Формирование представлений о форме предметов
Развитие представлений о форме предметов идет по тому же пути, что и формирование представлений о цвете. Начало всему - идентификация. Но теперь внимание ребенка обращается на другую константную характеристику предмета - его форму, а также на формы различных частей предмета, его составляющих. Первый этап - нахождение предмета, идентичного по форме. В связи с тем, что на этом этапе отличительным при выборе может быть только один признак, а именно форма, ребенку предъявляются такие предметы или игрушки, которые бы имели одинаковый цвет и размер, но различались бы по форме. Родители ребенка могут очень просто организовать следующие игры. Игра «Помоги Тане найти мячик» по стихотворению А. Барто «Мячик». Ребенку предъявляются два резиновых мяча, кукла и кубик, длина ребра которого совпадает с диаметром мячей. Мать ребенка или другой взрослый рассказывает ребенку стихотворение, обыгрывая его сюжет. «Упавший» Танин мячик нужно дать ребенку в руки, чтобы он ощутил его форму. Затем ребенка просят помочь Тане найти мячик и предъявляют кубик, куклу и еще один резиновый мяч. Мать ребенка вкладывает в его руку каждый предмет по отдельности и опрашивает: «Это мячик? Попробуй руками, он такой же круглый или нет?» При формировании представлений о форме предметов ребенку с церебральным параличом обязательно нужно пройти через этап становления элементарных проприоцептивных ощущений, которые естественным путем у него не развиваются. Таким же образом можно организовать игру «Помоги курочке найти яичко» (предъявляются два овоида, кубик) по сказке «Курочка Ряба» или игру «Колобок» по одноименной сказке (предъявляются два овоида и цилиндр или кубик).
Постепенно кроме куба и шара родители могут предъявлять ребенку для сравнения также и другие объемные геометрические фигуры - конус, цилиндр, овоид. Используя тот же подход, ребенка знакомят с плоскостными геометрическими фигурами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Вначале родители предъявляют только две контрастных фигуры, затем добавляют третью и далее увеличивают количество сравниваемых фигур. Родители должны постоянно преследовать важную образовательную цель - развивать у ребенка навык обследования (это и есть перцептивное действие) формы предмета путем ощупывания, наложения, приложения, примеривания, обведения пальцем геометрических фигур. Ребенка обучают понимать и действовать по инструкции «Найди такой же». Названия геометрических фигур вводятся постепенно. Второй этап - соотнесение и вкладывание геометрических фигур в образцы-эталоны формы. На этом этапе формируются представления об эталонах формы. В начале для сравнения предлагаются плоскостные фигуры. Ребенку предъявляются доски (деревянные, пластмассовые), в которых есть прорези, имеющие форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала и соответствующие прорезям фигурки. Ребенку предлагается вложить в прорези геометрические формы. Дети с церебральным параличом испытывают большие трудности при вложении вкладышей в прорези. Поэтому вначале можно упростить этот процесс и предложить ребенку накладывать (а не вкладывать) геометрические формы на соответствующие контуры. Для этого нужно взять картонный лист, обвести на нем геометрические фигуры и предложить ребенку их накрыть. Таких листов-карт может быть несколько. В них должны варьироваться размеры геометрических фигур и их расположение. Для отработки этапа соотнесения и вложения плоскостных геометрических форм можно использовать школьные линейки с большим количеством прорезей. Вкладыши для этой цели можно сделать из плотного цветного картона. Также для закрепления представлений об эталонах плоскостных геометрических фигур можно использовать обводку геометрических фигур по отдельным трафаретам или линейкам.
