Наборный шрифт. Акцидентный шрифт.
Чем «наборные гарнитуры» отличаются от «акцидентных»? Это характеристика гарнитур по потенциальной удобочитаемости. Под наборными мы подразумеваем те гарнитуры, которые обычно называются в профессиональной среде «текстовыми», «наборными», «телесными» (body type), «хлебными» и предназначены для максимально комфортного и неутомляющего чтения «длинных текстов». Вторые переводятся как выделительные, и их эстетика весьма разнообразна: от акцидентных начертаний - жирные и светлые, узкие и широкие, наклонные и курсивные, - до гарнитур, специально созданных для акциденции. Понятие акциденции в книге включает в себя на уровне шрифта выделение отдельных букв (к ним можно отнести буквицы), слов, заголовков, частей текста. Ho не следует думать, что акцидентные гарнитуры не являются наборными. По мнению Г.И. Козубова, существует четкое разграничение большой массы наборных и акцидентных гарнитур, обладающих ясными пластическими и пропорциональными «породными» характеристиками, по сравнению с немногочисленными гарнитурами «фантастических» пропорций. Для набора книг используются очень сдержанные по пластике шрифты с заметными в основном только профессионалам различиями. Это связано с тем, что на протяжении 300-500 страниц, набранных 10 или 9 кеглем и предназначенных для последовательного и сосредоточенного чтения, любое украшение становится навязчивым. Однако следует упомянуть, что сдержанные и удобочитаемые гарнитуры традиционно употребляются вместе с менее читаемыми и, соответственно, более акцидентными начертаниями и гарнитурами. Наборные гарнитуры - это гарнитуры, удобочитаемые в длинных текстах в традиционном книжном наборе в 9-10 кеглях (и в массовом тираже). Также отчасти наборными можно назвать шрифты, с помощью которых с нами общаются технические устройства. Точнее, это просто специфическая техническая эстетика.
Эстетика наборных гарнитур – это традиционная логика пропорций и пластики, которые меняются в достаточно узких пределах. Признаками наборных гарнитур является ясность, простота, опреде-ленная сдержанность (даже относительно курсивного начертания) и срединность пластики, пропорций, насыщенности. Понятно, что при увеличении кегля наборные гарнитуры в большинстве случаев вполне справляются с акцидентными функциями. Акцидентными гарнитурами можно назвать гарнитуры, уступающие наборным в удобочитаемости в 9-10 кеглях, что не позволяет их применять для набора длинных текстов. Обычно советуют применять чисто акцидентные гарнитуры в кеглях не меньше 24-го. K акцидентным шрифтам следует отнести жирные, очень светлые, курсивные, капительные, узкие, широкие и декоративные начертания даже в наборных гарнитурах. Отличительными особенностями эстетики акцидентных гарнитур будет большая выразительность, сложность и чувственность, что отразится в пластике, пропорциях, насыщенности, степени контраста элементов, эстетике апрошей. Акцидентные шрифты. До конца XVIII века не существовало акциденции как таковой. Во всей печатной продукции использовались одни и те же шрифты, варьировался кегль и начертание. Акцидентный шрифт должен прежде всего поражать воображение, удивлять, запоминаться. Элементы красивости портили линию шрифта. Письмо широким пером, при котором построение элементов букв определено самим движением его по бумаге, отступило на второй план. Теперь шрифтовики упражнялись в выведении вензелей тонкими острыми перьями.
Шрифты — 1) наименование начертаний букв или знаков по стилю, размеру, способу исполнения. 2) графическая система знаков определённой системы письма. 3) набор литер, воспроизводящих какой-либо алфавит, систему записи, например, численную, математическую и т. п.
