Понятие, общая характеристика
Принципы российского федерализма -это основополагающие начала функционирования Российского государства как федерации, закрепленные в федеральной конституции. Они лежат в основе взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статья 5 Конституции РФ закрепляет пять принципов российского федерализма: 1. Принцип государственной целостности федерации – в узком смысле означает запрет сецессии – одностороннего и добровольного выхода субъектов федерации из ее состава. Конституция РФ допускает исключительно возможность объединения субъектов РФ в один в целях образования нового субъекта в составе федерации. В широком смысле данный принцип состоит из следующих аспектов: 1) территория федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов; 2)территория федерации считается единой в международно-правовом отношении; 3) единство экономического пространства. 2. Принцип равноправия субъектов в составе федерации Данный принцип подразумевает обязательное наличие одинакового юридического статуса субъектов федерации. Равноправие субъектов РФ выражается в следующих моментах: 1) равноправие каждого субъекта в отношении с федеральным центром (например, право законодательной инициативы на федеральном уровне, представленное законодательным органам государственной власти всех субъектов РФ); 2) равноправие субъектов федерации в отношении друг с другом. Если, например, федеральный центр допускает возможность международной правосубъектности субъекта федерации, то каждый субъект в международных отношениях должен иметь одинаковые возможности при наличии двух ограничений: 1) правовые отношения допустимы только с государствами, с которыми РФ имеет дипломатические отношения; 2) сфера сотрудничества – только экономические и культурные вопросы.
Для гарантии данного принципа предоставлена возможность судебной защиты статуса субъекта федерации. 3. Принцип единства системы государственной власти: 1) федерация определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в целом. Соответственно законотворчество субъектов федерации должно находиться в русле этих основных направлений; 2) сохранение государственного строя в субъектах федерации по аналогии с федерацией; 3) должно существовать единство системы государственных органов. То есть во всех субъектах федерации органы власти должны быть унифицированы. В каждом субъекте государственные органы должны создаваться по шаблонной системе, иметь схожие полномочия и принципы деятельности; 4) оптимально для единства системы государственной власти и равноправия субъектов одинаковое наименование субъектов федерации (однако 6 видов в РФ); 5) все государственные органы на всех уровнях функционируют по одинаковым принципам: - принцип иерархичности (центральные органы и их территориальные органы с подчинением вышестоящим) - сохранение формы правления в субъектах федерации. 4. Принцип самоопределения народов внутри федерации Данный принцип нельзя толковать буквально. Народов, проживающих на территории РФ, около 100, а субъектов федерации по национальному принципу только 33. Здесь предполагается не политическое, а культурное самоопределение. То есть создание национально-культурных автономий, в которых сохраняется язык, обычаи, традиции, культура (создание землячеств, функционирование национальных диаспр). Национально-культурные автономии возможны как для народов, исконно проживающих на территории РФ (татары, башкиры), так и для народов, исконно проживающих за ее пределами (французы, алжирцы…).
В настоящее время данный принцип используется только ретроспективно – признаются исторически сложившиеся национальные субъекты, но создание новых не поощряется. В этом же русле находится и официальная позиция Конституционного Суда РФ в части толкования данной статьи Конституции РФ. 5. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Предметы ведения – конкретная сфера общественных отношений, закрепленная Конституцией, в которых имеют право осуществлять свои полномочия исключительно РФ, исключительно субъекты Федерации или совместно РФ и ее субъекты. Полномочия – совокупность прав и обязанностей, которыми располагает РФ, субъект федерации, совместно РФ и ее субъекты в конкретной сфере общественных, составляющих предметы ведения. Конституция Российской Федерации 1993 г. взяла за основу способ разграничения компетенции между Федерацией и её субъектами, при котором указываются три сферы компетенции: 1. Исключительная компетенция РФ – это те вопросы, решать которые, применяя власть, могут только федеральные органы государственной власти (статья 71) - исчерпывающий перечень содержит 18 пунктов (это, как правило, вопросы в политической сфере, в меньшей степени – социально-культурная сфера). 2. Исключительная компетенция субъектов РФ – те вопросы, которые могут решать только органы государственной власти субъектов РФ (как правило, социально-культурная сфера и экономические вопросы). Согласно статье 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Следовательно, в данной сфере действует принцип презумпции компетенции субъектов Федерации. 3. Совместная сфера полномочий (статья 72) - исчерпывающий перечень состоит из 14 пунктов. Статья 72 Конституции Российской Федерации содержит общий перечень вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. При этом пределы того, что конкретно относится к компетенции по данным вопросам Российской Федерации и компетенции её субъектов, данная статья не определяет.
Предметы совместного ведения, согласно Конституции, регулируются двумя способами: 1) Законодательной регулирование · Рамочное регулирование на уровне федерации посредством принятия законов, а субъект РФ конкретизирует его положения · Конкурирующая деятельность – возможна в случае, если вопрос из совместной сферы полномочий не урегулирован, и любой уровень власти может издать закон, который в дальнейшем должен быть приведен в соответствии с федеральным законом, если таковой будет принят на федеральном уровне. 2) Договорное регулирование. Таким образом, в основном к ведению федерального центра отнесена политическая сфера, экономическая сфера относится к совместному ведению, социальная и культурная сфера - к исключительной компетенции субъекта федерации. Подобная модель разграничения предметов ведения и полномочий именуется кооперативной, впервые закрепленной Основным законом Федеративной республики Германии 1948 года. Сегодня наиболее популярная модель с различными вариациями в различных федерациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|