Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иисус - Учитель премудрости




Павел писал в Первом послании к Коринфянам 1:30, что Иисус сделался для нас Божьей мудростью, правед­ностью, освящением и искуплением. Иисус также был "Учителем премудрости".

"Обучение премудрости" было одним из образова­тельных методов, использовавшихся в дни, когда жил Иисус. Этот метод предполагал использование учителем образных оборотов речи, примеров, взятых из повсед­невной жизни, гипербол, чтобы подчеркнуть, сделать более выразительной основную мысль своего рассказа. Такой метод обучения можно назвать практичным, ра­зумным. (Гипербола - стилистический прием, исполь­зуемый для усиления эффекта того или иного высказы­вания. Например, "сильный, как бык".)

Обращаясь к Своим слушателям, Иисус говорил: «Ес­ли тебя соблазняет твой правый глаз, вырви его и от­брось от себя». Но эти слова не были рассчитаны, чтобы их воспринимали в буквальном смысле. Он не призывал слушающих вырвать себе глаз. Но поскольку они при­выкли к такому способу подачи информации, Иисус ис­пользовал гиперболу, чтобы слушатели лучше поняли Его. А в действительности смысл Его слов был таким: «Если нечто, что кажется тебе важным и необходимым, заставляет тебя грешить, лучше избавься от него, пото­му что оно приносит тебе больше вреда, чем пользы».

Если высокооплачиваемая работа не оставляет вам времени для общения с Богом, посещения церкви, заня­тий с детьми, оставьте ее и найдите другую. Пусть вы будете зарабатывать меньше, зато, в конечном итоге, выиграете больше для себя и своей семьи.

В этом образовательном методе также использова­лись пословицы (мудрые высказывания), загадки, притчи (истории из реальной жизни с моралью) и алле­гории. (Аллегория - это иносказательное выражение или целый рассказ, в котором одни образы заменяются другими для большей выразительности.)

Так, пророк Нафан пришел к царю Давиду с аллего­рическим рассказом. Он рассказал царю, как один бога­тый человек, у которого было много крупного и мелкого скота, забрал у бедняка последнюю овечку и убил ее, чтобы устроить пир для своих гостей. Нафан использо­вал аллегорический образ: вместо слова "жены" он ис­пользовал слово "овцы", чтобы показать Давиду весь его эгоизм и греховность (2 Царств 12:3).

Когда я впервые начал изучать библейский подход к проблеме развода, то вместо истины пришел к догме. Мы знаем, что догма - это "когда я прав, а ты нет, что бы ты мне ни говорил. И вообще, не надо запутывать меня своими фактами".

Вместо того, чтобы изучать Слово с точки зрения здравых принципов толкования, мы приходим к лож­ным выводам, основанным на недостаточных доказа­тельствах.

Развод и повторный брак - это тема, вызывающая много путаницы в людских умах. Развод ставит быв­ших супругов, как христиан, так и не христиан, под проклятие, как, пожалуй, никакой другой грех.

«Разве я согрешил против Бога?»

«Если Бог простил меня, почему у меня не проходит чувство вины?»

«Разве я совершил прелюбодеяние тем, что женился во второй раз?»

«Правильно ли я поступил? Может быть, мне стоило подождать подольше, прежде чем решиться на такой шаг?»

Если в своей жизни вы пережили развод, я думаю, та­кие вопросы, пусть не все, но приходили к вам в голову.

Чтобы понять, что Библия говорит об этой проблеме, нужно уметь правильно толковать ее стихи.

 

Принципы толкования

Есть три принципа правильного толкования Святого Писания:

1. Читая Библию, постоянно держите в памяти инте­ресующий вас вопрос.

2. Постарайтесь узнать об исторической обстановке, в которой писался стих или стихи. Знание культурной и образовательной ситуации того времени, политиче­ских, экономических и социальных условий помогут вам прийти к правильным выводам.

