Тема 25 Нация и межнациональные отношения
Исторические формы социальных общностей людей
|
Формы общностей (образований)
| Основные черты
|
Род – это коллектив родственников первобытность
| Кровнородственные и хозяйственные связи, все равны, родовая община; выделяются старейшины
|
Племя – это объединение нескольких родов
| Соседская община, совет старейшин; собственные территории; длительное совместное существования
|
Народность (недостаточно устойчивая общность)
| Единая территория, общий язык, культура, быт
|
Нация – это устойчивая и наиболее развитая общность
| Единая экономика, психология, культура, общие ценности, исторический путь
|
Народ – это этническая совокупность людей (этнос)
| Общие территория, экономика, язык и культура, единая психология, менталитет, исторические судьбы, самосознание
|
В мире ок. 3 до 5 тыс. народов. В России проживает 130 наций.
Национальность – это принадлежность человека к той или иной нации.
Две тенденции в развитии нации
|
Центробежная, или дифференциация
| Центростремительная, или интеграция, или интернациональная
|
Стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, расцвету национальной культуры, к расскрытию творческих сил, у национальному самосознанию
| Стремление к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, интернационализация всей общественной жизни и восприятию всего, что создано другими народами
|
Тенденция способствует прогрессу цивилизации, т. к. ведут к развитию и расцвету народов (к развитию человеческой личности)
|
Через внутренний мир
| Через взаимообогащение, обмен национальными ценностями, всестороннее сближение народов, укрепление взаимопонимания, дружбы и мира
|
Конституция РФ, Ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указыванию своей национальной принадлежности»
Национальное самосознание – это осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности.
Общественно-национальные ценности:
История народа;
Письменность;
Национальный язык;
Достижения в духовной культуре;
Национальный менталитет;
Обычаи и традиции.
Национальные отношения – это отношения по поводу выживания и развития народа, проблем территории, языка, духовной жизни народов, его традиции т др.
Национальный вопрос – это совокупность социальных и других проблем, порождённых гневом одних наций другими и отсутствием равноправия народа.
Национальная политика – это целенаправленная деятельность субъектов политики по регулированию отношений между нациями и народностями.
Межнациональный конфликт – это крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов.
Причины конфликтов
|
Спорные территории;
Изгнание народа со своей территории или возвращение депортированного народа на свою историческую родину;
Произвольное изменение административных границ;
Насильственное включение территории народа в соседнее государство;
Отсутствие у народа национальной государственности и его расчленение;
Притеснение этическим большинством этнического меньшинства.
|
Самоопределение наций – это право любой нации на свободное отделение от других национальных и многонациональных коллективов и на образование своего коллектива.
Культурно-национальная автономия – это широкое внутренние самоуправление отдельной нации и полная самостоятельность в процессах культуры.
Интеграция экономическая – это сближение национальных экономик с целью выравнивания уровней экономического развития.
Интернационализация – это сближение наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.
Интернационализм пролетарский – это классовая солидарность трудящихся всех наций и рас в борьбе за освобождение от всех видов социального и национального угнетения.
Ассимиляция – это поглощение одной нации другой.
Геноцид – это систематическое истребление полностью или частично народов, наций, национальных групп.
Национализм – это идея превосходства одних наций над другими.
Шовинизм – это идея национальной исключительности, возвеличивание своей нации, противопоставление своей нации другими.
Расизм – это идея о физической и психической неравноценности человеческих рая, о допустимости господства одних рас над другими.
Решение конфликтов
|
Отказ от насилия и кровопролития в межнациональных отношениях;
Отказ меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, в ведении иностранных дел, в борьбе с организационной преступностью;
Создание национально-территориальной автономии и культурно-национальной автономии;
Признание приоритета прав личности над правами государства и нации, т. е. обеспечение прав и свобод личности независимо национальной принадлежности;
Развитие экономического, культурного сотрудничества между нациями и народностями;
Участие третьей стороны в преодолении конфликтных ситуаций.
|
«Папа - турок, мама – грек, а я русский человек» (Южнорусская поговорка);
«В семье народов не без уродов» (А. Кнышев)
Тема 26 Семья
Семья
|
Рождает не только человека, но и гражданина
|
Представляет собой микромодель большого общества, концентрирует совокупность общественных отношений
|
Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности
|
Важнейший элемент социальной структуры общества
|
Одна из высших ценностей человеческого бытия
|
Очень древний социальный институт
|
Всегда находится под защитой государства
|
Положение семьи служит показателем состояния общества (его реальных возможностей социально-культурного развития)
Важнейшие функции семья
|
Репродуктивная
| Это воспроизводство в численности детей численности родителей
|
Воспитательная
| Это решающее влияние на формирование личности ребёнка, а также взрослых членов семья
|
Хозяйственно-экономическая
| Это ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение домашнего труда, опека над малолетними и престарелыми
|
Рекреационная
| Это создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи, организация семейного досуга и отдыха
|
Тип семьи по составу:
Малая, или нуклеарная семья, т. е. состоящая из супругов;
Расширенная семья, т. е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в браке;
Сложная, или составная семья, т. е. состоящая из двух или более супружеских пар. В том числе большая патриархальная братская семья.
