Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и




ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт социальных технологий

 

Утверждаю Проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО СыктГУ ________________ Л.И. Быковская   «____»__________________2012 г. Утверждено на заседании УС института социальных технологий   Председатель УС института _____________________ Е.Г. Тонкова   Протокол №______ «______»___________________2012 г  

 

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Шифр «032101»

по специализации «Физкультурно-оздоровительные технологии»

 

Сыктывкар 2012


Программа составлена на основании ГОС ВПО по специальности 032101 "Физическая культура и спорт"

 

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры

Протокол №_ 3 __от “_ 23 _”_октября_________2012 г.

Заведующий кафедрой к.б.н., доцент Рэйляну Р.И.________________

 

Составители программы:

 

Доцент кафедры ТиМБОФК, к.б.н., Рэйляну Р.И.

Доцент кафедры ТиМБОФК, к.п.н., доцент, Зеновский Е.В.

Доцент кафедры ТиМБОФК, к.б.н., Берговина М.Л.

Доцент кафедры ТиМБОФК, к.б.н., Шилов А.С.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

1. Комплекс требований к выпускнику…………………………………………..  
2. Программа государственного экзамена по специальности «032101»………  
3. Структура билета государственного экзамена………………………………  
4. Методические указания по проведению государственного экзамена………  
5. Процедура проведения государственного экзамена………………………….  
6. Требования к государственному экзамену (по ГОС)………………………...  
7. Оценочные критерии государственного экзамена……………………………  
8. Рекомендуемая литература…………………………………………………….  

КОМПЛЕКС ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНИКУ

Область и объекты профессиональной деятельности

Областью профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

 

Виды профессиональной деятельности

Специалист по физической культуре и спорту подготовлен:

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;

- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

 

Задачи профессиональной деятельности выпускника

Специалист по физической культуре и спорту подготовлен к решению следующих задач:

1. Педагогическая, тренерская деятельность:

оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности;

определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов;

подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;

определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;

оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе;

с помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс;

обучать двигательным действиям;

контролировать эффективность техникифизкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;

использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач;

способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям к здоровому образу жизни.

Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и

спорта:

выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и

спорта;

формировать логику и методологию научных исследований в сфере физической культуры и спорта;

определять цели и задачи исследования; применять адекватные поставленным задачам

методы и методики исследований;

обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы.

3. Организационно-управленческая деятельность:

планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;

принимать управленческие решения;

анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта;

организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;

работать с финансово-хозяйственной документацией.

4. Рекреационная и реабилитационная деятельность:

анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и реабилитационной деятельности;

прогнозировать условия и направление сферы досуга и активного отдыха различных категорий населения;

разрабатывать программы для двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации.

1.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника в области общепрофессиональных дисциплин:

Специалист по физической культуре и спорту должен знать:

историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;

отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

эффективности средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;

морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма;

психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;

организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;

факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

психолого-педагогические особенности профессионального общения;

специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли;

состояние информационного обеспечения в сфере физической культуре и спорта;

основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;

основы математизации и формализации знаний о физической культуре и спорта;

компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуре и спорта.

Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:

определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;

планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудивизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);

с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;

использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;

организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;

оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;

использовать компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной направленности;

владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работой по вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;

владеть образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе;

уметь корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.

В области специальных дисциплин Специалист по физической культуре и спорту должен знать:

содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;

основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;

историю, теорию и методику избранной физкультурно-спортивной специализации;

принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации;

основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;

приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидумом и межличностного общения в коллективе;

технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;

медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере высшего спортивного мастерства;

организационные и экономические основы профессионального спорта.

Специалист по физической культуре и спорту должен уметь:

в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;

планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;

организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;

применять на занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным задачам;

использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциолнальных и индивидульно-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;

оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;

использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;

уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиене, профилактике и контроля за состоянием своего организма;

критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;

разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;

организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...