Набор. Металлический набор. Фотографический набор. Цифровой набор. Межбуквенный пробел. Межсловный пробел. Формат строки. Интерлиньяж. Абзац. Сплошной текст. Колонка. Выделение. Удобочитаемость. Висячая строка. Оборка. Разрез. Многоколонная вёрстка. Выключка. Примеры. Набор В широком смысле – технический 7принцип типографики, суть которого состоит в монтаже готовых форм (элементарных и составных). Принцип един, независимо от технической конкретности (металлический, фотографический, дигитальный набор). В узком смысле набором считают лишь тот раздел деятельности, ту ее стадию, на которой формируется слово, строка, абзац, отрезок сплошного текста. Проблематика набора ограничена назначением наборного шрифта, межбуквенных и межсловных пробелов, формата строки, интерлиньяжа, шрифтовых выделений, способов выключки строк и обозначения абзаца, а также принятием решения по ряду некоторых других «мелочей». Набор – это в некотором роде микротипографика. Если уподобить верстку (макротипографику) кройке и шитью, то набор – это прядение и текстильное дело. В наборе реализуются правила правописания и гигиенические нормы удобочитаемости. На этой стадии формируется типографическая «текстура» и – в зависимости от способа выключки строк -характер абриса колонки. Граница между набором и версткой довольно условна. Некоторые понятия, например, оборка и многоколонная верстка, относятся одновременно к обоим разделам типографики. Другие, как, скажем, висячая строка, приходятся буквально на стык набора и верстки. В условиях компьютеризации микро-и макротипографика скорее интегрируются, нежели обособляются. Традиционный идеал набора характеризуют словами «монотонный», «гладкий», «равномерный». Неравномерный, «дырявый» набор противоречил бы самой идее сплошного текста без выделений. Модный ныне беспорядочный набор, набор, уснащенный немотивированными выделениями, свидетельствует лишь о том, что компьютеру доступно все, а чтение «сплошняка» утомительно для поп-культурной публики. Представления о качестве набора довольно конкретны, объективны и универсальны, а уровень его механизации и автоматизации весьма высок. Поэтому набор уступает верстке по творческой значимости. Однако это куда более справедливо для набора текстовым шрифтом, чем – крупнокегельным и акцидентным (см. Акциденция). В любом случае субстанцию набора нельзя принимать за серую аморфную массу. Типографическая композиция «коренится» в каждой точке, соизмеримой с мельчайшими буквой или межбуквенным пробелом. Металлический набор Без малого пять веков после Гутенберга можно назвать эпохой металлического набора и сопутствующей ему техники высокой печати. У нас эта эпоха несколько затянулась, и все-таки прошло время, когда типографы имели дело исключительно с металлом – легкоплавким гартом (сплавом свинца, сурьмы и олова), латунью или цинком. Правда, в афишном наборе (см. Афиша) практиковались (и все еще практикуются) деревянные и пластмассовые шрифты, но это обстоятельство не меняет технической сути: печатная форма строится наподобие прямоугольной мозаики из отдельных литер, строк, отлитых целиком, логотипов, линеек, плашек, наборных орнаментов, политипажей, клише с иллюстрациями, а также из так называемого пробельного материала. Последний включает элементы различного предназначения и типоразмера: от мельчайших шпаций для корректировки пробелов между словами до марзанов, служащих для заполнения обширных пробельных участков. Промежуточное положение занимают квадраты и бабашки, шпоны и реглеты – целое семейство брусков и планок, чьи названия молодым компьютерным наборщикам неведомы. Любой «бестелесный» пробел на оттиске с металлического набора – в этом существенная особенность техники – есть невидимый след от пробельных элементов, таких же жестких и осязаемых, как и печатающие элементы. Важно также, что каждый знак (кроме очень крупных литер) сопряжен с большей по площади прямоугольной площадкой данной ширины и высоты (см. Наборный шрифт, Кегель). Иными словами, буквы овеществлены вместе с минимальными окаймляющими пробелами. При наборе из них слагаются более или менее приемлемые межбуквенные пробелы и интерлиньяж. Металлическая наборная форма не терпит пустот и сопротивляется косым и овальным построениям. Малейший промежуток должен быть заполнен, и нет такого зазора, для которого не нашлось бы точь-в-точь подходящего металлического брусочка. Жесткость и соразмерность всех компонентов (при сравнительно обозримом их ассортименте) можно считать и недостатком, и достоинством металлического набора по сравнению с фотографическим и дигитальным. «Металл» держит типографа в рамках (фигурально и буквально), страхует его от некоторых ошибок в «мелочах» и, пожалуй, остается дидактически полезной моделью набора вообще. Этот материал