Тип семьи по семейным обязанностям и лидерству
|
Традиционная (патриархальная) семья
| Нетрадиционная эксплуататорская семья
| Эгалитарная семья (семья равных)
|
Экономическая зависимость женщины от мужчины, главенство мужчины в семье
| Равное участие мужчины и женщины в общественном труде, домашние обязанности возложены на женщину
| Справедливое разделение домашних обязанностей, эмоциональная насыщенность отношение в семье
|
Брак – это одна из самых распространенных форм человеческого общежития, оптимально выработанная людьми форма потребность существования.
Культурно-исторические формы брака
|
Промискуитет
| Сексуально-брачные отношения любого мужчины и любой женщины (в том числе между родственниками)
|
Экзогамия
| Запрет на сексуальные отношения и браки между родственниками
|
Эндогамия
| Заключение браков исключительно внутри определённого рода, племени, касты, фамилии
|
Моногамия
| Брак между одним мужчиной и одной женщиной
|
Полигамия
| Брачные (сексуальные) отношения нескольких супругов
|
Семейная политика – это меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и семейного поведения.
Государственная семенная политика включает
|
Пособия и финансовые льготы;
Отпуска для родителей по уходу за маленькими и большими детьми;
Создание дошкольных детских учреждений;
Различный режим рабочего дня для нужд семья;
Включение времени ухода за детьми в трудовой стаж;
Поддержка усыновления сирот;
Стимулирование многодетности или низкой рождаемости и другое.
|
Семейные отношения – это особая разновидность родственных отношений.
Клан – это группа, которая считает себя происходящей от одного, всеми известного предка. Все члены клана считаю себя родственниками.
Инцест – это кровосмешение, сексуальная связь между близкими родственниками.
Целибат – это безбрачие.
Гендер – это социальный пол, зависящий от общественных условий и культурных норм.
Маскулинность – это совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (мужские черты).
Фемининность – это совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих женщину от мужчины (женские черты).
«Семья – это экономическая ячейка общества» (Ф. Энгельс);
«Мужчина вступает в брак из-за усталости, а женщины – из-за любопытности» (О. Уайльд)
Тема 27 Дети и молодежь
Ст. 54, п. 1 Семейного кодекса РФ: «Ребенком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)»
Периодизация социальной стадии
|
От рождения до 1 года
| Младенчество
| Период первоначального приспособления и приведения в готовность существенных сил к первоначальной адаптации
|
От 1 до 6 лет
| Детство
| Период интенсивного накопления социального значимого опыта и ориентации в социальном пространстве
|
От 6 до 11 лет
| Отрочество
| Период завершения первоначального созревания физических и психологических структур головного мозга
|
От 11 до 14 лет
| Подросток
| Это новый качественный период в становлении человека: половое созревание, сознательное проявление индивидуальности
|
От 14 до 18 лет
| Юность
| Период завершения созревания и социальной готовности
|
Тинэйджер – это в западной психологии обозначение возраста (с 13 до 19 лет).
Молодежь – это социально-демографическая группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в некоторых вопросах.
Права и свобода несовершеннолетних
|
Право на жизнь;
Право на охрану и восстановление здоровья;
Право на социальное обеспечение;
Право на отдых и досуг;
Право свободно выражать свои мнения и взгляды;
Свобода мысли, совести и вероисповедание;
Право на личную и семенную жизнь;
Право на образование;
Право знать своих родителей и не разлучаться с ними;
Право на сохранение своей индивидуальности;
|
Молодость – это промежуточный возраст, когда детство уже кончилось, а взрослость ещё не началась.
Основные черты молодёжной культуры:
Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
Своеобразные вкусы, особенно в одежде и в музыке;
Включение в различные группы сверстников;
Это скорее культура досуга, чем работы.
Социальные функции молодёжи
|
Общественное освоение профессий
|
Правило без исключений: чем новее профессия, тем моложе средний возраст её представителей
|
Освоение новых территориальных-производственных комплектов, углубление территориальной специализации
|
Территориальная подвижность молодёжи в 5 раз выше, чем в других возрастных групп населения
|
Общественное освоение новых отраслей
|
Чем новее та или иная отрасль народного хозяйства, тем ниже средний возраст занятых в ней работников
|
Культурно-интеллектуальная и информационная мобильность
|
Молодёжь – это наиболее активный потребитель новейшего научного знания и общественно-политической мысли
|
Молодые специалисты – это наиболее образованная и квалифицированная подгруппа внутри молодёжи, самая мобильная в рамках не только производственно-технической, но и социально-территориальной и социально-культурной среды.
Инфантилизм – это сохранение у взрослого человека физических и психических черт детского возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: