старую и новую застройку, решил проблему формирования одной из важнейших площадей центра Москвы. В выразительном контрасте со средой старой Москвы было выстроено динамичное по формам здание Драматического театра на Таганке (1974-1983, А. Анисимов и др. ). Самостоятельный важный раздел архитектуры составляют мемориальные комплексы, увековечившие подвиги народа в войне и труде. Здесь архитектура сливается с пластическими искусствами и достигает высокого эмоционального звучания. Например, в мемориалах Волгограда и Бреста, Саласпилса и Хатыни, Киеве и Новороссийске. В последнее десятилетие ХХ века в архитектуре по-прежнему были актуальны проблемы, связанные с массовым строительством. Важной социальной задачей являлось создание благоприятных условий жизни и работы для всех членов общества. Необходимо было улучшить художественный облик новых жилых районов и городов-новостроек, резко увеличить объемы индустриального монолитного домостроения. Подход к строительству жилых зданий за последние пять-десять лет изменился очень сильно, если не сказать — кардинально. В конце 90-х, когда сегмент качественного жилья только зарождался, никто толком не представлял, каким оно должно быть, что в нем обязательно, а что лишнее и, стало быть, окажется не востребованным. Сегодня эти критерии более или менее сформировались. Значительно вырос спрос на жилье, принципиально отличающееся от типового, — с точки зрения и архитектуры, и организации всего пространства. Появились новые категории домов — " бизнес-класс" и " элитный". Значительно вырос и уровень жилья эконом-класса. Активное развитие получила комплексная застройка, позволяющая говорить о единстве стилевых решений зданий. При проектировании объекта учитываются не только максимальный комфорт и удобство жилых и нежилых помещений, но и технические инновации — дома становятся более прочными, каркасы проходят проверочные работы на прогрессирующие обрушения. Изменился подход и к архитектурному облику жилых зданий. В современных новостройках появляются не встречавшиеся ранее элементы, такие, как пентхаусы, эксплуатируемые кровли, террасы и пр. В остеклении за 10 лет также произошла настоящая революция благодаря развитию индустрии производства оконных профилей и светопрозрачных конструкций. Стало возможно панорамное, угловое и разноформатное остекление, разработаны новые технологии производства стеклопакета. Вслед за пластиковыми появились деревянные, которые по всем своим характеристикам (герметичность, качество соединений) им соответствуют, но при этом более экологичны и эстетичны. Выпускаются стеклопакеты разных уровней шумопоглощения и теплоизолирующих свойств. Еще одно активно развивающееся направление — сплошное остекление фасадов. Например, клубный дом " Панорама", благодаря инновационной архитектуре, стал объектом экскурсий, проводимых в Москве. Фасад выполнен из тонированного стекла и эмалита (стекла с зеркальным эффектом), что выделяет здание на общем сером фоне, преобладающем в столице. Достаточно серьезные изменения претерпели и объемно-планировочные решения квартир. До этого практически все новостройки были типовыми. Сейчас возводятся дома по индивидуальным проектам, появилась возможность организации жилого пространства так, как хочется ее обитателям. Из современных планировочных решений можно отметить: более высокие потолки, дополнительную глубину под подогреваемые полы, организацию двух выходов из квартиры и нескольких санузлов (в идеале их количество должно соответствовать числу спален). Появились новые функциональные помещения — домашний кинотеатр, комната для прислуги, библиотека. Произошло четкое разделение квартиры на " гостевую" (гостиная, столовая, холлы) и " хозяйскую" (спальни, детские и кабинет) зоны. При выборе своего будущего жилья люди обращают внимание на пропорции помещений: предпочтения отдаются широким, квадратным комнатам. Что касается отделки квартиры, то большинство объектов сейчас сдаются без нее. По новым правилам элитное жилье и жилье бизнес-класса в Москве должно быть обязательно обеспечено подземным паркингом. Таким образом, в домах, спроектированных грамотно, проблема забитости дворов автотранспортом будет снята. Важнейшим фактором развития и глубинного обновления архитектуры конца ХХ века стали изменения