Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъектов Российской Федерации




Конституционно-правовой статус субъектов РФ закрепляется:

1) на федеральном уровне – Конституция РФ определяет унифицированный (единый) статус в отношении всех видов субъектов РФ;

2) на уровне субъекта – в конституциях республик и уставах остальных субъектов РФ определяется специфический статус данного субъекта РФ, включая особенности его территории, государственного аппарата, символики и т.д.

1. Территория субъекта РФ. Субъекты РФ обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Субъекты РФ состоят из муниципальных образований. Есть в составе РФ сложносоставные субъекты – области, в состав которых могут территориально входить другие субъекты РФ – автономные округа.

2. Наименование и название –Кировская (название, имя) область (наименование, их шесть видов). Субъекты РФ сами устанавливают свое название, а в случае изменения новое название подлежит включению в ч.1 ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета при Президенте РФ (в него входят по должности высшие должностные лица субъектов РФ).

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

3. Наличие органов государственной власти.Система органов государственной власти устанавливаетсясубъектами РФ самостоятельно. В нее входят:

1) Высшее должностное лицо субъекта – глава республики, мэр Москвы, губернаторы в остальных субъектах РФ. Избирается в большинстве субъектов РФ путем прямых выборов на срок не более пяти лет.

2) законодательный (представительный) орган – Законодательное Собрание Кировской области. В большинстве субъектов федерации является однопалатным и состоит из представителей населения субъекта РФ. Численность в среднем составляет 25-70 человек (в Кировской области – 54 депутата). Парламент является избираемым населением субъекта РФ на срок не более пяти лет.

3) Высший исполнительный орган – Правительство Кировской области. Его руководителем является высшее должностное лицо субъекта РФ.

4) судебная система формируется на основе законодательства субъекта федерации:

- Уставный суд (предусмотрен Уставом Кировской области, но не создан)

- корпус мировых судей (сформирован в Кировской области).

5) Субъекты федерации могут формировать органы с особым статусом (например, в Кировской области – Избирательная комиссия Кировской области, Контрольно-счетная палата Кировской области).

4. Наличие собственной системы права:

1) Основной закон субъекта РФ – конституции республик и уставы иных субъектов;

2) Законы по вопросам исключительного ведения субъекта РФ и по вопросам совместного ведения РФ и субъекта РФ.

Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам.

Проверку соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осуществляет Конституционный Суд РФ. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

5. Сфера исключительных предметов ведения субъекта РФ –по этим вопросам законодательное регулирование вправе осуществлять исключительно органы государственной власти субъекта РФ. Перечень таких вопросов может закрепляться в Основном законе субъекта РФ.

Второстепенные признаки правового статуса:

1. Наличие налоговой системы в субъекте РФ –население облагается нескольким уровнем налогов и сборов (федеральный, региональный, местный). Например, транспортный налог – это вид регионального налога.

2. Символика субъекта РФ допускается в полном объеме и как правило включает флаг и административный центр субъекта РФ.

3. Государственный языкРеспублики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет.

4. Собственность субъекта федерации. Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

5. Субъекты РФ вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов Федерации.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.