Виды панорамирования. Техника, используемая при съемке с движения.
Внутрикадровый (глубинный) монтаж – постепенное изменение мизансцены в результате движения камеры или перемещения актеров в глубину и из глубины кадра. Сцена, снятая единой, непрерывной панорамой, будь то реальное явление или поставленный, игровой эпизод, производит на зрителя более убедительное и более емкое впечатление, потому что она не дробит ни пространство, ни время. Панорама – творч. приём, заключающийся в том, что оператор меняет направление оси объектива во вр. съёмки. Это как бы имитация нашего взгляда, когда мы поворачиваем голову. В отличие от съёмки с движения, камера зафиксирована в 1 месте. Есть 3 вида панорам: Панорама оглядывания – позволяет осмотреть пейзаж, предмет, фигуру, чтобы сведения были более полными. Кмамера должна оглядеть объект съемки для его лучшего обзора. Масштаб при этом зависит от той хар-ки, которую автор собирается дать объекту. а темп панорамирования зависит от того какое отношение объект должен вызывать у героя. Медленная и плавная съемка должна создавать ощущение покоя, а быстрая – тревоги. Панорама сопровождения – съёмка движущегося объекта во вр. которой направление оптической оси объектива меняется в зав. от траектории движения этого объекта. Зритель судит о динамике действия по фону и переднему плану. если сделать объект во весь экран эффект движения будет потерян. Траектория панорамы, её направление и темп зависят от происходящего действия и подчинены его динамике. Это легко себе представить, вспомнив сложные панорамы во вр. спортивных соревнований например. Панорама-перебро ска – стремительное движение кадра с одного объекта на другой с эффектом смазки. Для такого скачка всегда нужна причина, иначе это можно будет счесть за технический брак. Такая панорама не всегда выдерживает 1 план т.к. в начале и в конце переброски – разные объекты на разных расстояниях от камеры и разница в планах может быть существенной
Впечатление достоверности, аутентичности усиливается также «проработкой» второго и третьего планов сцены. Такая глубина мизансценирования стала возможной благодаря внедрению в практику кино короткофокусной (широкоугольной) оптики. Обычная оптика, угол охвата, ктр такой же, как угол обзора нашего зрения, имеет ограниченную глубину резкости, то есть предметы, ктр находятся дальше или ближе объекта, на ктр оператор наводит фокус, оказываются вне резкости. Широкоугольные (короткофокусные) объективы имеют значительно большую глубину и позволяют четко воспроизводить как ближний план, так и объекты, расположенные на дальнем плане. Таким свойством обладают фотоаппарты - мыльницы. Второй вид съемки с движения – проезд, или тревеллинг, от англ, travelling – «путешествующий», «передвигающийся». Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съемки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем. Особая разновидность тревеллинга – отъезд и наезд (иначе – тревеллинг назад и тревеллинг вперед). При наезде и отъезде непрерывно (иногда очень быстро) меняется угол зрения объектива и зависящая от него крупность изображения. Третий вид съемки с движения – траекторная съемка. Так называют различные сочетания тревеллингов с панорамированием. Это очень сложный вид движения камеры, для осуществления которого применяются операторские краны с выносными стрелами, способными одновременно подниматься, поворачиваться и передвигаться в любую сторону, и другие механизмы и приспособления. Как непревзойденный образец траекторией съемки можно напомнить первый эпизод фильма «Я – Куба» (режиссер М. Калатозов, оператор С. Урусевский), когда камера в течение добрых пяти минут снимает один кадр, двигаясь сначала к крыше небоскреба, затем спускаясь вниз, затем пробираясь между людьми, гуляющими возле плавательного бассейна, затем следуя за пловцом, уходит под воду и т. п.
