Формирование временных представлений
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Ориентировка во времени создает еще большие трудности, чем ориентировка в пространстве, даже для ребенка с нормальным развитием. Временные представления воспринимаются детьми с церебральным параличом еще как более абстрактные понятия и потому менее понятные. Время как единица измерения воспринимается в детском возрасте опосредствованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. В связи с тем, что ребенок воспринимает время опосредствованно, по каким-либо конкретным признакам, конкретным определителем времени для него является его собственная деятельность. Освоение временных понятий детьми с церебральным параличом протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Первый этап - формирование представлений о сутках. Сутки являются первой естественной единицей измерения времени. У дошкольников начинают формировать представления о таких промежутках времени, как день - ночь, утро - вечер. Родителям рекомендуется начинать развитие представлений о времени с различения отдельных контрастных частей суток (день - ночь; утро -вечер), а затем только переходить к их последовательности и сменяемости суток. Для формирования представлений об указанных временных отрезках родители могут использовать прием описания конкретной деятельности, которой в этот период занимаются дети. Малышей обучают различать части суток: - по внешним объективным признакам (светло - темно): «Днем светло. Светит солнышко. Ночью темно, на небе звезды»;
- по изменению содержания их деятельности: «Днем дети играют, а ночью спят». Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т.д. создают реальные условия для формирования представлений о частях суток. Родителям важно точно констатировать и описывать то, что делается взрослыми и детьми в этот период времени суток. Можно называть отрезок времени и затем перечислять соответствующие ему виды деятельности детей и взрослых: «Сейчас утро. Мы делаем гимнастику, умываемся, завтракаем». Через некоторое время родитель вновь обращает внимание ребенка на время суток: «Сейчас день... Скоро мы будем обедать» и т.д. Большую пользу приносит рассмотрение с детьми картинок и фото, изображающих деятельность людей в разные отрезки времени, а затем соотносить каждую картинку с определенным временным эталоном. Можно составлять сериационный ряд из частей суток: располагать четыре картинки, изображающие части суток, в нужном порядке. Для формирования точных представлений о частях суток необходимы многочисленные упражнения. Родители могут с этой целью использовать игры: «Когда это бывает?», «Назови соседей ночи, дня, утра, вечера», «Назови пропущенное слово» (например, мы пойдем гулять, когда наступит...),«Что мы делали утром..., в обед..?» и т.д., «Когда кто спит?» (человек, ночная мышь, сова, кошка, собака и т.д.). Хорошие результаты дает использование игры «Собери сутки», когда ребенку предлагается выложить в определенном порядке картинки, изображающие один и тот же пейзаж в разное время суток. Большое значение следует придавать актуализации названий временных эталонов. Для этого используются такие игры: «Когда мы обедаем? Когда мы играем? Когда мы спим?». С целью закрепления представлений о частях суток можно использовать цветовые карточки. Взрослый заранее изготавливает карточки, на которых изображается небо и солнце, окрашенные в определенный цвет, находящиеся в определенном положении в зависимости от времени суток.
УТРО - голубое небо, вверху видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета. ДЕНЬ - голубое небо, в центре которого находится ярко-желтый круг солнца с расходящимися лучами светло-желтого цвета. ВЕЧЕР - серое небо, в нижней части находится ярко-оранжевый круг солнца без лучей. НОЧЬ - черное небо с месяцем и звездами. Формирование представлений о сутках будет несомненно стимулировать чтение родителями отрывков из художественных произведений, стихов, описывающих действия, связанные сданным временем суток (например: А. Барто. «Спать пора. Уснул бычок»), а также отгадывание загадок. Например: «Что за гость, что прогоняет ночь прочь?» (Утро) «Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила. Как ее зовут?» (Ночь) «Солнце яркое встает, Петушок в саду поет, Наши детки просыпаются, В детский садик собираются». (Утро) Таким образом, слова «утро, день, вечер, ночь» наполняются конкретным содержанием и приобретают в восприятии ребенка эмоциональную окраску. Второй этап - формирование представлений о временах года. Знания о времени года лучше усваиваются детьми, если они предлагаются по контрастному принципу в сравнении с предыдущим временем года. Самое трудное время года для усвоения детьми - это весна. Родителям следует в соответствии с рекомендациями специалистов изготовить наглядные пособия, в которых каждому сезонному изменению в природе или в жизни людей соответствовала бы карточка или картинка. В качестве наиболее продуктивных форм работы предлагаются: - использование лото «Времена года»; - раскладывание карточек с изображением времен года в соответствии с порядком их возникновении; - определение времени года по картинкам и составление рассказов по картинкам; - наблюдение за изменениями в природе в естественных условиях; - использование литературных произведений, чтение и заучивание наизусть стихов, отгадывание загадок и заучивание пословиц;