3. Внимательно прочитайте стихи, предшествующие тому, который вы изучаете, а также те, что следуют за ним. Предшествующие стихи (предшествующий текст) и последующие стихи (последующий текст) и составят кон­текст каждого стиха, который вы читаете или слышите.

Какую бы книгу вы ни читали или кого бы вы ни слу­шали, всегда помните, что проповедник строит свое уче­ние на стихе, имеющем контекст и определенный исто­рический фон. Если его учение игнорирует это - значит, оно ошибочно. Вам следует проверить все самому, иначе вы можете поверить ложным выводам и впасть в за­блуждение.

Итак, возвращаясь к закону Моисея, нужно знать, что имел в виду Иисус, цитируя Моисея и затем интер­претируя его правила.

В Нагорной проповеди Иисус учил Своих слушателей правильному отношению, которое характерно для Цар­ства Божьего. Контекст Его комментариев предполагал "правильное мышление" и "правильные действия".

Заповеди блаженства (Матфея 5:30,31) являются предшествующим текстом. Люди с такими понятиями и отношениями становятся "светом миру". Затем Иисус произносит фразу, цель которой - успокоить защитни­ков закона Моисея и пророков. «Я сразу хочу сказать вам, что Я не против Моисея, Исаии, Иеремии или лю­бого другого автора закона и пророков. Я не пришел от­менить то, что они говорили. Напротив, Я пришел ис­полнить все, чему они учили. Более того, если кто-то из вас учит не подчиняться закону и пророкам, отме­нить его, таковой будет назван наименьшим в Царстве Небесном. Все, что сказано в законе и пророках, будет пребывать до тех пор, пока будет стоять земля и небо. Поэтому поймите правильно то, что Я собираюсь ска­зать вам» (стихи 17-20).

Исполнить означает "показать истинное намерение". Читая это место, обычно верующие думают, что Иисус пришел исполнить положения закона. Но не об этом го­ворил Иисус. Он пришел показать значение и цель зако­на. Иначе говоря, Иисус пришел показать "дух закона", или на языке юристов, его истинный смысл.

Иисус говорил об истинной праведности, в отличие от показной (исполнение религиозных ритуалов и другое). Истинная праведность (стих 20) запрещает не только убивать, но даже ненавидеть своего ближнего и желать ему смерти. Истинная праведность означает, что вы да­ете десятину Богу и прощаете своих врагов. Истинная праведность исключает не только физическое прелюбо­деяние, но даже желание удовлетворить свою страсть или подумать с вожделением.

Затем Иисус использовал гиперболу, чтобы сильнее подчеркнуть то, о чем Он говорил: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя...» (стих 29). И только после такого вступления Он стал го­ворить о разводе.

Текст, который следует после Его комментария о раз­воде, говорит о клятвах и о мести врагам. Иначе говоря, Прелюбодеяние и развод стоят в списке беззаконий в одном ряду с ненавистью, нарушением клятвы и местью.

Контекст, как я отмечал выше, подразумевает, что "ваши мысли так же важны, как и ваши поступки". Иисус говорил, что проблема заключается в том, что ведет к разводу, а не сам развод. Развод - это только следствие вашего неправильного отношения к своему супругу или супруге. По сути, развод - это симптомати­ческое проявление супружеской неполноценности.

В Евангелии от Матфея, глава 19, контекст стал отве­том на вопросы фарисеев. Предшествующий текст - их вопросы, а последующий текст - комментарии учени­ков на ответы Учителя.

А теперь давайте рассмотрим правила Моисея относи­тельно развода, чтобы понять исторический фон замеча­ний Иисуса по этому поводу.

Истоки развода

Какой контекст книги Второзаконие 24:1? Законода­тель Моисей собрал в одну книгу все законы, уставы, гражданские постановления, которые Бог дал ему для управления народом Израильским. Так же, как и в На­горной проповеди Иисуса, комментарии Моисея состав­ляют центральную часть закона, охватывающего абсо­лютно все сферы жизни израильтян, начиная от финан­сов и заканчивая вопросами охраны здоровья, гигиены и правил поведения.

