Выразительные средства радио.
Группы выразительных средств радио: Природные (формообразующие) - исходный материал, студийный и документальный: • Речь Слово(человеч.речь) -в работе со сл.перед ж-ом возн.3 задачи: 1)слова должны точно описывать событие, кот. явл. объектом журн. внимания, достоверно передавать его атмосферу. 2)нужно найти наиб. точную интонацию, кот. часто несёт ничуть не меньше инф., чем само содержание. 3)поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений.) (держат внимание слушателя) • Музыка • Шумы Музыка и шумы -время от времени утверждался взгляд на муз. и ш. лишь как на дополнение к слову. В основе - две тенденции: 1)стремлен. иллюстрир-ть действие муз.и ш., вводить их в передачу в качес. звук. аккомпанемента. 2)мнение, что музыка может быть включ. только в худ. программу. Но: Музыка и шумы могут предствал. собой самостоят. части сюжета благодаря заложен. в них информ-ии. • Пауза • Документальные записи сделанные вне студии Включают человеческую речь, музыку и шумы, отражающие реальную звуковую атмосферу жизни в том или ином конкретном месте, времени, выступают в радиожурналистике сразу в двух ипостасях. - как выразительное средство, помогающие корреспонденту радио рассказать с возможной полнотой об этом событии, передать его психологическую атмосферу, акцентировать внимание на том или ином обстоятельстве времени, места и действия. - во-вторых, всякая документальная запись является фонодокументом, выступающим самостоятельным или дополнительным аргументом для доказательства подлинности фактического материала передачи. Цель – создание звукового образа -совокупности звуковых элементов (речи, музыки, шумов), создающих у слушателей посредством ассоциаций представление о материальном объекте, жизненном событии, характере человека.
Технические (стилеобразующие) • Монтаж • Голосовой грим • Звуковая мизансцена • Технические способы звукообразования (реверберация (эхо) и пр.) Рассматривая группу стилеобразующих выразительных средств, мы идем от более простого к наиболее сложному, к комплексу эмоций и выделяем прежде всего специфические способы звукообразования.
Реверберация – эффект «эха». Этот прием часто используется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя. Прием «буратино» - убыстрение или замедление хода магнитофонной пленки. Оно позволяет подчеркнуть ироническое отношение корреспондента к речи кого-либо из интервьюируемых. Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма, создавая эффект присутствия на событии в самом общем представлении. А можно выбрать для микрофона такую точку, чтобы один звук или чей-то один голос выходил на первый звуковой план, как на крупный план в кино. Голосовой грим – Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Главн. место в этой группе занимает акустический монтаж - т ехнический процесс, позволяющий соединять на пленке отдельные звуковые элементы или звуковые фрагменты радиосообщения в целостную композицию Монтаж бывает параллельный – здесь объединение событий различных по времени и месту. Монтаж бывает последовательный. Он заключается в построении четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику и вне контекста всего радиосообщения.
Метод акустического коллажа (т.е. соединение разнофактурных звуковых элементов), один из самых современных и мощных средств логического и эмоционального воздействия на слушателя. Он создает максимально благоприятные условия для возбуждения широкого круга ассоциаций в воображении. Выразительные средства телевидения. Выразительные средства ТВ – Изображение, звук, монтаж. Формообразующие выразит. ср-ва (изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза) Изображени е - главное выразительное ср-во ТВ. Экранное изображение не существует вне таких понятий, как кадр, план и ракурс. Кадр - это изображение части пр-ва, заключенного в рамку экрана; это длительность пребывания изображения на экране; это часть передачи, снятая «одним взглядом» камеры. До её выключения. План - это масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображения предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой, от фокуса. Обычно выделяют: общий, средний и крупный. (деталь, крупный, поясной, средний до колен, общий, дальний, микро, макро – Лев Кулешов) Ракурс - обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в т.ч.и прямой. Звук и изображение находятся в непрерывной взаимосвязи. Стилеобразующие выразит. ср-ва - монтаж. Монтаж – основополаг. средство организации экранного материала. Расстановка кадров в определенном порядке и называется монтажом. Основы монтажа были заложены в работах первых кинематографистов в самом начале XX в. Сегодня на ТВ при помощи электр.техники возм.сам.разн.трансформ-ии при монтаже: 1)изобр. можно вытягивать, сжимать 2)использ. эффект соедин. двух разн. форматов в одной пл-ти экрана 3) «размножать» изобр. 4)вычленять отд. детали и тд. Виды монтажа: 1) технический (механич. соединение отснятых кусков плёнки, а место соединения двух кадров называют склейкой) 2) конструктивный (омсыслен. соединение кадров таким образом, чтобы м/у ними сущ. очевидн. связь) 3) худож-ый (такое соединен. Кадров, кот. обеспеч. их образную связь. Конструктивный монтаж – лишь элемент, составная часть художественного монтажа С его помощью можно не просто воспроизвести на экране реальность, но и трактовать, объяснять ее)
4) параллельн. (соедин. кадров, отснят. в разн. время и в разн. местах, с тем чтобы выявить взаимосвязь двух различн. действий, происход. одноврем.) 5) ассоциативный (это такой параллельный монтаж, используемый для выявления внутренних субъективных связей. Цель его - выявление внутр. субъективн. связей). 6) перекрёстный (чередование 2х или неск. Действий, кот. показ-ся как паралл., хотя в дествит-ти могут происходить и не одноврем-но) Ещё виды монтажа: • Последовательный («У Лукоморья…) • Параллельный (А в это время…) • Ассоциативный (подобно, словно…) • Тематический (Мы едем, едем, едем…) и другие… Кадр состоит из определенного количества моментальных фотографий, каждая из них называется кадриком. В результате того, что в кинопроекторе кадрики меняются (со скоростью 24 в секунду), на экране и возникает движущееся изображение.
Изображение «Качество» картинки · Ракурс, расположение объекта, Продолжительность кадра (min 6 с), Движение в кадре, Разные планы (дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан), Правильное чередование планов, Освещенность объектов, Достаточное количество кадров Стиль картинки Новостная съемка, Репортажная камера, Клиповая съемка, «Домашнее видео» Панорамировани е Тревеллинг и его виды – отъезд, наезд, траекторная съемка и многие другие…. а так же свет Виды света: • Рисующий свет выявляет форму, самый яркий. • Заполняющий свет или подсветка – уменьшает глубину теней и создает световой баланс • контровой свет или контражур – отделяет объект от фона, освещает сзади и находится чуть выше объекта чтобы не попасть в кадр. • Моделирующий свет – узкие пучки света линзовых приборов, получаются пятна и блики которые лучше подчеркивают ощущение объема и психологическое состояние героя. • Фоновый свет – ставится так, чтобы можно было снимать общие, крупные и средние планы без перестановки осветительных приборов. • Эффектный свет – способы обозначения в кадре отраженного источника света. Свечи, костер, солнце, свет цветной наружной рекламы пятнами лежащий на лицах и т. д.
• Динамический свет – эффектный свет в движении. + Нам остается перечислить те элементы языка экрана, роль которых можно уподобить роли знаков препинания в синтаксисе: наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка.
ЗВУК Речь Монолог Монологичное выступление – особый жанр при помощи которого оратор может донести до аудитории свою информацию. Телеречь – эффективное средство воздействия на общественное мнение. Психологи отмечают что впечатление от личности говорящего слушатели склонны переносить на предмет речи. Впечатление как правило состоит из впечатления от: общей культуры человека, богатства эмоций, психофизических и речевых данных, умения образно мыслить, внешности, тембра голоса. Диалоги: · замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает), · разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события. · Закадровый текст. в очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ. Есть общие правила решения словесно-изобразительных задач: · изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить · словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации · слово должно давать достаточную инфу, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы · в слове должны быть выражены основные проблемы, идеи · словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот Музыка Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения. Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни. Г) Шумы Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством. Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие. Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).
Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|