ограничивает возможности верстки в обрез, влияет на размеры полей и отбивок, композицию разворота, расположение иллюстраций. Металлический набор дисциплинирует шрифтовые выделения и, можно сказать, задает классическую «грамоту выделений». С появлением фотонабора устои «грамотной» верстки несколько пошатнулись, но многие правила набора, закрепленные в «металле», остались в силе. Что касается наборного шрифта, то его идеал сложился еще тогда, когда ренессансныи мастер вручную гравировал пуансоны для последующего изготовления матриц и отливки литер. Самые совершенные формы (применительно к металлу) свойственны шрифту для ручного набора. Механизация и автоматизация с помощью строко- и буквоотливных машин (изобретение линотипа и монотипа приходится на конец XIX века) не обошлись без вынужденных отклонений от шрифтового идеала. Фотографический набор Металлический набор – это непосредственное изготовление текстовой печатной формы для высокой печати. В фотонаборе – несколько иначе. Его продукт представляет собой точную графическую модель, служащую оригиналом для последующей подготовки печатной формы для офсетной или глубокой печати. В фотонаборной машине знаки проецируются либо непосредственно со шрифтового негатива, либо при посредстве электронно-лучевой трубки или лазера. В последнем случае вместо негатива с прозрачными изображениями каждого из знаков (то есть вместо так называемого вещественного шрифтоносителя) возможен «программный продукт», в котором все знаки представлены в закодированной форме. Именно этот случай более всего отвечает реальности современной типографической практики. С точки зрения дизайнера-графика, варианты с электронно-лучевой трубкой и лазером ближе к понятию «дигитальный набор», хотя и тот, и другой основаны на эксплуатации света (фотос). В данной статье имеются в виду сугубо оптические системы, относящиеся к первым двум поколениям фотонаборной техники. Оба этих поколения можно уже считать безвозвратно потерянными. Опыты разработки фотонаборной техники начались в конце XIX века, причем, по некоторым данным – в России (В.А.Гассиев). До некоторых пор ограниченное практическое применение находили лишь простейшие (напоминающие фотоувеличители) устройства для ручного крупнокегельного набора. Начало интенсивного процесса вытеснения громоздких линотипов и монотипов было положено в конце 50-х годов. Превращение фотонабора в высокую технологию и его промышленное освоение стимулировалось американской программой космических исследований. Для приема данных со спутников – в огромном объеме и удобочитаемом виде – на земле понадобились высокопроизводительные фотонаборные автоматы. Полиграфисты не преминули взять их на вооружение, найдя в фотонаборе ряд достоинств, из коих не последние – небывалое быстродействие, компактность оборудования, бесшумность его работы и гигиеничность. Переход на фотонабор равносилен революции, причем не только технической, но и графической. Одно из наиболее серьезных ее завоеваний можно обозначить двумя словами: дематериализация пробела. Литеры, строго говоря, остались без кегля. Шпоны (пробельные металлические полоски) вовсе вышли из употребления. Буквы и строки стало возможным набирать с любым, в том числе, если угодно, и отрицательным пробелом, кратным тому мельчайшему шагу, который обеспечивает данная фотонаборная машина. Например, в системе «Бертольд» второго поколения расстояние между строками могло варьироваться с шагом 0,0625 мм условиях такого «размягчения» наборной композиции пришлось усомниться в некоторых терминах. Скажем, английский термин leading (разбивка на шпоны) уступает место нейтральному linespacing, что попросту означает установление определенного интерлиньяжа, который теперь может быть и меньше нормального (хорошо это или плохо – другой вопрос). По совокупности возможностей различных систем фотографический набор превзошел металлический во многих отношениях. Фотонабор решает проблему kerning’a (см. Межбуквенный пробел) и даже позволяет слиговывать знаки (см. Лигатура). Воспользовавшись этим, типографы бо-х годов опоэтизировали нарочито тесный набор в крупном кегле. Набор по дуге перестал граничить с насилием над материалом. С учетом возможностей программирования набора проще стало выполнять фигурные оборки и всякого рода косые построения (см. Косая строка). И не только пробелы – сама наборная буква стала эластичной. За счет возможности оптических преобразований пополнился арсенал зрительных эффектов, а также способов меркантильного уплотнения набора. Фотонабор растягивает кегельный диапазон, облегчает смену шрифтоносителей и, к тому же, позволяет держать в рабочей готовности несколько шрифтоносителей сразу. Это означает, что палитра типографа обогащается: он может позволить себе куда больше вольностей