Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование представлений о цвете предметов




Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с ДЦП

Ткачева В.В., доктор психол. наук,

профессор кафедры спец. психологии

и клинических основ дефектологии

МГОПУ им. М.А. Шолохова

Рекомендации родителям по сенсорному воспитанию детей

Особое значение для детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата имеет сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это воспитание, направленное на формирова­ние полноценных представлений об окру­жающем мире. Сенсорное воспитание - база интеллектуального развития ребенка, оно служит основой чувственного познания окружающего мира. Развитие у ребенка сенсорных способностей с помощью своих органов чувств полноценно воспринимать и ощущать окружающий мир является основ­ной целью сенсорного воспитания.

Раскрывая родителям сущность сенсор­ного воспитания, следует отметить, что в его основе лежит достаточный уровень развития высшего психического процесса восприятия, в связи с чем особую роль в развитии восприятия играют органы чувств. Системы этих органов, в случае нормально­го внутриутробного и постнатального развития, являются основополагающими в процессе приспособления ребенка к окру­жающему миру. Родители также должны знать, что в условиях ограниченности при­тока впечатлений дети испытывают «сен­сорный голод», ведущий к значительной задержке общего развития.

У детей с церебральным параличом патологически развивается схема положе­ний и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигатель­ной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, нарушен стереогноз. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зритель­но-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельно­сти. Чувственное познание, являющееся основой сенсорного развития ребенка, уже с первых месяцев его жизни развивается аномально и в сочетании с ограниченно­стью практического опыта становится одной из причин нарушения психического развития ребенка.

В процессе сенсорного воспитания ребенка с церебральным параличом в пер­вую очередь развиваются все виды воспри­ятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах пред­метов, их форме, цвете, величине, положе­нии в пространстве и времени, запахе и вкусе.

Во-вторых, сенсорное воспитание пред­полагает развитие у ребенка мышления, так как обработка сенсорной информации, поступающей в головной мозг, осуществля­ется в форме мыслительных процессов (отождествления, сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классификации и абстра­гирования).

В-третьих, сенсорное воспитание сти­мулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи способствует расширению и обогащению словаря ребенка. Формирование сенсор­ных эталонов осуществляется на сенсор­ной основе и опосредствуется мышлением и речью.

Родителям следует объяснить, что сен­сорное воспитание осуществляется в про­цессе формирования сенсорных эталонов Сенсорные эталоны - это единицы измере­ния свойств веществ и предметов. Это сво­еобразные «чувственные» мерки, которые необходимы для создания полноценных представлений о свойствах предметов. При усвоении сенсорных эталонов у ребенка с церебральным параличом развивается произвольность сенсорно-перцептивных процессов. Усвоение сенсорного эталона - длительный и сложный процесс, не ограни­чивающийся рамками дошкольного дет­ства. Усвоить сенсорный эталон - значит, уметь использовать его в качестве «едини­цы измерения» при оценке свойств веществ. Нормативные системы эталонов усваиваются, подобно системам языка, не сразу, а длительно и по отдельным звеньям.

Формирование сенсорных эталонов возможно лишь при определенном уровне развития у ребенка способности к обсле­дованию предметов. Изучая свойства предметов и веществ, ребенок использует различные способы ориентировки. Снача­ла это практические пробы: промеривание, наложение, приложение, вложение. Затем зрительное соотнесение, когда ребенку достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом величины.

Указанные практические пробы являются средствами осуществления перцептивных действий. В любой деятельности ребенка южно выделить как ориентировочные, так и исполнительные компоненты. Когда перед ним стоит задача протащить какой-нибудь предмет сквозь отверстие, он сна­чала разглядывает и то, и другое, соотносит между собой их форму и размеры, т.е. ориентируется в задании и лишь потом перехо­дит к его практическому выполнению. Такие исследовательские (ориентировочные) действия и называются перцептивными. Если малыш начинает решать задачу при помощи силы, без учета ее условий, то обследования предмета, ориентировки в нем не происходит - значит, нет ориентиро­вочных, в том числе и перцептивных, действий.

Родители детей с церебральным парали­чем могут принять активное участие в формировании у детей сенсорных представле­ний и значительно облегчить трудный путь их развития. Для правильной ориентации родителей в методических приемах и дидактическом материале предлагаем сле­довать описанным ниже направлениям работы, которые представляют системный подход, обеспечивающий успешное усво­ение учебного материала.

Формирование представлений о цвете предметов

Первый этап - отождествление и иден­тификация предметов.

Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые - неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира.

Например, предложить ребенку выбрать одинаковые из трех игрушек, две из кото­рых идентичные, а третья контрастная (две куклы и пирамидка). Можно также предло­жить игру «Игрушки идут на праздник», где ребенок должен подобрать каждой игрушке соответствующую пару.

После освоения процесса идентифика­ции на предметном уровне можно перейти к парным предметным картинкам и давать на выбор три, четыре, пять пар. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой - не такой, одинаковый - разный.

Лишь после того, как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.

Второй этап - обучение нахождению идентичного предмета по цвету.

На этом этапе взрослый обучает ребен­ка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов - цвете. Вводятся основные цвета спектра - красный, синий, желтый, зеленый, но пер­воначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Для выполнения заданий ребенку предлагают­ся дидактические пособия или предметы, окрашенные полностью в один из основных» цветов спектра. Например, это могут быть пластмассовые игрушки, детали мозаик и конструкторов, а также картонные или бумажные контурные изображения пред­метов или игрушек, выполненные в основ­ных цветах спектра. Ребенок обучается идентифицировать предметы по цвету без его словесного обозначения. Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

Третий этап - соотнесение цвета пред­мета с эталонами цвета.

В своей многовековой практике челове­чество выделило эталонную систему вели­чин, форм, цветовых тонов. Овладевая системой такого рода, ребенок получает как бы набор мерок и эталонов, с которым он может сопоставить любое вновь вос­принятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение сенсорных этало­нов представляет значительные трудности особенно для детей с церебральным параличом и с интеллектуальной недоста­точностью. На этом этапе можно исполь­зовать следующие игры: «Закрой кружок таким же», «Подбериниточку такого цвета, что и шарик», «Найдидля рыбок аквариу­мы, для машингаражи, для цветов полян­ки, для птичек домики», «Спрячь мышку от кошки, зайчиковот волка» и т.д. Взрослый предлагаетребенку, например: «Давай отвезем машинки в гаражи такого же цвета или посадим цветочки на полянки такого же цвета» и т.д. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение цвета предмета.

Четвертый этап - выбор ребенком предметов определенного цвета по сло­весной инструкции взрослого.

Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.

Пятый этап - формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет.

Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Осложнения могут быть вызваны известными причинами: задержкой или недоразвитием речи ребенка. Взрослый может оказывать ребенку дозированную помощь, исполь­зуя различные способы речевой поддерж­ки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос, например: «Этот шарик такого же цвета, как травка, а какого цвета травка, ты уже знаешь, травка... (ребенок дает правильный ответ). Какого же цвета этот шарик?»

На более продвинутом этапе детям предлагаются игры, например, «Одень куклу». В этой игре ребенок должен в соответствии с цветом кукольных труси­ков подобрать майку (ж. р.), платье (ср. р.) и бант (м. р.), правильно назвать цвет предметов, соотнося его в роде и числе и т. д. На этом этапе, кроме основных четы­рех, можно добавить также белый, чер­ный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.

 

Шестой этап - обучение обобщению классификации предметов по признаку цвета.

Взрослый проводит с ребенком игрытипа «А я найду похожие», «Разложи погруппам», «Разложи так, чтобы подходило по цвету», обучая обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Седьмой этап - обучение передаче цвета предмета в продуктивной дея­тельности.

Выбор цвета предмета при раскрашивании контурных рисунков знакомых предме­тов (раскраски) - этап сложный. Трудности возникают в связи с тем, что у многих детей с отклонениями в развитии не сформированы представления о предметах, имеющих постоянный цвет. Ребенку можно помочь, предложив игры «Помоги художнику», «Найди нужную краску» и т.д. На этом этапе также полезно составлять цветные орна­менты, салфетки, узоры, использовать другие формы работы. Полезно оформить «Таблицу цветов».

Восьмой этап - формирование пред­ставлений о светлотных оттенках цвета

На этом этапе взрослый вводит понятия: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». Особые трудности в связи с простран­ственными нарушениями у детей с цере­бральным параличом вызывает постро­ение сериационных рядов из цветовых карточек. Родителям не нужно начинать с трудных заданий детям. Сначала ребенку, предлагают построить сериационный ряд из трех цветовых карточек (светлый, тем­нее, темный или темный, светлее, свет­лый), затем из пяти (темный, светлее, еще светлее, еще светлее, самый светлый), а потом и из большего числа карточек. Рабо­та над формированием сенсорных этало­нов позволяет расширить и словарь колоритивной лексики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...