Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мастера русской, советской и российской фотографии.




В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 -1871). Это были фотограммы листьев растений, выполненные по способу Тальбота.

- Карл Карлович Булла удущий основоположник жанра российского фоторепортажа родился 26 февраля 1855 года в Пруссии. В Санкт-Петербурге его определяют на работу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей, где он и постигает основы мастерства. Спустя долгих двадцать лет бывший «мальчик на побегушках» открывает собственное дело по производству сухих желатиновых фотопластинок. Это предприятие выявляет недюжинное коммерческое дарование. Однако настоящую известность приносит Карлу Булле его фотографический талант.

Свое первое фотоателье Карл Булла открывает в 1875 году. Молодой фотограф сразу показывает себя великолепным портретистом. Портреты в его исполнении отличаются удивительными для своего времени естественностью и непринужденностью – по свидетельствам очевидцев, Булла, первый из фотографов, просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Привязанность к портрету Карл Булла сохраняет на всю жизнь. Однако уже в середине 90-х годов Карл Булла открывает себе и России новый жанр фотоискусства.

Время репортажа приходит в 1894 году. Карл Булла открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа. В интересы хроникера входит все: уличные сцены, архитектура, транспортные средства и представители самых разных профессий от пожарного до сестры милосердия. Снимки в его исполнении продаются в собственном фотоателье мастера, а также публикуются на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов, что и дает начало настоящей известности Карла Буллы. Он становится пионером и репортажного портрета: именно по фотографиям Карла Буллы мы знаем облик Ф.Шаляпина, Л.Толстого, И.Репина – как живых людей, на лицах которых отражаются переживания и заботы дня насущного. В 1904 году мастер получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», позволившее ему сохранить для потомков изображения царственных особ. После этого фотографическое предприятие Карла Буллы переживает подлинный расцвет.

Очередную фотомастерскую по адресу Невский, 54 Карл Булла открывает уже как общепризнанный мастер, обладатель многих почетных наград (крест Румынской короны от короля Румынского, орден «Звезда Льва и Солнца» от шаха Персидского, кавалерский орден Итальянской короны от короля) и сословный купец (позднее Булле было пожаловано и личное дворянство).

Что касается легендарной фотомастерской по адресу Невский, 54, то она существует и по сей день. До конца 90-х годов петербуржцы имели возможность сфотографироваться в принадлежавшем некогда семье Булла ателье (которое получило название «Фотография №1»), причем для съемки использовались все те же камеры, с которыми работал Карл Булла. Сегодня фотосалон реконструирован, и там открыт музей, где хранится множество документов и прославленное оборудование, по-прежнему в рабочем состоянии.

- Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Первым в России получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи.

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.

Прокудин–Горский уехал из России в1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены очень яркие цветные изображения. Окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году.

Фотографии: крестьянки, царская семья, камень на реке Оредеж, много пейзажей.

- Алексей Мазурин - Первый пикториалист, ставший известным за пределами России.

Его первые фотографические опыты относятся к 1866 году, в 1880 г. Мазурин уже подготовленный фотограф-любитель. А. Мазурин был первым российским фотографом, утвердившимся на европейской художественной сцене. Его фотографии в конце XIX века печатались за границей в альбомах-обзорах по мировой художественной фотографии; на протяжении 1890-1910-х годов он был участником многих выставок пикториальной фотографии в Германии, Франции, Англии. В 1899 он был избран Почетным членом Французского фотографического общества.
В России произведения Мазурина печатали журналы 'Нива', 'Север', 'Живописное обозрение', 'Иллюстрированная газета', 'Искра' и 'Русский листок' и другие; он был одним из самых известных столичных фотографов-художников. В творчестве Мазурина, первого из русских фотографов, соединились жанровые сюжеты из современной ему жизни городской интеллигенции - в духе картин Крамского и Маковского - и сюжеты 'из крестьянской жизни', какой виделась она салонным русским и иностранным художникам - экзотической, романтической и прекрасной. В 1890-х Мазурин экспериментирует с фотопечатью на альбуминовой и соленой бумагах, в 1900-х увлекается гуммиарабиком, позднее - бромойлем. На протяжении всего периода его творчества у него прослеживаются 'избранные сюжеты', которые он варьирует в печати разными технологиями. Его фотографии выстроены по законам композиции живописной картины, он стремится к реалистическому изображению, но часто использует постановку, а из множества деталей - как художник - отбирает только существенные, остальные же убирает из кадра.

Сергей Александрович Лобовиков - выдающийся русский фотохудожник начала XX века. Историк фотографии С. Морозов назвал его "самым ярким певцом обнищавшей русской деревни накануне Октябрьской революции". Действительно, в начале века ни в нашей стране, ни за рубежом не было фотографа, кто бы столь же последовательно и глубоко, как Лобовиков, разрабатывал крестьянскую тему.

В СССР

- Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Фотограф-авангардист. К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.

Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра. С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или Осип Брик – Леф, Лиля Брик, 1924 - Снимок для рекламного плаката 'Покупайте книги Ленгиза' «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом. Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели.

Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.)

Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. В 1956 г. Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

- Дмитрий Бальтерманс – фотография Горе, военные и коммунистические фото

- Евгений Халдей

Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 18 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи о Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, подписание акта капитуляции Германии.