по части совместного использования шрифтов разных начертаний, гарнитур, алфавитов. Наконец, фототехника упростила процедуру вхождения шрифта в типографический обиход. В 70-е годы начался перманентный шрифтовой бум, в ходе которого гарнитурный ассортимент становится необозримым, гарнитуры текстовых шрифтов – все более развитыми, акцидентные шрифты -все более многообразными и вычурными. К новой технологии легко адаптируются шрифты крайне замысловатых и субтильных (например, сверхсветлых) форм – благо фотонаборная литера лишена хрупкого рельефа и не испытывает таких механических нагрузок, как металлическая. Таков далеко не полный свод признаков типографической революции, начавшейся свыше трех десятилетий назад. Всего этого было предостаточно для того, чтобы некоторые типографы усмотрели в фотонаборе угрозу расшатывания устоев того искусства, которое на устоях базируется. Однако именно благодаря своей эластичности новая технология позволяет соблюсти классический идеал с небывалой точностью. Действительно, фотонабор вызвал естественную растерянность в кругу почтенных консерваторов типографики и ослабил дисциплину тех типографов и наборщиков, которые и в эпоху металла не слишком заботились о ее соблюдении. Да, этой технологии присущи врожденные недостатки (см., например, Кегель), и некоторый массив «текстовой типографики» не мог не пострадать из-за оптического сужения знаков базовой пропорции и столь же легковесной экономии на межбуквенных пробелах. Но тот же фотонабор вызвал творческое оживление в типографическом мире. Что же касается мастеров и, тем более, новаторов акциденции, то они не должны были испытывать грусти (кроме разве что ностальгической) по случаю расставания с металлическим и деревянным шрифтами. Словом, при трезвом отношении к свершившимся фактам технического прогресса, а речь шла лишь о начальной стадии куда более серьезных перемен, напрашивается вполне оптимистический вывод: с типографикой – все в порядке, баланс достоинств и недостатков уже успевшего сойти со сцены фотонабора соблюдался, причем в пользу совершенства и многообразия шрифтовых и композиционных решений.
Межбуквенный пробел На его восприятие сильно влияет Наборный шрифт Конфигурация букв С Заключенной Внутри каждой из них собственной «пробельной массой». С поправкой на конфигурацию дизайнеры шрифта устанавливают интервалы между буквами (апроши) – так, чтобы пробелы казались равновеликими. Идея равномерности межбуквенных пробелов принадлежит к аксиомам типографической грамоты (см. Правила набора). Всякому наборному шрифту определенного рисунка, начертания и кегля присущи оптимальные пробелы для каждой пары знаков. В силу этого некоторым парам показан нулевой и даже отрицательный апрош (СМ. Наборный шрифт). Например, в слове «глина» видно, как «л» вторглось в пространство «г». Такое вторжение, вплоть до соприкосновения букв, по-английски называется kerning. За отсутствием собственного специального термина отечественные типографы начинают заимствовать английский, и такое заимствование правомерно. Текстовой шрифт При наборе текстовым шрифтом автоматически Соблюдаются пробелы, заданные проектировщиками шрифта и наборной техники. Каждый знак наделен своими фиксированными полуапрошами слева и справа. Приходится мириться с тем, что некоторые критические сочетания знаков дают пробел, в той или иной мере отклоняющийся от оптимального. Дело в том, что в металлическом наборе и машинописи kerning проблематичен. Правда, известно такое ухищрение, как крупнокегельные литеры со свисающими элементами, то есть выходящими за пределы ширины литеры. Кроме того, возможны лигатуры – сдвоенные или строенные литеры. Для фотографического и дигитального набора kerning не составляет проблемы. Как в случае с текстом, который вы сейчас читаете, программа набора автоматически обеспечивает тонкую корректировку межбуквенных пробелов для всех критических сочетаний знаков. Современная наборная техника способна вносить в картину набора такие усовершенствования, которые едва различимы на глаз. Возможность kerning’a особенно ценна для шрифтов с декоративными выносными элементами, курсивов и, конечно же, любых шрифтов в крупном кегле. Чем крупнее шрифт, тем ощутимей межбуквенные пробелы и их соотношения внутри слова. При наборе заголовков и надписей титульными и акцидентными шрифтами контролируют и корректируют каждый пробел в отдельности. Применительно к акциденции эта операция может иметь целью как соблюдение нормы, так и решительное отклонение от нее. В 60-е и 70-е годы, под американским влиянием, типографы увлекались набором с предельно сближенными или слигованными буквами. Позднее наметился острый интерес к разрядке, иногда нарочито неравномерной и настолько сильной, что межбуквенный пробел становится