имущественных отношений, утверждение частной и корпоративной собственности на земельные участки и на недвижимость и соответственно появление нового, негосударственного заказчика на проектно-строительную продукцию. Как показывает мировой, а теперь уже и отечественный опыт, частный заказчик нередко имеет специфические понятия об архитектурном проекте, требуя от него не столько действительной оригинальности, сколько броскости, обязательной непохожести. Уже одно это обстоятельство обуславливает многообразие архитектурных решений и, в конечном счете, обогащение архитектуры. Соответственно изменилась типология, отражающая новую социально-экономическую ориентацию зодчества. Среди наиболее характерных для данного этапа российской архитектуры оказались здания банков и офисов (крупных корпораций или рассчитанные на аренду разными мелкими фирмами, агентствами, учреждениями); индивидуальные загородные жилые дома, особняки, виллы, дачи, коттеджные поселки; разнообразные торговые предприятия и комплексы. Существенные изменения произошли в технологии проектирования, что связано, прежде всего, с широким внедрением компьютерных методов. Эти изменения расширили компоновочные возможности архитекторов. В информации проектировщиков, наряду с использованием Интернета, все большую роль играет реклама. В новой архитектуре России сосуществуют и противоборствуют две тенденции: новационно-техническая, связанная с глобализацией, и историческая, ориентированная на традиционную, главным образом местную, самобытность. Модернистские черты проявляются ярче и чаще всего при возведении банков, офисов, торговых и спортивных зданий. Традиционалистские устремления характерны больше для жилищного строительства, особенно загородных частных жилых домов, а также для культовых зданий. В центре Москвы и в других городах с конца 1980-х годов вместо массового уничтожения старинных зданий развернулось воссоздание разрушенных памятников, среди которых особое место в уплотнении, структуризации и символизации среды занял возрожденный храм Христа Спасителя. Для российского общества это была не просто реставрационная операция, но акт покаяния за разрушение и осквернение в прошедший период множества культовых зданий и комплексов (церквей, монастырей, мечетей, медресе, синагог). В центре Казани вертикальной, объемной и образной доминантой стала новая грандиозная мечеть. Характерной для российской архитектуры 1990-2000-х годов стала ситуация, когда одни и те же архитекторы, включая ведущих, проектируют одновременно объекты в духе ультрамодерна и в духе исторических стилизаций. Более того, в ряде новых интересных зданий совмещаются черты современности и архаизации. Так, в одной из крупнейших гостиниц Москвы «Арарат» классические и стилизованные под национальную традицию детали и композиционные приемы на фасаде и в интерьерах совмещаются с хай-тековским навесом над входом, ультрасовременным атриумом и отделкой большинства общественных помещений. В российской архитектуре 1990-х годов, в отличие от зарубежной, особое внимание архитекторов, заказчиков и общественности привлекли стилизации под стиль модерн. В то же время в реминисценциях на темы модерна часто заметны отсутствие понимания его утонченности, прихотливости, встречается укрупненность и грубость деталей, особенно бросающиеся в глаза, когда стилизованные здания оказываются в непосредственной близости от признанных памятников модерна. Архитектура России 1990-х - начала 2000-х годов, при всем ее бросающемся в глаза следовании традиции, в действительности полистилична и сочетает в себе современные мотивы с деталями допетровской русской архитектуры, московского классицизма, ар-деко и даже сталинского классицизма. Однако в начале XXI века в ней снова активизируются тенденции, которые близки к новейшей техницистки ориентированной архитектуре США и Западной Европы. Смелостью и выразительностью открытых конструкций отмечен целый ряд новых спортивных сооружений, деловых и торговых зданий, мостов, учебных заведений. Появляются вариации на темы деконструктивизма. Наиболее распространены различные варианты " позднесовременной архитектуры", нередко украшаемые живописными, обогащающими силуэт завершениями: сводчатыми, шатровыми, ажурными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|