Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование представлений о форме предметов




Развитие представлений о форме пред­метов идет по тому же пути, что и формиро­вание представлений о цвете. Начало всему - идентификация. Но теперь внима­ние ребенка обращается на другую константную характеристику предмета - его форму, а также на формы различных частей предмета, его составляющих.

Первый этап - нахождение предмета, идентичного по форме.

В связи с тем, что на этом этапе отличи­тельным при выборе может быть только один признак, а именно форма, ребенку предъявляются такие предметы или игруш­ки, которые бы имели одинаковый цвет и размер, но различались бы по форме. Родители ребенка могут очень просто орга­низовать следующие игры.

Игра «Помоги Тане найти мячик» по сти­хотворению А. Барто «Мячик». Ребенку предъявляются два резиновых мяча, кукла и кубик, длина ребра которого совпадает с диаметром мячей. Мать ребенка или другой взрослый рассказывает ребенку стихотво­рение, обыгрывая его сюжет. «Упавший» Танин мячик нужно дать ребенку в руки, чтобы он ощутил его форму. Затем ребенка просят помочь Тане найти мячик и предъя­вляют кубик, куклу и еще один резиновый мяч. Мать ребенка вкладывает в его руку каждый предмет по отдельности и опраши­вает: «Это мячик? Попробуй руками, он такой же круглый или нет?» При формиро­вании представлений о форме предметов ребенку с церебральным параличом обяза­тельно нужно пройти через этап становления элементарных проприоцептивных ощущений, которые естественным путем у него не развиваются.

Таким же образом можно организовать игру «Помоги курочке найти яичко» (предъявляются два овоида, кубик) по сказке «Курочка Ряба» или игру «Колобок» по одноименной сказке (предъявляются два овоида и цилиндр или кубик).

Постепенно кроме куба и шара родители могут предъявлять ребенку для сравнения также и другие объемные геометрические фигуры - конус, цилиндр, овоид.

Используя тот же подход, ребенка знакомят с плоскостными геометрическими фигурами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Внача­ле родители предъявляют только две контрастных фигуры, затем добавляют третью и далее увеличивают количество сравниваемых фигур. Родители должны постоянно преследовать важную образовательную цель - развивать у ребенка навык обследования (это и есть перцеп­тивное действие) формы предмета путем ощупывания, наложения, приложения, примеривания, обведения пальцем гео­метрических фигур. Ребенка обучают понимать и действовать по инструкции «Найди такой же». Названия геометриче­ских фигур вводятся постепенно.

Второй этап - соотнесение и вклады­вание геометрических фигур в образ­цы-эталоны формы.

На этом этапе формируются представле­ния об эталонах формы. В начале для срав­нения предлагаются плоскостные фигуры. Ребенку предъявляются доски (деревян­ные, пластмассовые), в которых есть про­рези, имеющие форму круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала и соответствующие прорезям фигурки. Ребенку предлагается вложить в прорези геометрические формы.

Дети с церебральным параличом испы­тывают большие трудности при вложении вкладышей в прорези. Поэтому вначале можно упростить этот процесс и предло­жить ребенку накладывать (а не вклады­вать) геометрические формы на соответ­ствующие контуры. Для этого нужно взять картонный лист, обвести на нем геометри­ческие фигуры и предложить ребенку их накрыть. Таких листов-карт может быть несколько. В них должны варьироваться размеры геометрических фигур и их распо­ложение.

Для отработки этапа соотнесения и вло­жения плоскостных геометрических форм можно использовать школьные линейки с большим количеством прорезей. Вкладыши для этой цели можно сделать из плотного цветного картона. Также для закрепления представлений об эталонах плоскостных геометрических фигур можно использовать обводку геометрических фигур по отдель­ным трафаретам или линейкам.

Формирование представлений об объе­мных эталонах геометрических фигур осу­ществляется подобным же образом. Вначале берется деревянная коробка с про­резями, для двух объемных геометрических фигур, контрастных по форме, например: шар и куб, куб и конус, шар и цилиндр, шар и параллелепипед (кирпичик). Затем количество прорезей и соответственно количе­ство сравниваемых фигур может быть уве­личено. Деревянная коробка может быть успешно заменена любой картонной короб­кой или коробками, в которых взрослый очень аккуратно сделал соответствующие прорези. Одновременно с демонстрацией форм-эталонов взрослый называет их соот­ветствующими словами.

