Субъекты социокультурной коммуникации
«Я-концепция». Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и распространения различного рода вариаций, отклонений, изменений образцов поведения, деятельности, взаимодействия, важно принимать во внимание, что единственным источником всех этих порождений являются люди, находящиеся в разного рода отношениях друг с другом. Соответственно необходимо иметь концептуальную представленность индивида в этих процессах, которая теоретически позволила бы дифференцировать их в соответствии с выделением индивидуальных вкладов их участников. Среди таких теоретических конструктов представление людей о себе, или «я-концепция», занимают значимое место. «Я-концепция» предполагает, что у индивида существует некое внутриличностное ядро — «я», — отбирающее и интегрирующее значимую и отбрасывающее незначимую для него информацию. Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением. Оно используется для самообозначения отдельного, индивидуального лица, но не «личности» или набора факторов, составляющих личность. Понятие «я» обычно подразделяется на два значения: номинативное — «я» как субъект и аккузативное — «я» как объект. «Я» как объект включает в себя идеи «я» как социального объекта для других и «я» как социального (и психологического) объекта для себя. Личностная идентичность. Эти представления формируются у индивида по мере его участия в различных социальных группах. Социальной группой называется двое или более индивидов, разделяющих общие интересы, культурные ценности и идентификацию, воспринимающих себя носителями сходных отношений к окружению и т. п. Когда к индивидам приходит осознание принадлежности к одной или нескольким социальным группам, начинает формироваться их социальная (культурная) идентичность. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной «я-концепции», то есть представления человека о себе, которая является производной знания о принадлежности к социальной группе, а также ценностной и эмоциональной значимости такой принадлежности. Часть «я-концепции», не объясняемая социальной идентичностью, называется личной идентичностью. Целесообразно также проводить различие между публичным «я» и приватным «я». Приватное «я» есть часть «я-концепции», известная только самому индивиду, тогда как публичное «я» известно другим.
Когда в коммуникативном процессе доминирует социальная идентификация, можно говорить о межгрупповой коммуникации. Соответственно для межгруппового поведения в отличие от межличностного характерно то, что тип контроля здесь — это социальные нормы, групповые ценности и стереотипы поведения, а не личностные предпочтения и эмоции. Индивидуалистический взгляд на «я» предполагает, что это самодовлеющее единство, существующее вне зависимости от групп принадлежности. На это, например, обращает внимание К. Гирц, говоря о понимании личности в западной культуре «как имеющей границы, уникальном, более или менее интегрированном мотивационном и когнитивном универсуме, динамическом центре познания, эмоций, суждений и действий, организованных в выделенную целостность, противопоставляющую себя другим подобным целостностям, а также социальным и природным основаниям»[65]. В индивидуалистических представлениях самоактуализация и самореализация, самоуважение через личные достижения являются значимыми личностными целями. При коллективистских ориентациях этот концепт также существует, однако обозначает иной универсум, где самоощущение индивида базируется на социальной оценке его места в системе межгрупповых и межличностных отношений.