Внимательно прочитав оба места Писания, вы увиди­те, что Иисус по-новому трактовал постановления Мои­сея, касающиеся разных жизненных ситуаций. Всему закону Моисея Он придал духовный аспект, отчего тот стал еще более обязательным для исполнения. Иисус вернул закону его "дух". Но согласно Новому Завету, который Он пришел установить, самое главное не по­ступки человека, а его сердце.

Внимание Иисуса было направлено не на развод как таковой, а на причины, ведущие к нему. Он говорил, что Моисей позволил разводиться "по жестокосердию вашему" (Матфея 19:8). Что это значит? Означает ли это, что по своему жестокосердию они совершали прелюбо­деяние и поэтому Моисею ничего не оставалось делать, как позволить им разводиться?

Но Моисей даже и не собирался заниматься пробле­мой прелюбодеяния.

Он никогда не упоминал прелюбодеяние, как необхо­димое условие для развода, поскольку единственным наказанием прелюбодеяния была смерть через побива­ние камнями. Значит, во времена, когда жил Моисей, грех прелюбодеяния не считался основанием для разво­да. Мужья оставляли своих жен по другим причинам. Вот почему фарисеи спрашивали Иисуса, позволитель­но ли мужу разводиться со своей женой по всякой при­чине (Матфея 19:3). Хуже того, муж имел право просто сказать: «Я развожусь с тобой», повернуться и уйти, а потом жениться на другой. А женщина не могла выйти замуж вторично без разводного письма, которое явля­лось юридическим документом. Часто женщина, остав­ленная мужем, не имела никаких средств к существова­нию. Этим объясняется обычай обменивать приданое (деньги, которые давали родители мужа и жены, в каче­стве свадебного подарка) на монеты, которые женщина носила вокруг шеи или пришивала к своему головному убору. На эти монеты женщина и жила, когда муж ос­тавлял ее.

Без знания контекста невозможно понять, что Мои­сей имел в виду. Он говорил, что мужья больше не име­ют права так относиться к своим женам. Если какому-то мужу захочется сбежать от своей жены к другой, он дол­жен был дать ей разводное письмо.

 

 

Моисей защищал женщин

Итак, Моисей ввел своеобразную процедуру развода для тех мужчин, которые хотели отделаться от своих Жен. Эта процедура включала три этапа: 1) муж должен был написать разводное письмо; 2) вручить его своей бывшей жене и 3) отослать ее от себя.

Фраза "отослать ее от себя" - это оборот речи, кото­рый использовался израильтянами со времен исхода из рабства, когда египтяне "отослали их от себя". Отсылая человека, нужно было снабдить его имуществом, день­гами и другим добром. Если хозяин "отсылал своего ра­ба", он давал ему некоторую сумму денег, запасную одежду, немного скота. Иначе говоря, человек, которо­го "отсылали от себя", должен был иметь достаточно средств, чтобы начать новую жизнь.

Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус имел в виду следу­ющее: «Моисей приказывал вашим предкам давать раз­водное письмо своим женам, потому что они были на­столько жестокосердны, что оставляли своих бывших жен обездоленными, без каких-либо средств к сущест­вованию и без всякой надежды снова выйти замуж.

А Я говорю вам, что в глазах Бога оставлять свою же­ну по любой причине - это беззаконие. Я пришел, чтобы научить вас быть милосердными, поэтому вместо того, чтобы до смерти забивать камнями женщину, пойман­ную в прелюбодеянии, лучше развестись с ней. Прелю­бодеяние должно стать единственным поводом к разво­ду - расторжению супружеской клятвы, а не любая ме­лочь, которая вам может не нравиться в вашей жене».

Затем Иисус подчеркнул, что развод, позволенный Моисеем, никогда не входил в Божьи планы. Бог создал мужчину и женщину и соединил их в одно целое. Он сказал, что мужчина должен оставить своих родителей и прилепиться к своей жене. Бог также сказал, что ни­кто не имеет права разрушить союз, скрепленный клят­вой верности.