Формирование представлений об объемных эталонах геометрических фигур осуществляется подобным же образом. Вначале берется деревянная коробка с прорезями, для двух объемных геометрических фигур, контрастных по форме, например: шар и куб, куб и конус, шар и цилиндр, шар и параллелепипед (кирпичик). Затем количество прорезей и соответственно количество сравниваемых фигур может быть увеличено. Деревянная коробка может быть успешно заменена любой картонной коробкой или коробками, в которых взрослый очень аккуратно сделал соответствующие прорези. Одновременно с демонстрацией форм-эталонов взрослый называет их соответствующими словами. Формирование представлений о форме предметов основано в целом на зрительном восприятии, однако детям с церебральным параличом для углубления и закрепления этих представлений рекомендуется использовать и тактильное восприятие эталонов формы. Так, известная игра «Чудесный мешочек» может оказать неоценимую помощь при формировании данного представления. Мать ребенка, используя непрозрачную ткань, изготавливает мешочек размером приблизительно 20см на 30см, закрывающийся с помощью резинки. Затем в мешок опускают объемные геометрические фигуры или другие предметы (но так, чтобы их не видел ребенок) и просят ребенка опустить руку в мешочек и вытащить нужный предмет. Третий этап - выбор геометрической формы по словесной инструкции. Взрослый дает словесное обозначение эталонам формы и предлагает ребенку в соответствии с его инструкцией выложить их или собрать. Работа аналогична соответствующему этапу при формировании представлений о цвете. Цель данного этапа - объединить сформировавшийся зрительный образ эталона формы с его словесным символом. Четвертый этап - формирование умения словесно обозначать форму предметов. Этап актуализации названий формы, также, как и этап актуализации названий цветов спектра, представляет значительные трудности для детей с церебральным параличом, интеллектуальными и речевыми нарушениями. На этом этапе ребенку также предлагаются следующие виды работ по формированию представлений о форме:
- вкладывание в прорези, имеющие геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), вкладыше» состоящих из нескольких частей (двух, трех, четырех); - складывание геометрических фигур: заданного количества палочек. Пятый этап - обобщение геометрических фигур в соответствии с образцами- эталонами формы. На этом этапе используются игры, в которых ребенок учится соотносить и объединять соответствующие геометрические формы. Игра «Разложи по форме» или игра «Помоги строителю». Перед ребенком взрослый раскладывает картонные карточки с нарисованными на них домиками, отдельные части которых выполнены в виде прорезей из геометрических форм. Например, окошки и двери в домиках могут быть квадратными, круглыми, прямоугольными, треугольными или овальными. Игры «Подбери сервиз» или «Подбери одинаковую одежду кукле», где каждая деталь посуды или кукольной одежды выполнена в виде геометрического орнамента. Шестой этап - классификация одноцветных и разноцветных геометрических фигур. Мать ребенка изготавливает из однотонного картона набор из 30 геометрический фигур: 6 кругов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 квадратов, 6 овалов. Подготовленные фигурки раскладываются перед ребенком вперемежку. Ребенка просят разложить фигурки на группы. Затем задача усложняется: указанные геометрические фигуры выполняются в шести цветах спектра. При разложении фигурок ребенок должен ориентироваться на два признака: форму и цвет. На третьем этапе предъявляется набор из 24 карточек с изображением 6 кругов 6 квадратов, 6 треугольников и 6 ромбов трех цветов и двух величин (большой и маленький). Перед ребенком вновь все фигурки перемешиваются. Ребенку задается инструкция: «Разложи все фигурки по кучкам». Как правило, вначале дети раскладывают фигурки, ориентируясь на признак цвета, затем на признак формы и лишь потом на признак величины.
Седьмой этап - нахождение в окружающем мире предметов определенной формы. Используются игры «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Помоги Оле разложить предметы по форме» как для плоскостных, так и для объемных геометрических фигур. Выделить форму предмета, абстрагировавшись от других его признаков, довольно сложно, особенно ребенку с церебральным параличом. Тем не менее практиковать ребенка в этом навыке следует постоянно. Восьмой этап - обучение изготовлению аппликаций из геометрических фигур. Ребенка обучают изготавливать аппликации из геометрических фигур. Сначала взрослый помогает ребенку выложить фигуры из цветной бумаги по контуру, а затем по образцу. Затем их наклеивают. Процедура наклеивания для ребенка с церебральным параличом чрезвычайно сложна, так как требует точности движений. Она может быть облегчена с помощью клея-карандаша. Ребенок намазывает клеем обратную сторону аппликации и аккуратно прикладывает к контуру, затем прижимает. Мать ребенка контролирует его движения: можно придерживать руку ребенка за пальцы, за кисть, локоть. Важно, чтобы ребенок получил удовольствие от проделанной заботы. Можно вклеивать в образец соответствующие по величине и форме фигуры при составлении сюжетной картинки или выкладывать узоры на салфетках из геометрических фигур. Также можно использовать игру «Геометрическая мозаика».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|