5. Заключение
Подводя итоги, скажем, что мы, конечно, отдаём пред- почтение копенгагенской интерпретации как наиболее разработанной и согласующейся со всеми наблюде- ниями в микромире. Неприятие копенгагенской интер- претации теми или иными физиками обусловлено мате- риалистическими философскими предрассудками, что вряд ли может считаться серьёзным аргументом против её принятия [76]. К сожалению, в сторону материализма толкает учёных и дистанцирование от разного рода паранаук, дискредитирующих нематериалистическую философию. Любопытно, однако, что противники копенгагенской интерпретации, придерживающиеся, как они говорят, " реалистической" многомировой интерпретации, сами вынуждены, по злой иронии, говорить о сознании, не- обходимости отождествления наблюдателя с чем-то фиксированным в определённом мире, т. е. имеется некая " сходимость" разных интерпретаций. Мы здесь не говорим о разного рода " эвереттовской мистике" с параллельными вселенными в фантастических романах, кинофильмах и средствах массовой информации [69]. Но и в самой копенгагенской интерпретации, если её тоже считать реалистической, где квантовая реальность, не зависящая от наблюдателя, описывается операто- рами, а не числами, как об этом писал Оге Бор, эво- люция во времени должна описываться, как мы гово- рили, в гейзенберговском представлении. Итак, кванто- вая реальность на языке операторов сразу содержит вследствие возможности спектрального разложения по проекторам на собственные состояния не один мир, а много миров, а эволюция есть эволюция сразу всех этих миров. Это, конечно, очень близко к эвереттовской кар- тине. Тем не менее копенгагенская интерпретация с её подчёркиванием роли сознания может дать нечто новое в вопросе о связи сознания и мозга. Для этого надо, со- гласно фон Нейману, провести границу сознание - мозг. Дискуссии, проведённые автором настоящей статьи в течение более 30 лет в Институте мозга человека РАН (Санкт-Петербург), хотя и не привели к каким-то кон- кретным результатам, выявили несколько пунктов со- гласия.
1. Специалистов по мозгу заинтересовали свойства нелокальности, или запутанности, квантовых состояний многих частиц, имеющие аналоги в нелокальных про- явлениях работы мозга как целого. 2. Главная проблема как философии, так и психоло- гии и теории мозга формулируется как психофизическая проблема. Каким образом явно нематериальные психи- ческие процессы управляют физическими и химическими процессами мозга и тела и воздействуют на них? Квантовая физика на примере отрицательных экспери- ментов, в которых отрицательная информация, не сопро- вождающаяся передачей энергии или импульса от наблюдателя (прибора) наблюдаемому квантовому объекту, но приводящая к изменению импульса и энер- гии наблюдаемого объекта (в пределах соотношения неопределённостей), указывает на возможное решение этой проблемы [77]. Таким образом, нематериальное сознание, не обладающее физической энергией и импуль- сом, в силу главного своего свойства � осознания как получения информации � может привести к физическим и химическим следствиям. 3. Уникальность ситуации осознания мною процес- сов в моём теле состоит в том, что здесь сознание, как и вообще психическое, являясь нематериальным, рассмат- риваемое как квантовый прибор, не состоит из кванто- вых частиц, а значит, к нему неприложимо понятие декогеренции. Информация о физических характеристиках тела фор- мулируется не в физических терминах � положении стрелки прибора и т. п., а в чисто психических терминах: радости, боли и тому подобных ощущений. Отсутствие
Т. 183, № 12] К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ 1351
декогеренции у такого " прибора" означает, что данный " прибор", в отличие от обычного прибора физического эксперимента, может наблюдать не только классические наблюдаемые... Шрёдингеровские коты могут наблю- даться мною в моём теле. Любопытно, что любое внешнее наблюдение над мозгом, так или иначе исполь- зующее физические приборы, в силу действующей в этом случае декогеренции не позволит увидеть это взаимодей- ствие моего сознания и тела. Впрочем, хорошо известно, что, сколько бы ни разрез' ть мозг, там не удаётся уви- деть сознания... Упомянутое свойство можно назвать " квантовой конспирацией". Большой трудностью, однако, при контактах с био- логами и медиками (большей, чем с физиками) является их традиционная материалистическая, детерминирован- ная на уровне ньютоновского механистического миро- воззрения позиция. Исключениями являлись беседы с Н. П. Бехтеревой, отличавшейся большой свободой мыс- ли и склонностью к философским обобщениям своих многолетних наблюдений работы мозга, а также с ди- ректором Института мозга человека РАН С. В. Медведе- вым, имеющим физическое образование. Что касается многомировой интерпретации, то, хотя мы считаем её недостаточно разработанной и представ- ляющей сегодня скорее набор не всегда связанных между собой и убедительно доказанных идей, следует заметить, что открывшееся нам сегодня понимание того, что бо' льшая часть Вселенной � это ненаблюдаемые (неви- димые) тёмная материя и тёмная энергия, заставляет серьёзно отнестись к теории, в которой как аксиома предполагается существование многих ненаблюдаемых миров. Вопрос в том � как гравитируют эти миры. Работа выполнена в рамках сотрудничества с Цент- ром Коперника междисциплинарных исследований (Краков, Польша) при финансовой поддержке фондом Темпльтона.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|