Формирование представлений о форме предметов основано в целом на зрительном восприятии, однако детям с церебральным параличом для углубления и закрепления этих представлений реко­мендуется использовать и тактильное восприятие эталонов формы. Так, извест­ная игра «Чудесный мешочек» может ока­зать неоценимую помощь при формиро­вании данного представления. Мать ребенка, используя непрозрачную ткань, изготавливает мешочек размером при­близительно 20см на 30см, закрываю­щийся с помощью резинки. Затем в мешок опускают объемные геометриче­ские фигуры или другие предметы (но так, чтобы их не видел ребенок) и просят ребенка опустить руку в мешочек и выта­щить нужный предмет.

Третий этап - выбор геометрической формы по словесной инструкции. Взрослый дает словесное обозначение эталонам формы и предлагает ребенку в соответствии с его инструкцией выложить их или собрать. Работа аналогична соответ­ствующему этапу при формировании пред­ставлений о цвете. Цель данного этапа - объединить сформировавшийся зритель­ный образ эталона формы с его словесным символом.

Четвертый этап - формирование уме­ния словесно обозначать форму пред­метов.

Этап актуализации названий формы, также, как и этап актуализации названий цветов спектра, представляет значитель­ные трудности для детей с церебральным параличом, интеллектуальными и речевыми нарушениями. На этом этапе ребенку также предлагаются следующие виды работ по формированию представлений о форме:

- вкладывание в прорези, имеющие гео­метрическую форму (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), вкладыше» состоящих из нескольких частей (двух, трех, четырех);

- складывание геометрических фигур: заданного количества палочек.

Пятый этап - обобщение геометриче­ских фигур в соответствии с образцами- эталонами формы.

На этом этапе используются игры, в которых ребенок учится соотносить и объе­динять соответствующие геометрические формы.

Игра «Разложи по форме» или игра «Помоги строителю». Перед ребенком взрослый раскладывает картонные карточки с нарисованными на них домиками, отдельные части которых выполнены в виде прорезей из геометрических форм. Например, окошки и двери в домиках могут быть ква­дратными, круглыми, прямоугольными, треугольными или овальными.

Игры «Подбери сервиз» или «Подбери одинаковую одежду кукле», где каждая деталь посуды или кукольной одежды выполнена в виде геометрического орна­мента.

Шестой этап - классификация одно­цветных и разноцветных геометриче­ских фигур.

Мать ребенка изготавливает из однотонного картона набор из 30 геометрический фигур: 6 кругов, 6 прямоугольников, 6 треу­гольников, 6 квадратов, 6 овалов. Подгото­вленные фигурки раскладываются перед ребенком вперемежку. Ребенка просят раз­ложить фигурки на группы.

Затем задача усложняется: указанные геометрические фигуры выполняются в шести цветах спектра. При разложении фигурок ребенок должен ориентироваться на два признака: форму и цвет.

На третьем этапе предъявляется набор из 24 карточек с изображением 6 кругов 6 квадратов, 6 треугольников и 6 ромбов трех цветов и двух величин (большой и маленький). Перед ребенком вновь все фигурки перемешиваются. Ребенку зада­ется инструкция: «Разложи все фигурки по кучкам». Как правило, вначале дети раскладывают фигурки, ориентируясь на признак цвета, затем на признак формы и лишь потом на признак величины.

 

Седьмой этап - нахождение в окружа­ющем мире предметов определенной формы.

Используются игры «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Помоги Оле разложить предметы по форме» как для плоскостных, так и для объемных гео­метрических фигур. Выделить форму предмета, абстрагировавшись от других его признаков, довольно сложно, особен­но ребенку с церебральным параличом. Тем не менее практиковать ребенка в этом навыке следует постоянно.

Восьмой этап - обучение изготовле­нию аппликаций из геометрических фигур.

Ребенка обучают изготавливать апплика­ции из геометрических фигур. Сначала взрослый помогает ребенку выложить фигуры из цветной бумаги по контуру, а затем по образцу. Затем их наклеивают. Процедура наклеивания для ребенка с церебральным параличом чрезвычайно сложна, так как требует точности движений. Она может быть облегчена с помощью клея-карандаша. Ребенок намазывает клеем обратную сторону аппликации и аккуратно прикладывает к контуру, затем прижимает. Мать ребенка контролирует его движения: можно придерживать руку ребенка за пальцы, за кисть, локоть. Важно, чтобы ребенок получил удовольствие от проделанной заботы.

Можно вклеивать в образец соответ­ствующие по величине и форме фигуры при составлении сюжетной картинки или выкла­дывать узоры на салфетках из геометриче­ских фигур. Также можно использовать игру «Геометрическая мозаика».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...