Формирование представлений о цвете предметов
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с ДЦП Ткачева В.В., доктор психол. наук, профессор кафедры спец. психологии и клинических основ дефектологии МГОПУ им. М.А. Шолохова Рекомендации родителям по сенсорному воспитанию детей Особое значение для детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это воспитание, направленное на формирование полноценных представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание - база интеллектуального развития ребенка, оно служит основой чувственного познания окружающего мира. Развитие у ребенка сенсорных способностей с помощью своих органов чувств полноценно воспринимать и ощущать окружающий мир является основной целью сенсорного воспитания. Раскрывая родителям сущность сенсорного воспитания, следует отметить, что в его основе лежит достаточный уровень развития высшего психического процесса восприятия, в связи с чем особую роль в развитии восприятия играют органы чувств. Системы этих органов, в случае нормального внутриутробного и постнатального развития, являются основополагающими в процессе приспособления ребенка к окружающему миру. Родители также должны знать, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительной задержке общего развития. У детей с церебральным параличом патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, нарушен стереогноз. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание, являющееся основой сенсорного развития ребенка, уже с первых месяцев его жизни развивается аномально и в сочетании с ограниченностью практического опыта становится одной из причин нарушения психического развития ребенка.
В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом в первую очередь развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и времени, запахе и вкусе. Во-вторых, сенсорное воспитание предполагает развитие у ребенка мышления, так как обработка сенсорной информации, поступающей в головной мозг, осуществляется в форме мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования). В-третьих, сенсорное воспитание стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи способствует расширению и обогащению словаря ребенка. Формирование сенсорных эталонов осуществляется на сенсорной основе и опосредствуется мышлением и речью. Родителям следует объяснить, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе формирования сенсорных эталонов Сенсорные эталоны - это единицы измерения свойств веществ и предметов. Это своеобразные «чувственные» мерки, которые необходимы для создания полноценных представлений о свойствах предметов. При усвоении сенсорных эталонов у ребенка с церебральным параличом развивается произвольность сенсорно-перцептивных процессов. Усвоение сенсорного эталона - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - значит, уметь использовать его в качестве «единицы измерения» при оценке свойств веществ. Нормативные системы эталонов усваиваются, подобно системам языка, не сразу, а длительно и по отдельным звеньям.
Формирование сенсорных эталонов возможно лишь при определенном уровне развития у ребенка способности к обследованию предметов. Изучая свойства предметов и веществ, ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала это практические пробы: промеривание, наложение, приложение, вложение. Затем зрительное соотнесение, когда ребенку достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом величины. Указанные практические пробы являются средствами осуществления перцептивных действий. В любой деятельности ребенка южно выделить как ориентировочные, так и исполнительные компоненты. Когда перед ним стоит задача протащить какой-нибудь предмет сквозь отверстие, он сначала разглядывает и то, и другое, соотносит между собой их форму и размеры, т.е. ориентируется в задании и лишь потом переходит к его практическому выполнению. Такие исследовательские (ориентировочные) действия и называются перцептивными. Если малыш начинает решать задачу при помощи силы, без учета ее условий, то обследования предмета, ориентировки в нем не происходит - значит, нет ориентировочных, в том числе и перцептивных, действий. Родители детей с церебральным параличем могут принять активное участие в формировании у детей сенсорных представлений и значительно облегчить трудный путь их развития. Для правильной ориентации родителей в методических приемах и дидактическом материале предлагаем следовать описанным ниже направлениям работы, которые представляют системный подход, обеспечивающий успешное усвоение учебного материала. Формирование представлений о цвете предметов Первый этап - отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые - неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира.
Например, предложить ребенку выбрать одинаковые из трех игрушек, две из которых идентичные, а третья контрастная (две куклы и пирамидка). Можно также предложить игру «Игрушки идут на праздник», где ребенок должен подобрать каждой игрушке соответствующую пару. После освоения процесса идентификации на предметном уровне можно перейти к парным предметным картинкам и давать на выбор три, четыре, пять пар. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой - не такой, одинаковый - разный. Лишь после того, как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов. Второй этап - обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов - цвете. Вводятся основные цвета спектра - красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Для выполнения заданий ребенку предлагаются дидактические пособия или предметы, окрашенные полностью в один из основных» цветов спектра. Например, это могут быть пластмассовые игрушки, детали мозаик и конструкторов, а также картонные или бумажные контурные изображения предметов или игрушек, выполненные в основных цветах спектра. Ребенок обучается идентифицировать предметы по цвету без его словесного обозначения. Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же». Третий этап - соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. В своей многовековой практике человечество выделило эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая системой такого рода, ребенок получает как бы набор мерок и эталонов, с которым он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности особенно для детей с церебральным параличом и с интеллектуальной недостаточностью. На этом этапе можно использовать следующие игры: «Закрой кружок таким же», «Подбериниточку такого цвета, что и шарик», «Найдидля рыбок аквариумы, для машингаражи, для цветов полянки, для птичек домики», «Спрячь мышку от кошки, зайчиковот волка» и т.д. Взрослый предлагаетребенку, например: «Давай отвезем машинки в гаражи такого же цвета или посадим цветочки на полянки такого же цвета» и т.д. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение цвета предмета.
Четвертый этап - выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета. Пятый этап - формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Осложнения могут быть вызваны известными причинами: задержкой или недоразвитием речи ребенка. Взрослый может оказывать ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос, например: «Этот шарик такого же цвета, как травка, а какого цвета травка, ты уже знаешь, травка... (ребенок дает правильный ответ). Какого же цвета этот шарик?» На более продвинутом этапе детям предлагаются игры, например, «Одень куклу». В этой игре ребенок должен в соответствии с цветом кукольных трусиков подобрать майку (ж. р.), платье (ср. р.) и бант (м. р.), правильно назвать цвет предметов, соотнося его в роде и числе и т. д. На этом этапе, кроме основных четырех, можно добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.
Шестой этап - обучение обобщению классификации предметов по признаку цвета. Взрослый проводит с ребенком игрытипа «А я найду похожие», «Разложи погруппам», «Разложи так, чтобы подходило по цвету», обучая обобщению и классификации предметов по признаку цвета. Седьмой этап - обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности. Выбор цвета предмета при раскрашивании контурных рисунков знакомых предметов (раскраски) - этап сложный. Трудности возникают в связи с тем, что у многих детей с отклонениями в развитии не сформированы представления о предметах, имеющих постоянный цвет. Ребенку можно помочь, предложив игры «Помоги художнику», «Найди нужную краску» и т.д. На этом этапе также полезно составлять цветные орнаменты, салфетки, узоры, использовать другие формы работы. Полезно оформить «Таблицу цветов».
Восьмой этап - формирование представлений о светлотных оттенках цвета На этом этапе взрослый вводит понятия: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Особые трудности в связи с пространственными нарушениями у детей с церебральным параличом вызывает построение сериационных рядов из цветовых карточек. Родителям не нужно начинать с трудных заданий детям. Сначала ребенку, предлагают построить сериационный ряд из трех цветовых карточек (светлый, темнее, темный или темный, светлее, светлый), затем из пяти (темный, светлее, еще светлее, еще светлее, самый светлый), а потом и из большего числа карточек. Работа над формированием сенсорных эталонов позволяет расширить и словарь колоритивной лексики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|