На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Во время борьбы с космополитизмом в СССР был уволен из «Фотохроники ТАСС», после смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал неповторимую галерею образов фронтовиков в мирном труде.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

В 1997 году была выпущена книга «Свидетель истории. Фотографии Евгения Халдея» американского издательства «Aperture». Также в мае 1997 года состоялась премьера 60-минутного фильма «Евгений Халдей — фотограф эпохи Сталина».

Фото – знаемнитое знамя над 3 рейхом, олень и самолёты, рабочий завода, пашня

- Эммануил Евзерихин - Родился в 1911 году в Ростове-на-Дону.

В конце 30-х годов работал внештатным корреспондентом в «Пресс-клише ТАСС». С 1933 года работает в фотохроникеТАСС. В 1934 году переезжает в Москву.

Работая в Москве, Евзерихин получил возможность снимать главные события эпохи: Конгресс Коминтерна и съезд Советов, на котором была принята Конституция; строительство, арктические экспедиции и спортивные парады. Он фотографировалМаксима Горького, Михаила Ивановича Калинина; знаменитых летчиков — В.Чкалова, М.Громова, выдающихся деятелей культуры и искусства.

В годы войны снимал на многих фронтах. Наибольшую известность получили фотографии, сделанные в Сталинграде. Участвовал в освобождении городов: Минска, Варшавы, Кенигсберга, закончил войну в Праге, был награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями СССР.

После войны, работая в ТАСС, Э.Евзерихин преподавал основы искусства фотографии в Заочном Народном Университете искусств, выступал с лекциями по стране.

Эммануил Евзерихин умер в 1984 году. – портрет Горького, фото с майских демонстраций и прочая.

Снова в России

- Владимир Вяткин - Владимир Вяткин родился 29 января 1951 года в Москве. После школы работал лаборантом и учеником художника в Агентстве печати «Новости» (АПН). С 1971-1973 гг. служил в рядах Вооруженных сил СССР, затем вернулся в АПН, где работает и в настоящее время в качестве специального фотокорреспондента Дирекции Фотоинформации РАМИ РИА «Новости».

В 1981 году Владимир Вяткин закончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, где с 1983 года преподает фотожурналистику, руководит творческой мастерской, преподает в школе журналистики «Известия». Владимир Вяткин работал в десятках «горячих точках», был в Афганистане, Ираке, Чечне.

Владимир Вяткин - член Союза журналистов России с 1979 года, академик Международной гильдии фотографов средств массовой информации, лауреат и призер международных выставок и конкурсов, имеет более 160 наград, в том числе: «World Press Photo» (Голландия), Mother Jones (США), «Великая стена» (Китай), «Золотой приз» Саддама Хусейна (Ирак), «Серебряная камера» (Россия). Фотожурналистика – далеко не единственный жанр, в котором работает Владимир Вяткин. Он широко известен как фотохудожник, снимающий портреты, пейзажи, ню.

- Георгий Колосов — русский фотограф, идеолог современного пикториализма. Ученик классика прикладной фотографии Г.Н.Сошальского, член знаменитого фотоклуба «Новатор», идеолог пикториальной (живописной) фотографии, разработчик и создатель моноклей, сам Георгий Колосов последние годы всему прочему предпочитает пребывание в храме Св. Косьмы и Дамиана в Столешниковом переулке, изредка совмещая работу церковного сторожа с фотографическими изысканиями. У него есть статьи «Монокль на малоформатной камере», «Продолжение традиций, поиск, новая форма», «Современный пикториализм и новое восприятие» в журнале «Советское фото». фотография его — несовременная, антикварная: монокль, объектив с одной линзой, «мягкорисующая оптика».

- Юрий Белинский – родился в 1946 году. Сотрудничать с агентством "ИТАР-ТАСС" начал еще в школе, тогда же появились его первые публикации в прессе. После окончания школы два с половиной года работал на Ленинградской студии кинохроники в качестве ассистента кинооператора. В январе 1967 года получил приглашение от Ленинградского отделения ИТАР-ТАСС. Сейчас он - собственный фотокорреспондент агентства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Его фотографии регулярно печатаются в местной, российской и зарубежной печати. Ю. Белинский неоднократно удостаивался звания "Лучший фотокорреспондент года", дважды получал премию "Золотой Глаз" на конкурсах "Мировое Пресс-Фото" в Гааге. Фото: клоун Карандаш на прогулке (2 собаки и коляски) Фотографии Алисы Фрейндлих.

- Сергей Максимишин родился в 1964 году в Одесской области. Учился на физ-мехе Ленинградского политеха, кафедра экспериментальной ядерной физики. С третьего курса С. Максимишина, затем он был призван в армию, служил на Кубе. Там его назначили фотографом Центрального клуба Группы советских военных специалистов. В 1996 году по радио Сергей услышал о том, что производится набор на Факультет фотокорреспондентов при Союзе журналистов. Он поступил туда и два года учился на факультете, публикуясь в питерских газетах и журналах. В 1998 году дефолт подкосил бизнес, и Сергей решил отдаться фотографии бесповоротно. В начале 1999-го С. Максимишин был принят на работу в газету "Известия". Зимой 2000 года Сергей работал в Чечне, тогда же стал публиковаться в западных СМИ. Осенью 2001-го Максимишин поехал работать в Афганистан, осенью 2002-го - в Ирак. С осени 2003-го Сергей Максимишин перешел на вольные хлеба, сейчас он - свободный фотограф.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...