Иисус хотел заставить их задуматься над тем, как строить супружескую жизнь (Бытие 2:24), а не изобре­тать причины, по которым можно было бы отделаться от нее. Если у вас правильный брак, вам никогда и в го­лову не придет разводиться. Самое главное - это ваше отношение друг к другу и ваше сердце.

Бог ненавидит развод, нарушение обета, данного сло­ва, но Он все же любит разведенных. По Новому Завету любой грех, кроме хулы на Духа Святого, покрывается кровью, как только вы покаялись и получили прощение.

Многие религиозные люди ведут себя сегодня так, как будто развод - непростительный грех, такой огром­ный, что даже кровь Христа не может покрыть его. Но тогда развод становится более ужасным преступлением, чем убийство!

После смерти Моисея развод становится распростра­ненным явлением, наверное, столь же частым, как и в наши дни. Иначе, самаритянка, у которой было пятеро мужей, а с шестым она жила вне брака, считалась бы из­гоем общества. Между прочим, Писание не говорит, что все пятеро ее бывших мужей умерли.

Развод стал настолько обыденным явлением, что ког­да Бог решил отторгнуть народ Израиля и отослать в плен народ Иуды, Он использовал женитьбу и развод в качестве аллегории, чтобы объяснить, что должно про­изойти с обоими народами.

В книге Иеремии 3:8 Бог сказал, что дал "неверной дочери Израилевой" разводное письмо и отослал ее за все ее прелюбодейные действия. Но даже это не застави­ло "вероломную сестру ее Иудею" перестать блудодействовать с другими народами и их богами и вернуться к своему законному Мужу.

Во дни Иисуса было весьма распространено

многоженство, но не так часто, как во времена Авраама. Однако были такие периоды в истории Израиля, когда Бог Сам фактически приказывал евреям разводиться! Это происходило в дни после возвращения евреев из вавилонского плена. Тогда еврейские мужчины брали себе жен из иноплеменных народов, язычниц, покло­нявшихся другим богам (Ездра, глава 10). Когда пророк узнал об этом, он настолько опечалился, что разодрал на себе одежду и рвал волосы на голове и бороде. Однако не нужно объяснять позицию Ездры в отношении "сме­шанных браков" расовыми предрассудками. Основани­ем для нее, скорее, была духовная несовместимость. Он знал, что смешанные браки с язычниками, поклоняю­щимися идолам, всегда вели Израиль и Иуду к паде­нию. Тогда он велел мужчинам, у которых были ино­племенные жены, отослать их, и Библия говорит, что они все согласились так сделать.

Чтобы избежать серьезной ошибки, не пытайтесь применять Божьи принципы и заповеди для обоснова­ния любой жизненной ситуации. Я не говорю о "ситуа­ционной этике", не признающей абсолютных норм и стандартов, позволяющей вам поворачивать правила так, как вам выгодно. Но я говорю о том, что необходи­мо спрашивать у Бога, какой из Его принципов или ка­кая из Его заповедей может быть применима к той или иной ситуации. Иначе, неправильно используя Слово, вы можете впасть в такой грех, как намеренное непо­слушание.

Ситуация, которая сложилась при Ездре, требовала принципа, отличного от описанного в книге Бытие 2:24, где говорится о единой плоти и о запрете разрушать то, что сочетал Бог. Тогда в Израиле была совсем другая си­туация. Бог не сочетал союзы с язычницами.

Ездра действовал согласно другому принципу - «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными...» (2 Ко­ринфянам 6:14). Вторая часть стиха говорит: «...ибо ка­кое общение праведности с беззаконием?..»

Корни такого явления, как развод, идут в глубь ве­ков, во времена античности. Супружеские пары разво­дились в любом народе, при любой цивилизации. Что касается Израиля и позднее Иуды, то начало разводу было положено великим законодателем Моисеем.

