Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт социальных технологий
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» Шифр «032101» по специализации «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Сыктывкар 2012 Программа составлена на основании ГОС ВПО по специальности 032101 "Физическая культура и спорт"
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры теоретических и медико-биологических основ физической культуры Протокол №_ 3 __от “_ 23 _”_октября_________2012 г. Заведующий кафедрой к.б.н., доцент Рэйляну Р.И.________________
Составители программы:
Доцент кафедры ТиМБОФК, к.б.н., Рэйляну Р.И. Доцент кафедры ТиМБОФК, к.п.н., доцент, Зеновский Е.В. Доцент кафедры ТиМБОФК, к.б.н., Берговина М.Л. Доцент кафедры ТиМБОФК, к.б.н., Шилов А.С.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
КОМПЛЕКС ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНИКУ
Область и объекты профессиональной деятельности Областью профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта. Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида) физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Виды профессиональной деятельности Специалист по физической культуре и спорту подготовлен: - к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации; - к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; - к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
Специалист по физической культуре и спорту подготовлен к решению следующих задач: 1. Педагогическая, тренерская деятельность: оценивать физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности; определять цели и задачи учебного и тренировочного процессов; подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки; определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида; оценивать эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном процессе; с помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс; обучать двигательным действиям; контролировать эффективность техникифизкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования; использовать компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач; способствовать формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям к здоровому образу жизни. Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта: выделять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта; формировать логику и методологию научных исследований в сфере физической культуры и спорта; определять цели и задачи исследования; применять адекватные поставленным задачам методы и методики исследований; обрабатывать, анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого компьютерную технику и компьютерные программы. 3. Организационно-управленческая деятельность: планировать и прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях; принимать управленческие решения; анализировать и обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта;
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия; работать с финансово-хозяйственной документацией. 4. Рекреационная и реабилитационная деятельность: анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и реабилитационной деятельности; прогнозировать условия и направление сферы досуга и активного отдыха различных категорий населения; разрабатывать программы для двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации. 1.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника в области общепрофессиональных дисциплин: Специалист по физической культуре и спорту должен знать: историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры; отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма; эффективности средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола; морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма; психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности; психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой; организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта; психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;
факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности; психолого-педагогические особенности профессионального общения; специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли; состояние информационного обеспечения в сфере физической культуре и спорта; основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности; основы математизации и формализации знаний о физической культуре и спорта; компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуре и спорта. Специалист по физической культуре и спорту должен уметь: определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека; планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей; применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудивизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.); с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий; использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях; организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности; используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их; оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий; использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания; использовать компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной направленности; владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работой по вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;
владеть образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе; уметь корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся; иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой. В области специальных дисциплин Специалист по физической культуре и спорту должен знать: содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся; основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности; историю, теорию и методику избранной физкультурно-спортивной специализации; принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации; основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста; приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидумом и межличностного общения в коллективе; технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью; медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности; медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере высшего спортивного мастерства; организационные и экономические основы профессионального спорта. Специалист по физической культуре и спорту должен уметь: в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий; планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся; организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников; применять на занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным задачам; использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциолнальных и индивидульно-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья; с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс; оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки; использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий; определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования; уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиене, профилактике и контроля за состоянием своего организма; критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность; разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь; организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|