безразличным к конфигурации букв. Прежде разрядка была известна лишь как выделительный прием и способ осуществления блочного набора. Итак, осмысленная и открытая игра на столь эфемерной детали может иметь существенный смысл, как практический, так и поэтический. Но в общем случае межбуквенные пробелы остаются чем-то неприкосновенным. Уплотнение и разгонка текста за их счет крайне нежелательны. Такое пассивное нарушение нормы сравнимо с искажением формы самой буквы. Межсловный пробел Промежуток между словами. Типографы придают серьезное значение их равенству друг другу, а также и абсолютной величине, которая существенно зависитот кегля. Крупнокегельный набор требует индивидуального подхода, но при наборе текстовым шрифтом можно положиться на принятые нормы. Одни считают оптимальным пробел, равный половине кегля, так называемый, полукруглый (см. Круглый); другие ратуют за набор на «третные» шпации; третьи связывают нормальный пробел с шириной какой-либо Определенной буквы. Западная традиция – на стороне плотного набора, известного по первым столетиям книгопечатания. Набор на полукруглую между словами стал практиковаться В середине XIX века, что, по мнению Яна Чихольда, было связано С распространением «слишком светлых шрифтов» (99. с. 267). Типографы едины в том, что пробел следует несколько уменьшать с увеличением самого кегля, а также насыщенности и плотности шрифта. Гутенбергу, набиравшему довольно жирным и узким готическим Шрифтом, удавались пробелы, близкие по ширине к строчному i. Поддержание столь малых межсловных пробелов требует от типографа особой точности. Чем меньше пробел, тем заметней вынужденные отклонения от него. Быть может, именно поэтому не слишком щепитильная отечественная типографика придерживается укрупненной нормы: полукруглая. Межсловные пробелы связаны едва ли не со всеми параметрами набора. Некоторые авторы не без оснований утверждают, что увеличение интерлиньяжа требует их некоторого расширения. Не подлежит сомнению, что чем больше формат строки, тем проще выдержать оптимальные и равновеликие пробелы. Заботясь не только о геометрическом, но и зрительном равенстве пробелов, типографы предусматривают ряд оптических поправок. Например, они обращают внимание на пробелы, примыкающие к знакам препинания, однобуквенным предлогам, буквам непрямоугольной конфигурации. В правилах набора преобладают «указания, как должен поступать наборщик при выключке, считаясь с мясом букв и знаков» (28, с. 9б) (см. также Межбуквенный пробел). Из этих указаний слагается сложная система приоритетов, своебразный алгоритм увеличения или уменьшения пробелов с учетом вариантов сочетаний примыкающим к ним знаков. Получается, что традиционная типографика относится к межсловным пробелам сколь трепетно, столь и безжалостно. Ибо при двусторонней выключке строк (блочный набор) длина каждой строки в отдельности компенсируется именно за счет пробелов. В этом случае равновеликие пробелы во всех строках невозможны в принципе, и поэтому правила набора, кроме нормы, устанавливают максимально и минимально допустимые отклонения. При ручном наборе все эти правила могут тщательно соблюдаться. Механизация породила и чрезмерно крупные пробелы («дыры»), и довольно грубое их выравнивание в пределах каждой строки. Дигитальная техника (см. Дигитальный набор) легко справляется с гладким набором и, к тому же, обеспечивает новую возможность «жесткого» пробела. Теперь его можно сделать неуязвимым при двусторонней выключке строк (что, например, важно после номера в начале нумерованного абзаца) и неразрывным (то есть, к примеру, предотвращающим отрыв инициалов от фамилии при переходе к новой строке). Но что бы ни сулила наборная техника, идеальные межсловные пробелы возможны только при отказе от выключки строк, а такой отказ ныне равносилен художественной норме. Формат строки То же, что и ширина колонки. Термин «длина строки» больше подходит к одиночной строке. Как синоним, он менее удачен, так как при флаговом наборе (в частности, стихотворном) видимая длина полной строки то и дело немного меньше установленного формата. Кроме того, от формата строки по длине отличаются неполная концевая строка (см Концевая и начальная строки) и строка, набранная с отступом. Формат строки существенно влияет на удобочитаемость сплошного текста автозапчасти текстильщики. Результаты исследований, ведущихся с 70-х годов прошлого века, показывают, что гигиеническая норма тесно увязана с интерлиньяжем, кеглем, а также конкретными особенностями наборного шрифта, прежде всего теми, от которых зависит число знаков, умещающихся в строке (плотность шрифта и рост строчного знака). При наборе текстовым шрифтом оптимальный формат (по совокупности данных из разных источников) заключен в пределах между 70 и по