Техника для съемки в движении: - тележка (дольщики- люди, ктр ее тянут) - кран (журавль) - steady come – приспособление для поддержки камеры. Система стабилизации камеры типа стедикам обеспечивает плавное движение камеры в разных плоскостях. Стедикам используется в кино- и видеосъёмках, часто при съёмке сериалов, так как это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски, при этом с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования операторского крана, стедикам более мобилен. Транспортные расходы, количество рабочих и ассистентов, время подготовки к съёмке значительно сокращаются при использовании стедикама. Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для авто и вертолета. - канатная дорога: «Наполеон» (Бородинское сражение), Война и мир» (бал Наташи Ростовой) По мере совершенствования операторской техники (операторских тележек, операторских кранов) стало возможным сделать съемку с движения более виртуозной, фиксируя сложные сцены одним длинным планом, как бы совмещая в них несколько кадров разного содержания и разного масштаба. (Фильм оператор Урусевскогй. «Я-Куба, где камера из бассейна поднимается до небоскреба, фильм «Война и мир».оператор Петрицкий снимал бал Наташи Ростовый, надев ролики и разъезжая по залу, чтобы не дергалась камера. Внутрикадровый монтаж». Внутрикадровый монтаж – это построение композиции, объединяющей все выразительные средства в новое художественное целое – мизанкадр, кот. является элементов общего монтажного ряда. Каждый мизанкадр отражает реальное событие, не нарушая единства времени, места и действия. Такой кадр – в сущности – минифильм со своей минитемой и минидействием. Он помогает раскрыть отношение автора к событию, герою т.е. является одной из форм внутреннего монолога как автора так и персонажа.
Виды внутрикадрового монтажа: - панорамная съёмка - съемка с движения за объектом - трансфокаторная съёмка
Панорама – творч. приём, заключающийся в том, что оператор меняет направление оси объектива во вр. съёмки. Это как бы имитация нашего взгляда, когда мы поворачиваем голову. В отличие от съёмки с движения, камера зафиксирована в 1 месте. Есть 3 вида панорам: Панорама оглядывания – позволяет осмотреть пейзаж, предмет, фигуру, чтобы сведения были более полными. Кмамера должна оглядеть объект съемки для его лучшего обзора. Масштаб при этом зависит от той хар-ки, которую автор собирается дать объекту. а темп панорамирования зависит от того какое отношение объект должен вызывать у героя. Медленная и плавная съемка должна создавать ощущение покоя, а быстрая – тревоги. Панорама сопровождения – съёмка движущегося объекта во вр. которой направление оптической оси объектива меняется в зав. от траектории движения этого объекта. Зритель судит о динамике действия по фону и переднему плану. если сделать объект во весь экран эффект движения будет потерян. Траектория панорамы, её направление и темп зависят от происходящего действия и подчинены его динамике. Это легко себе представить, вспомнив сложные панорамы во вр. спортивных соревнований например. Панорама-перебро ска – стремительное движение кадра с одного объекта на другой с эффектом смазки. Для такого скачка всегда нужна причина, иначе это можно будет счесть за технический брак. Такая панорама не всегда выдерживает 1 план т.к. в начале и в конце переброски – разные объекты на разных расстояниях от камеры и разница в планах может быть существенной
Съёмка с движения осущ-ся движущейся вместе со штативом камерой и так же представляет немало выразительных возможностей, хотя в техническом плане она более сложна, нежели панорамирование (доп. ср-ва передвижения, стабилизация изображения и др.) Сюда относятся наезды и отъезды, так где нужно что-то выделить или наоборот, связать объект с окр. его обстановкой. Так же можно объект обойти, объехать, облететь, миновать и пр. Применяется всё это для придания динамики даже статичному сюжету (съёмка архитектурных объектов, например). При съёмке с движения камера становится глазами зрителей. Может передать настроение гл. героя имитируя скачкообразно походку человека, или совершать тревеллинг (проезд), т.е. двигаться вместе с объектом не меняя расстояния и угла зрения на него. Трансфокаторная съёмка – производится в условиях оперативной ТВ съёмки. Здесь наезды, отъезды, проезды осуществляются не сходя с места с помощью технологических возможностей видеокамеры. Укрупнение объекта происходит с приближением фона, что вносит некоторую диспропорцию и зритель негожует. Поэтому часто операторы совмещают это с небольшим движением камеры. Метод внутрикадрового монтажа заключается в том, что фиксация развития сюжета происходит непрерывно. Поэтому камера берёт на себя психологические функции, всматривание (трансфок. съемка), прослеживание взглядом (съёмка с движения или панорама). При этом камера то укрупняет, то обобщает, то ускоряет, то замедляет, создавая динамику сюжета. И если эти действия подчинены логическому сюжету, то это совпадает с желанием зрителя быть в центре событий, видеть всё глазами камеры, приблизиться к герою. Кадр при этом есть и самостоятельная комбинация и должен встроиться в единый смысловой ряд видеосюжета. Поэтому важно соединение принципов внутрикадрового монтажа с межкадровыми. Это предоставляет огромные выразит. возможности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|