Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15 Виды познавательной деятельности




 

Познавательная деятельность – это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.

Научное познание:

Теория – это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.

Гипотеза – это предположение, догадка.

Закон – это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений.

Гипотеза Научный эксперимент Закон

 

Способы получения научных знаний:

Научное наблюдение – это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в действительности);

Эксперимент – это исследование в специально созданных, искусственных условиях;

Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичному ему);

Анализ – это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное;

Синтез – это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности;

Индукция – это движение мысли от единичных явлений к общим выводам;

Дедукция – это движение мысли от общего к частному;

Ненаучное познание:

Ненаучное познание
Мифологическое мышление Жизненная практика Народная мудрость и здравый смысл Паранаука Художественное познание

Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь.

Мифология – это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.

Мифы
Творения Создание мира сверхъестественным существом – Богом, колдуном, др.
Развития Превращение бесформенного состояния, «хаоса», в космос
Календарные Умирание и воскрешение богов и героев
Эсхатологические Грядущая гибель, конец света
Биографические Рассказ о богах и героях, об их делах

 

Обыденное познание – это накопление знаний в процессе жизни конкретного человека.

Практическая деятельность

       
   


Знания Нормы поведения

Жизненная практика, или опыт повседневной жизни, - это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.

Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок.

Здравый смысл – это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

Здравый смысл
Помогает ориентироваться в окружающей реальности
Верно указывает направление и способ деятельности
Противостоит выдуманным схемам и штампам
Не поднимается до уровня научного объяснения реальности
Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение
Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины

 

Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям.

Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.

 

Социальное познание:

Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.

  Естествознание Обществознание
Объект познания Природа (объективно реальные вещи и их свойства) Общество (материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека)
Выводы Иногда затрагивают интересы людей или отдельных групп в обществе Непосредственно затрагивают интересы каких-либо общественных сил, людей
Цель изучения Сходное, общее, повторяющееся в форме закона природы (закономерность) Люди, наделённые сознанием, со стремлениями, желаниями, скрытыми, целями и мотивами
Форма постижения объекта Монолог (говорящий субъект, «природа молчит») Диалог (говорящие субъект и объект; диалог личностей, текстов, культур и т. д.)
Методы исследования Различные Не все; некоторые ограничены или невозможны (наблюдения, эксперимент)
Знание Научно-утилитарное, прикладное, функциональное Ценностное (всегда есть оценка), эмоциональное, значимое
Истина «истина разум» (истина) «истина сердца» (правда)

Самопознание:

Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости.

Самопознание (познание особого объекта – самого себя)
Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире.
Представление о внешности
Создание образа – это активное восприятие себя
Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости
Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим
Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов

Особенности формирования самооценки:

1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ идеальный образ);

2. Самооценка себя, через оценку других;

3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам.

Успех – это достижение чего-либо.

Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой

Деформация самооценки:

Самооценка Причина деформации
Самооценка завышена Постижение возможностей и результатов деятельности других
Занижения уровня притязания
Самооценка занижена Завышение возможностей и результатов деятельности других
Завышения уровня других

 

«Познай самого себя» (Изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, приписываемое «семи мудрецам»);

«Познай самого себя, и через это познаёшь мир» (Н. А. Бердяев).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...