Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13 Сознательное и бессознательное




 

Сознание
Познание Самосознание Воля Переживание

 

Сознание – это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.

Сознательными называется такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Сознание – вещь нематериальная. Никому со стороны не удалось «увидеть» сознание (образцы, мысли) другого человека.

Предмет сознания (что «видит» сознание):

Окружающий мир, его предметы, явления;

Особый, самостоятельный духовный мир.

Проявление сознание через язык и целеполагающая деятельность людей.

Структура сознания
Предметное сознание – направленно на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общение с другими людьми Самосознание – это осознание человеком самого себя (как индивид и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явления действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающие для него как событие его собственной жизни

 

Сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.

Отражение – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Формы отражения
Механическое Физическое Химическое Биологическое

 
 

 


Раздражимость Чувствительность Психическое отражение Сознание
Это реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира (живого и не живого) Это способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений Это систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов моделировать поведения в целях приспособления к окружающей среде, многовариантного реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находит из них правильный выход Это наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысления, способность к абстрагированию, рефлексии, способность к предметно-практической деятельности, возможность передачи сознания с помощью языка
Это простейшая форма биологического отражения. Присуща растениям и микроорганизмов Присуща животных Присуща животным, особенно высшим Присуща человеку и частично высшим животным

Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).

Общественная психология – это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.

Идеология – это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.

Общественное мнение – это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.

Обыденное сознание – это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.

Мышление – это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания
Широкое значение: это все умственные процессы Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характер Обобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

 

Виды мышление по месту в мысленном процессе слову, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическое Конкретно-образное, или художественное Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности Характеризуется воплощением отвлеченных мыслей, обобщений в конкретные образы Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

 

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.

Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния, непроизвольное запоминание, неосознанные стремления (чувства, поступки), спонтанные действия.

Психоанализ – основанная З. Фрейдом философско-психологическая концепция, объясняющая роль бессознательного, и психотерапевтический метод диагностики и лечения психических заболеваний.

Бессознательное представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием.

 

Тема 14 Теория познания

 

Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний.

Источник познания – внешний мир, окружающий человека.

Формы познания
Чувственное познание (познание с помощью органов чувств) Рациональное познание Иррациональное познание
Ощущение; Восприятие; Представление. Понятие; Суждение; Умозаключение. Интуиции; Мистические «озарения»
Даёт представление об отдельных, внешних сторонах вещей Раскрывает внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития  

 

Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знаний об окружающей действительности.

Процесс познания
От живого созерцания К абстрактному мышлению К практике

 

Ощущение – это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.

Представление – это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.

Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.

Умозаключение – это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.

 

Философы
Эмпирики Рационалисты
Признают чувственный опыт источником знаний Считают разум основой познания

Субъект познания – это человек или общество в целом, а объект познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.

Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель).

Правда – это истина в соотношении между людьми.

(Истина = правда)

Истина
По содержанию По применению По форме
Объективна Конкретно Субъективна
Т. е. существует независимо от человека (от людей) Т. е. всегда относятся к определённой, конкретной области действительности в конкретные время Т. е. носителем истины является субъект
Относительная Абсолютная    
Т. е. налицо неполное, ограниченное знание Т. е. полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания    

 

Критерии истины – это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.

Практика
Как материальное производство Как накопительный опыт Как научный эксперимент

Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания.

Роль практики в познании
Исходный пункт познания, или основа познания Движущая сила и цель познания Критерий истины

 

«Знание – сила» (Ф. Бэкон)

Чем больше знаю, тем больше область незнания (парадокс);

«То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно» (П. Лаплас);

«Меня желание вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю» (Т. Кампанелла).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...