Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные процессы как функциональная и символическая культурная среда




Психологическая антропология — это дисциплина, в рамках которой изучается, каким образом индивиду­ум приобретает культурные навыки, культурную ком­петентность и как происходит обмен культурной ин­формацией в процессах социального взаимодействия. Эта область познания объединяет элементы биологии, психологии, психиатрии, социологии, лингвистики, на базе которых осуществляется как отбор, так и интер­претация данных.

На протяжении всего XX в. психологическая ан­тропология двигалась по пути формирования эмпи­рических обобщений высокого уровня, построения об­щих гипотетико-дедуктивных теорий. Сложились и требования к подобного рода теориям: они должны объединять индивидуальный и социальный уровни рас­смотрения человека и обеспечивать основания для объ­яснения человеческого поведения в его двойной детер­минированности — врожденными и приобретенными в обучении факторами, а также для интерпретации личностных проявлений с точки зрения окружающих её и освоенных ею культурных форм. При этом можно заметить, что модели объяснения тяготеют к одному из двух полюсов: либо к психологическому с акцентом на связь психических и индивидуальных характеристик с культурными феноменами, либо к социальному, где основное внимание уделяется непосредственным куль­турным контекстам социального взаимодействия. Соотношение этих двух тенденций и будет представлено ниже. Вначале речь пойдет о когнитивистской области психологической антропологии в связи с обсуждением вопроса о том, как функциональный и символический уровни культуры поддерживаются благодаря культур­ной коммуникации. Соответственно предметом рас­смотрения становятся способы, с помощью которых в поведении индивидов выражается то, что можно опре­делить как факты культуры, культурных изменений, культурного разнообразия. Рассмотрение индивидуаль­ного поведения в процессах социального взаимодей­ствия как микроуровня, на котором определяются клас­сы явлений, составляющих параметры макрофеноме­нов, позволяет перейти от описания «психологических коррелятов» культуры к объяснению формирования и существования устойчивых культурных образований.

Будет представлено и другое направление, где решается еще одна центральная задача психологичес­кой антропологии: выяснение природы взаимозависи­мости между личностными характеристиками людей и чертами их культуры, рассмотрение процессов станов­ления личности, социализации.

Вначале речь пойдет о социокультурной среде, со­здаваемой социальным взаимодействием, условий, в ко­торых люди порождают и используют функциональные символические единицы, условий, которые повышают стабильность социальных и культурных систем и в то же время обеспечивают нововведения в них.

Исследование процессов социокультурного взаи­модействия на уровне малых групп, организационных структур, на непосредственном межиндивидуальном уровне продолжалось на протяжении всего XX в. В 30 — 40 гг. XX в. выделилось специальное направле­ние изучения групповой динамики, где основным предметом интереса были формальные аспекты об­мена информацией в процессе выработки решения в малых экспериментальных группах. Это направление дало интересные результаты, прояснившие зависимо­сти скорости и точности информационных обменов от количественного состава группы, её внутренней диф­ференциации, структуры. С этими же характеристиками соотносилось качество процессов и результатов выработки решений. Значительный вклад в изучение социального взаимодействия внесли исследования Чикагской школы, обращенные на неформальные группы общения низших классов в условиях крупных городов. В рамках этого направления рассматрива­лись такие вопросы, как поддержание границ группы по отношению к «другим», групповая солидарность, распределение ролей, лидерство, идентификация в группе.

Продолжался также сбор традиционно этнографи­ческого материала. Исследователи накапливали резуль­таты наблюдений о коммуникации в различных струк­турно разных культурах, о содержательных характе­ристиках поведения людей в различных социально значимых ситуациях, о связи между социальными по­зициями людей и стилем их поведения по отношению друг к другу. Значимость этого типа исследований про­должала возрастать на протяжении всего XX в. по мере расширения межкультурных контактов с увеличением влияния транснациональных корпораций, изменения­ми на уровне международной политики, интенсифика­цией миграционных процессов.

Сильным стимулом в развитии научных представ­лений о влиянии символических структур на членов общества стали исследования в области массовой ком­муникации и массовой культуры. Результаты такого рода исследований позволили установить зависимости между предпочтениями источников информации, ха­рактеристиками этих источников и внутренней диф­ференциацией аудитории; между применяемыми ком­муникатором (источником информации) средствами воздействия на аудиторию и изменениями в её отно­шениях к освещаемой теме в сообщениях. Многое про­яснилось относительно распространения и степени ус­тойчивости символических структур, их влияния на по­ведение людей. Во всяком случае, работы подобного характера позволили показать наличие глубоких зазо­ров между тем, что люди говорят, и тем, что они дела­ют, а также между условным миром символов и рутин­ной областью обыденной жизни.

Постепенно экспериментальный и полевой уровни исследований непосредственных социальных взаимо­действий сближались. Это стало особенно очевидным в конце 60 —70-х гг. XX в. с развитием этнометодологических и феноменологических исследований естествен­ной речевой коммуникации между людьми. Их резуль­таты позволили сформулировать и проверить ряд инте­ресных гипотез о культурных порядках, характерных для повседневной жизни людей, для сетей межличност­ных отношений, и выделить общие факторы и механиз­мы, обусловливающие воспроизведение порядков.

Совокупность всех этих и ряда других, смежных (например, изучение общественного мнения, коммуни­кация в организациях и др.) или более частных (напри­мер, социометрия), направлений исследования обусловила формирование особой области исследования, ко­торую можно назвать сферой социальной и культурной коммуникации. Этот уровень исследования постепен­но отслоился от концепции социального взаимодей­ствия как её составляющая. Он связан с изучением социальной активности людей, направленной не столько на жизнеобеспечение или формирование предметной среды, сколько на воспроизведение общественных от­ношений в процессе обмена информацией и культур­ных форм такого обмена. Тематика исследований та­кого рода к настоящему времени приобрела следую­щие ориентации:

 

§ изучение осознанных, имеющих культурную форму выражения, и неосознаваемых, неволь­но проявляемых представлений, распростра­ненных у большинства носителей определен­ной культуры;

§ изучение осознанных представлений и неосо­знанных побуждений, разделяемых членами общества и управляющих их действиями в диф­ференциальных организованных группах и неорганизованных коллективах (толпа) в опре­деленных социально значимых ситуациях;

§ изучение структур социокультурной коммуни­кации, соответствующих различным социально значимым ситуациям, субкультурам и специфичным культурам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...