Формирование представлений о величине
Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения и других. Определение величины возможно только на основе сравнения предметов между собой. Воспринимая предмет, лети обычно ориентируются на его объем в целом, что ими часто определяется словами «большой» или «маленький». Этими словами дети подменяют понятия длины, ширины, высоты понятием объема. Поэтому с самого начала необходимо научить малышей сравнивать предметы только по одному признаку: объему, длине, ширине или высоте. Первый этап - сравнение предметов только по одному признаку. Формирование представлений «большой - маленький». При формировании этого понятия детей учат обхватывать сравниваемые предметы одной рукой или обеими руками сразу. Важно, чтобы другие характеристики сравниваемых предметов, кроме объема, были одинаковыми. Взрослый обращает внимание ребенка на разницу в объеме и определяет это различие словами: «Это большой мяч, потому что ты его держишь двумя руками. А это маленький мячик. Он уместился на одной твоей ладошке». Важно формировать навык на многочисленных примерах, которые любой взрослый может найти в быту. Формирование представлений «длинный - короткий». Для того, чтобы сформировать у детей это понятие, подбирают предметы одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся один от другого только длиной. Для сравнения вначале используют предметы контрастных размеров. Разница в размерах сравниваемых предметов должна быть не менее 10-15 см. Здесь мать ребенка может удачно использовать различные бытовые предметы: ленточки, тесьму, детские шарфики и другие вещи. Важно обратить внимание на следующее: выделить отдельные измерения помогает жест рукой вдоль предмета слева направо. Мать ребенка двигает его рукой вдоль сравниваемых по длине предметов, комментируя совместные действия следующим образом: «Эта ленточка короткая. Смотри, она уже закончилась. А эта ленточка длинная. Мы по ней ведем пальцем. Она еще не закончилась». Вначале детей учат пользоваться способом приложения, т.к. сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются. Сравнивая длину, вещи кладут рядом и подравнивают их концы с левой стороны.
Обучая детей способу наложения, пользуются разноцветными полосками, совмещают верхние и нижние края. Если один конец предмета выступает, следует сказать, что этот предмет длиннее. Формирование представлений «широкий - узкий». При сравнении предметов по ширине совмещают левые и верхние края. Если измеряется ширина, рукой проводят поперек предмета сверху вниз. Детей обучают работать с образцом-эталоном: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. Формирование этого навыка должно сопровождаться помощью взрослого. Формирование представлений «толстый - тонкий». При оценке толщины предметы сравниваются путем их обхвата пальцами обеих рук или одной руки. Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций. Большое значение придается обучению детей способам сравнения размеров: приложению или наложению. Формирование представлений «высокий - низкий». Сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость. При сравнении высоты рукой проводят снизу вверх. Родителям следует помнить о том, что при формировании представлений о величине важную роль выполняет слово. Именно слово позволяет дифференцировать признаки предметов. Поэтому с самого начала выделенный признак обозначается точным словом: длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий, высокий, низкий. Также чрезвычайно важно научить ребенка правильному измерительному действию рукой, которое затем при автоматизации навыка будет заменено на зрительное соотнесение.
Для закрепления знаний мать ребенка может использовать разнообразные упражнения. Например, можно предложить ребенку поставить на короткую (узкую) полоску одну уточку, а на длинную (широкую) полоску поставить много уточек. Детям предлагаются также задания типа: найди ленточку такой же длины, ширины как образец. Благоприятные условия для упражнений на сравнение предметов по длине, ширине и высоте детей с церебральным параличом создаются в играх со строительным материалом. Дети выкладывают длинные и короткие дорожки, строят высокие и низкие заборчики, ворота, широкие и узкие диваны. Умение сравнивать предметы по размеру закрепляется не только в играх, но и в других видах детской деятельности (рисовании, аппликации, лепке). Второй этап - построение сериационных рядов по объему, длине, ширине, высоте, толщине, цвету, форме. На этом этапе вводится понятие «средний». Ребенку предлагаются упражнения на построение ряда из трех предметов, а затем из пяти и более предметов. Также предлагаются упражнения и на соотнесение двух рядов. Вводится понятие «сериационный ряд». Сериационный ряд - это ряд, состоящий из упорядоченных по какому-либо признаку предметов (по величине, высоте, ширине и др.). Умение выделить и упорядочить различия является важнейшей мыслительной операцией -сериацией. Родителям следует объяснить, что при построении сериационных рядов складывается представление о порядковом числительном, развивается память на линейный ряд, что очень важно для формирования грамматического строя речи. Величина предмета устанавливается в зависимости от места, которое он занимает в ряду. На начальных этапах следует устанавливать лишь простые отношения на основе сравнения 2-3 предметов (большой - средний - маленький; высокий - ниже - низкий; длинный - короче - короткий или же короткий - длиннее - длинный и т.д.).
Важно, чтобы дети научились понимать двойную зависимость между предметами обратимость взаимоотношений меже, ними, так как каждый элемент ряда может являться одновременно большим, чем все предыдущие, и меньшим, чем все последующие. Для формирования навыка построения сериационных рядов можно использовать игры «Построй матрешек по росту», «Разложи по размеру мисочки-вкладыши», обыграть известную сказку «Три медведя». Формирование полноценных представлений о величине неразрывно связано с расширением словарного запаса, т.е. с формированием умения точно обозначена объем, длину, ширину, толщину, высоту, глубину. Родители должны обращать внимание на правильность словесного обозначения того или иного параметра величины. Выделенный признак должен обозначаться точным словом. Сравнение предметов побуждает ребенка к использованию антонимов: высокий - низкий; широкий - узкий и т.д. Одновременно дети обучаются использовать степени сравнения прилагательных: низкий- ниже - самый низкий. Они начинает понимать и употреблять логико-грамматические конструкции типа: «Коля выше Саши. Саша ниже Коли». Подобные сравнения следует тренировать с детьми постоянно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|