мм. Превышенный формат затрудняет переход к следующей строке, заниженный -делает его слишком частым. К тому же сужение колонки ведет к нежелательно резкому колебанию межсловных пробелов при блочном наборе и чрезмерному зазубриванию края колонки при флаговом наборе (см. школа здоровья - болезни мужчин, читайте udoktora.net.. также Выключка строк). Увеличение интерлиньяжа дает право на укрупнение формата строки. На практике встречаются как слишком широкие, так и крайне узкие колонки. Обычно это значит, что при выборе формата нашлись конкретные обстоятельства, не менее существенные, чем абстрактная удобочитаемость. В ряду таких обстоятельств – компоновочная ситуация, художественная логика, особенность материала книги, специфика формата издания, фактор компактности типографического решения, установка на выборочное чтение и пр. Интерлиньяж Степень близости двух соседних строк в сплошном тексте. Интерлиньяж характеризуется двумя взаимосвязанными признаками: собственно пробелом между строками и шагом строки по вертикали. Пробел зависит от шага и высоты строчного знака относительно кегля (см. Прописные и строчные знаки). Кегель шрифта задает вполне приемлемый, можно сказать, нормальный, интерлиньяж. Однако шаг строки можно варьировать, добиваясь оптимального результата и тонких цветофактурных градаций. Для мелкокегельного набора немаловажно, выглядит ли текст как однородная серая масса (что близко к классическому идеалу) или как чистая поверхность, резко расчерченная строками. На это впечатление, кроме самого интерлиньяжа, влияют межсловные и межбуквенные пробелы, а также насыщенность, плотность, контрастность и рисунок шрифта. Набор шрифтом одного кегля равносилен тому, что от строки к строке интерлиньяж остается строго постоянным. Но если шрифт крупный (в акциденции), и сами выносные элементы букв влияют на композиционную ситуацию, то возможны тонкие коррективы с целью компенсации иллюзорных отклонений от интерлиньяжа (см. также Наборный шрифт). Подобные и более грубые коррективы практикуются также и при выделении отдельных слов и целых строк приписным шрифтом. И хотя бы ради стабильного интерлиньяжа дисциплинированный типограф не станет злоупотреблять прописными, особенно – если в строке совсем нет строчных. При изменении кегля с целью выделения обычно меняют и шаг строки. Новейшая типографика преподносит убедительные примеры несоблюдения этой нормы. С уменьшением кегля шаг строки остается тем же, что и при более крупном кегле. Иными словами, строки местами разряжаются, но без всякого метрического сбоя. Продиктованное модульным мышлением (см. Модульная верстка) и связанное с возможностями компьютерной наборной техники, такое решение упрощает юстировку колонок, позволяет набирать в подбор шрифтами разного кегля (см. Подключка) и, наконец, показывает, как можно освежить казалось бы неисправимо косный облик сплошного текста. В ряду подобных же новаций – опыты набора между строк. Прежде так подавали лишь подстрочные переводы. Сегодня встречаются примечания и комментарии к иллюстрациям, набранные в строго подобающем месте в счет пробелов между строками. Это значит, что один текст буквально принизывается другим. Современная страница не иначе как обретает третье измерение (см. Подстрочный набор). Абза́ц (нем. Absatz — раздел, часть текста) — отрезок письменной речи, состоящий из нескольких предложений. Абзац, обозначая своего рода «цезуру», является единицей членения, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент. Абзац — малоисследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие абзацы в импрессионистической прозе — симптомы раздробленности, афористичности мысли; или например возвращение к длинному абзацу в несколько страниц у М. Пруста, связанное со стернианской, так называемой «спиралевидной цикличностью» его изложения. Особенно выразителен абзац у А. Белого, который выделяет в особые абзацы даже отдельные части фразы, подчёркивая этим тематическую значимость, ритмическое развитие выделяемых частей. Для выделения абзаца его, помимо новой строки, печатают со строки красной, то есть отделяют вертикальным отступом от соседних абзацев и/или делают абзацный отступ. Контроль висячих строк — слежение за тем, чтобы при переносе абзаца на следующую страницу не получилось одинокой строки. Сплошной текст – простейшая форма набора: на заданный формат строки в подбор с постоянным интерлиньяжем, текстовым шрифтом одного кегля, рисунка, начертания. Сплошной текст ассоциируется со связным и спокойным прозаическим повествованием. Сплошной текст принципиально отличается от акцидентной композиции и от всего что называется сложными видами набора. Доминантой страницы обычно служит прямоугольник сплошного текста, з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|