- изготовление аппликаций по темам времен года; - рисование сюжетных картин; - проведение праздников, посвященных временам года (очень продуктивная форма работы, особенно для детей с тяжелыми нарушениями). Третий этап - временные понятия «Вчера, сегодня, завтра». На этом этапе работы используются те же формы работы. Временные отрезки «вчера, сегодня, завтра» связываются с определенной деятельностью детей и обозначаются определенным термином, например: «Вчера мы ходили в парк. Сегодня у нас в гостях кукольный театр. Завтра мы пойдем в гости». Для закрепления формируемых представлений родители могут использовать: игру «Продолжи предложение...» (например: «На прогулку мы ходили...»); игру «Наоборот» (взрослый называет слово, обозначающее временной термин, ребе подбирает противоположное слова с - вечер, день - ночь; вчера - сегодня; сегодня - завтра.). Полезно также использовать предмет-картинки с изображением деятельности детей или взрослых, которые необходимо разложить в соответствии с временными представлениями «вчера, сегодня, завтра». Четвертый этап - календарь, дни недели. Для ознакомления детей с днями недели родители изготавливают отрывной календарь. Каждый листок календаря отмечают полоскойсоответствующего цвета или изготавливают из цветной бумаги так, чтобыкаждый день имел свой цвет (понедельник- синий, вторник - желтый, среда - зеленый, четверг - белый, пятница - фиолетовый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный). На каждом листке календаря проставляют такое количество кружочков, которое соответствует порядковому номеру дня недели. Суббота изображается оранжевым воскресенье - красным. Первые пять дней недели запоминаются по порядку номеру (понедельник - первый, вторник- второй, среда - средний или третий, четверг - четвертый, пятница - пятый). Субботаи воскресенье запоминаются отдельно. Одновременно родители изготавливают коробку с 48 делениями соответственно количеству неделей и месяцев в году, Ежедневно отрывая листок календаря, ребенокукладывает его в соответствующее деление. В конце недели подсчитывается количество дней, и они называются. В конце месяца подсчитывается количество недель, а в старшем возрасте и количество дней.
Работая с календарем, родители помогают детям запомнить дни недели по порядковому номеру (количеству точек) и по цвету листка календаря. Можно также для запоминания названий дней недели связывать их с конкретным содержанием деятельности детей (используется недельное расписание занятий). Большую помощь приносят игры: «Назови соседей дня недели», «Угадай, какой день был перед... и какой день будет после...». С большим успехом могут использоваться числовые карточки с нарисованными на них кружочками. Ребенок должен разложить в ряд карточки и назвать затем соответствующие дни недели. В целом работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками помогает детям с церебральным параличом запомнить названия дней недели. Пятый этап - временное понятие «месяц», названия месяцев. Названия месяцев в русском языке происходят от имен римских богов, как и дни недели в европейский языках. Поэтому, работая с моделью календарного года, взрослый одновременно знакомит ребенка с названиями месяцев. Каждый месяц связывается с определенным временем года и наполняется конкретным содержанием (изменения в погоде, в природе, в жизни человека и животных). Хорошим стимулом для запоминания является заучивание стихов о месяцах года (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» или другие). Особый положительный эффект приносит разыгрывание игр-драматизаций для заучивания названий месяцев. Осуществляя сенсорное воспитание ребенка, родители должны знать, что именно сенсорное воспитание является базой для развития познавательной деятельности ребенка. В основе сенсорных представлений ребенка об окружающем мире лежат его перцептивные действия. Их развитие затруднено в силу имеющихся у ребенка с церебральным параличом психофизических нарушений. Поэтому формирование эталонных представлений о признаках окружающей действительности должно осуществляться поэтапно и постоянно не только в процессе занятий со специалистами, но и в повседневной жизни с помощью родителей. Семья ребенка с церебральным параличом должна занять активную социальную позицию относительно его будущего. Ребенок должен быть обучен тому, что позволяют его психофизические возможности. Одновременно родители не должны забывать о поддержке соматического здоровья ребенка. Он должен достаточно спать, отдыхать, гулять на свежем воздухе. В семье должен соблюдаться режим дня. В процессе воспитания ребенка родителям необходимо преодолевать его капризы, упрямство, негативизм, пассивность. Ребенок должен иметь дома постоянные поручения. Выполнение этих поручений будет формировать у него адекватную самооценку, правильное отношение к своим возможностям, дефекту, а также развивать волевые качества.
ЛИТЕРАТУРА 1. Венгер Л А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада/ Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. 2. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1993. 3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. 4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997. 5. Чавес B.C. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом. Дис... канд. психолог, наук. - СПб., 1993. 6. Ткачева В.В. Психологические особенности матерей, имеющих детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекционная педагогика, № 1 (3), 2004. 7. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. -2005.-№ 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|