Все, что говорил Иисус или другой учитель в Израи­ле, должно было согласовываться с Моисеевым зако­ном. Иисус был согласен с этим. Он говорил: «Если вы хотите развестись со своей женой, дайте ей разводное письмо, но поводом к разводу может быть только пре­любодеяние». Иисус был не только согласен с Моисеем, но Он пошел дальше, подняв планку ответственности выше. При Новом Завете намерения и мотивы поступ­ков и действий стали важнее, чем сами поступки и дей­ствия.

Иначе говоря, Иисус, отвечая на вопрос о разводе, го­ворил о браке. Он подтвердил принцип, который гла­сит: если брак строится на правильном основании, не будет необходимости думать о разводе.

 

С начала сотворения мира Бог возложил ответственность за брак на мужчину

Глава 13

Ответственность мужа

Однажды один молодой человек написал мне: «Пас­тор, вы слишком строги к нам, мужчинам. Вы всегда браните нас. Не пора ли смягчить свое отношение?»

Я ответил: «Не могу, потому что я один из нас, и Бог строг к нам».

С самого начала сотворения земли Бог возложил от­ветственность за брак на мужчину. Змей совратил Еву, она сорвала запретный плод и ела. Но Бог прямиком на­правился к Адаму и спросил: «Адам, дружище, а где был ты?"

Адам стал оправдываться: «Господь, эта женщина, которую Ты дал мне...». Но Бог, не став слушать его, строго спросил: «Я не спрашиваю тебя о женщине. Я спрашиваю, где ты был».

Если вы внимательно прочтете слова Иисуса и Павла, то увидите, что они, в основном, говорили о браке и только слегка коснулись темы развода.

Так же, как Иисус ответил фарисеям, отослав их к началу творения, давайте и мы вернемся к плану Бога для мужчины и женщины и посмотрим, каким был Его изначальный замысел.

В книге Бытие 2:24 дается два правила для мужчины, который женится:

1. Оставь отца и мать своих.

2. Прилепись к женщине, на которой женишься.

В результате? Мужчина и женщина становятся одной плотью.

По этой причине человек должен покинуть своих ро­дителей. На каком основании? На том основании, что Бог дал ему пару. Следовательно, основанием есть то, что двое находятся в полном согласии с волей Бога, в об­щении с Ним и друг с другом.

Как бы я хотел, чтобы вы поняли это всем своим разу­мом и сердцем! Прежде чем вступить в брак, найдите се­бе пару, с которой вы станете одним целым, как Адам и Ева в Едемском саду. Послушайте, мужчины, причина, по которой вы оставляете своих отца и мать, имеет ог­ромное значение для всей вашей последующей супруже­ской жизни. Если этой причиной не являются правиль­ные, Богом данные отношения, тогда вы, скорее всего, уйдете от своей жены.

 

Развод - это дезертирство

При переводе Нового Завета на английский язык, для передачи понятия развод было использовано слово от­ступничество. Это же слово можно встретить и в грече­ской версии Старого Завета, Септуагинте, бывшей в обиходе в дни Иисуса. Это слово также имеет значение "дезертировать, бросить".

Чтобы дезертировать, вначале нужно принять на се­бя обязательства или ответственность за что-то. Солда­та, который оставляет свою службу без разрешения, на­зывают дезертиром.

В словаре можно найти такое толкование слова дезер­тирство:

1. Отсутствие качеств, свойств, необходимых для полноты; неполноценность; недостаток.

2. Несовершенство или слабое место; ошибка; изъян.

А в применении к нашему случаю дезертировать оз­начает оставить, бросить своего партнера, дело и т.д.

Если вы заметили, в книге Бытие 2:24 не говорится, что женщина должна оставить своего отца и свою мать и "прилепиться к мужу своему". Там говорится: "Пото­му оставит человек (мужчина)" своих родителей.