Лицо. В исследовании коммуникативных процессов выделяется еще один концепт, характеризующий индивидуальную специфику человека в его отношениях с другими. Это концепция «лица», которая в том или ином выражении встречается практически в каждой культуре. Она обозначает «публичный я-образ», который стремится утвердить индивид, которым можно наделять, который может быть утерян, за который можно бороться и который может быть дарован. Можно считать его своеобразным культурным знаком «я», размещенным в потоке коммуникации и разделяющим его на адекватные и неадекватные, благоприятные и неблагоприятные для индивида события. Лицо представляет собой проекцию «я» на ситуацию, предполагающую отношения с другими, идентичность, совместно определяемую участниками взаимодействия. Это своеобразный «экран», регулируя «прозрачность» которого, индивид в большей или меньшей степени выражает в коммуникативных процессах свои подлинные черты, мысли, чувства, намерения. Социальная идентичность. Социальная идентичность определяется как та часть «я-концепции» индивида, которая является производной осознания и оценки им своей принадлежности к социальной группе (или группам). Она базируется на разделяемых социальных представлениях и репрезентациях. Теоретическая концепция социальной идентичности основывается на допущении о том, что индивиды ищут подтверждения относительно своей групповой принадлежности во взаимодействии с другими. Они сравнивают свою группу с другими группами и взаимодействуют с их членами таким образом, чтобы представить свою группу в благоприятном свете с точки зрения ценимых в обществе параметров (например, экономическая позиция, власть и т. п.). Когда групповая принадлежность воспринимается как социально более ценная, чем пребывание вне группы, у её членов формируется позитивная социальная идентичность. Существуют эмпирические свидетельства того, что групповая принадлежность важна для определения «я-концепции» более при коллективистских, чем при индивидуалистических культурных ориентациях. Исследования также указывают на то, что акцентирование собственной этнической идентичности скорее свойственно группам меньшинств, нежели основному населению. То же относится и к другим типам групповых идентификаций. Есть также основание полагать, что социальная идентичность значительно важнее для самих членов сообщества, чем для их социального окружения.
Существенное влияние на характер коммуникативного процесса оказывает предрасположенность человека уделять больше внимания своим переживаниям или же ситуации и происходящим в ней событиям. Этот механизм информационного обмена определяет три возможных типа личностных состояний в таком процессе. Во-первых, приватность сходная с концепцией интраверсии. К. Юнга, связанная с повышенным вниманием к внутренним мыслям и чувствам. Во-вторых, публичность, которая, напротив, предполагает представление о себе в связи с другими и аналогично отношению к «я» как к социальному объекту (Дж. Г. Мид). В-третьих, социальная тревожность, обозначающая дискомфорт в присутствии других. Публичность и приватность относятся к процессу самоопределения в процессах социального взаимодействия, тогда как социальная тревожность предполагает ориентацию индивида на коммуникативный процесс как на средство снижения ощущения неопределенности ситуации и своего места в ней. Механизм регулирования коммуникативного процесса, состоящий в самонаблюдении и самоконтролировании индивида в ответ на сигналы о соответствии поведения социальным нормам и правилам называется «я-мониторингом». Его действие связано с уменьшением неопределенности ситуации. Представления о других. Социальное познание относится к тому, «как люди думают о людях» и базируется на таких когнитивных процессах, как построение абстракций, выводов, категоризации относительно будущих партнеров по коммуникации. Для различных культур характерны свои основания переработки информации «о других», которые базируются на антропологических принципах познания, но варьируются в зависимости от принятых стандартов.
Они определяют, как отбирается информация о других, как она обобщается и организуется, как комбинируются её противоречивые фрагменты. В этом отношении значительная роль принадлежит стереотипным представлениям о других. Стереотипы возникают благодаря процессу типологизации и относятся к разделению людей на категории в соответствии с индивидуализирующими элементами (раса, этническая группа, конфессиональная принадлежность, возраст, пол). Они формируются в процессах коммуникации в качестве символических обобщений и становятся социальными тогда, когда конвенционально разделяются большинством членов сообщества. Как показывают исследования, необходимость в таких символах возникает при столкновении с посторонними в гораздо большей степени, чем с хорошо знакомыми. Стереотипные представления о других группах детерминированы, во-первых, степенью знакомства, во-вторых, количеством и качеством контактов с ними. На этой базе складываются предубеждения и этноцетризм, определяющие дискриминационное поведение по отношению к членам других групп. В коммуникативных процессах стереотипы выполняют ряд специфичных функций: — стереотипизация предполагает когнитивные ограничения, обусловленные иллюзорной кор- реляцией между членством в группе и психологическими атрибутами; — стереотипы влияют на переработку информации в том смысле, что о своей группе более запоминается позитивная информация, а о чужой — негативная; — стереотипы порождают ожидания (гипотезы) относительно других, и люди стараются найти им подтверждение; — стереотипы ограничивают коммуникативное поведение других тем, что подтверждает стереотипные представления о них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|