Теперь вы понимаете, почему Иисус не хотел даже об­суждать проблему развода? Он включил ее в длинный список других, решение которых должно было разви­вать "правильное мышление" и соответствовать духу закона. Он только слегка коснулся этой темы, когда ре­лигиозные лидеры Израиля прямо спросили Его об этом, чтобы обличить Его.

Развод напоминает нерадивого солдата, который идет к генералу и говорит: «Мне все это не нравится. И вооб­ще, я снова хочу на гражданку».

Если солдат дезертирует из армии во время боевых действий, он подлежит расстрелу. Теперь вы понимае­те, почему ученики Иисуса сказали, что лучше вовсе не жениться?

Согласно Слова, если мужчина хочет увести девушку из ее родительского дома, чтобы жениться на ней, он обязан преследовать ее, ходить за ней по пятам (это еще одно толкование греческого слова прилепиться), и ког­да он настигнет ее, он должен буквально приклеиться к ней. Таков обряд ухаживания. Куда бы она ни шла и что бы она ни делала, жених должен быть рядом с ней. Его цель - находиться как можно ближе к ней, стать одним целым с ней, что зависит, в основном, от его усилий.

Этим Бог хочет сказать, что "вся ответственность за брак лежит на плечах мужа, но и за развод ответствен­ность несет муж". За все, что бы ни произошло в доме, ответственен муж. Заметьте, я не сказал виновен. Так­же заметьте, что и развод начался из-за мужчины. Из- за жестокосердия мужчин Моисей велел давать жен­щинам разводное письмо, чтобы защитить дочерей Из­раильских от нищеты и презрения. Ни в одной из запо­ведей, наставлений, правил и постановлений, данных Моисею Богом, не говорилось о разводе. Единственное, чем руководствовался Моисей, так это желанием за­щитить женщину, которую муж бросал на произвол судьбы.

Ученики Иисуса хорошо поняли мысль своего Учите­ля: «Когда женитесь, знайте, что только смерть может разлучить то, что сочетал Господь. Если нарушена су­пружеская клятва, тогда позволено разводиться, но да­же если один из супругов проявил неверность, Бог хо­чет, чтобы вы терпели и стояли до конца. Более того, вы, мужчины, ответственны за выбор жены, а поэтому позаботьтесь о том, чтобы ваш брак был счастливым».

Не удивительно, что они решили: «Лучше уж оста­ваться холостым!»

В миру есть вещи, которые сатана держит под кон­тролем (2 Коринфянам 4:4), это никогда не входило в Божий замысел. Например, ваше физическое тело со­здавалось не для того, чтобы его разрушали тревоги и печали. Бог в Своей бесконечной мудрости создавал че­ловека не для страданий. Оказывается, тело человека не вырабатывает гормона, который мог бы нейтрализовать эти негативные эмоции. Вот почему появляется язва желудка. Люди живут в постоянных стрессах и напря­жении, в результате чего выделяется огромное количе­ство разных гормонов, буквально прожигающих дыры в стенках желудка.

А у других людей появляются "дыры" в разуме, вслед­ствие чего происходят нервные срывы, в результате которых человек может потерять здравый рассудок и помешаться. Таким людям нужна помощь психиатра. Это происходит потому, что мозг человека не в состоянии справиться с тем, на что он никогда не был рассчитан.

Как ваше тело не рассчитано на тревоги и беспокойст­ва, так и ваш брак не рассчитан на развод. Каким бы "дружеским" ни было расставание бывших супругов, боль и горечь надолго поселяются в их сердцах. Даже если не остается другого выхода, кроме развода, вы не сразу справитесь с острым чувством потери, похожим на то, которое появляется со смертью близкого человека.

Итак, люди разводятся, получают прощение за наруше­ние супружеской клятвы и снова женятся или выходят замуж. В большинстве случаев они живут счастливо, и все же где-то в глубине сердца так и остается горечь и обида, которые уйдут навсегда только тогда, когда че­ловек воскреснет и получит новое совершенное тело.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...