Тема 3. Современное состояние образования
I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать: 3. Знания: - тенденций развития современного образования; - содержания реформы образования в Республике Беларусь; - Закона Республики Беларусь "Об образовании"; - сущности государственного образовательного стандарта. Умения: - Оценивать влияние мировых образовательных тенденций на отечественное образование; - Анализировать статьи Закона Республики Беларусь "Об образовании"; - Анализировать основополагающие положения реформы образования в Республике Беларусь на предмет их соответствия мировым образовательным тенденциям. - адаптировать государственный образовательный стандарт к индивидуальной образовательной деятельности. II. Академический текст План 1. Мировые образовательные тенденции. 2. Реформа образования в Республике Беларусь. 3. Закон Республики Беларусь "Об образовании".
1. Футурологи предсказывают, что к середине ХХ! века общество, в котором будет жить население развитых стран, можно будет характеризовать как общество знания. И с большой долей уверенности есть основания полагать, что именно так и случится. Но общество знания – это, прежде всего общество, где приоритет будет иметь сфера образования. На этом цивилизационном этапе именно знания, именно интеллектуальный капитал становится определяющим для хода истории человечества. В силу этого и сфера образования, сохраняя, с одной стороны, функции стабилизации общества, приобретает новое звучание как катализатор цивилизационных изменений. В связи с этим интенсивно развивается международное образовательное пространство, объединяющее национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающихся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении многообразия.
В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции: - образование для всех – ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей; - учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом; - воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу; - личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения; - адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества; - открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения; - разрастание рынка образовательных услуг; - поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов; - существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей. Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО. В результате мировых интеграционных процессов к концу ХХ века сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы.
В мире известны разные модели образования. Среди них: ¨ американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура; ¨ французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура. ¨ немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура; ¨ английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура; ¨ российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж – институт, университет и академия – аспирантура – докторантура. 2. За минувшее десятилетие, особенно во второй половине 90-х годов, в образовании Республики Беларусь произошли существенные изменения. Началась реформа образования. Необходимость ее обусловлена следующими факторами: - Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников. - Повышение качества образования. Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. В условиях информационного общества изменяется самоценностность знаний как таковых. С одной стороны – они становятся более доступными, а с другой получение новых знаний, умений является обязательным для человека на протяжении всей его жизни. Невозможно в школе или другом учебном заведении получить полное, всестороннее образование на всю жизнь. Отсюда вывод. Сохраняя наши достижения в области фундаментального и профессионального образования. Необходимо преобразовать учебный процесс на формирование у школьников и студентов желания и умения самостоятельно получать знания из различных источников информации.
- Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы(1992), преобладающей международной политикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Что касается высшего образования, то согласно Лиссабонской конвенции необходимо начать переход к двухступенчатой подготовке специалистов с высшим образованием (бакалавр(4 года), специалист (5 лет) – 1-ая ступень; магистр – 2-ая ступень) Введение в Белоруссии общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе и вузе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительную возможность для выбора индивидуальной образовательной программы. Реформа образования затрагивает следующие направления: 1. Организационную структуру: - 12-летнее среднее образование - начало обучения с 6-летнего возраста; - введение подготовительного класса; - обязательное 10-летнее обучение в базовой школе; - поэтапный переход к многоступенчатой системе высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру - диверсификацию типов учебных заведений: высший колледж- институт – академия, университет; - интеграция средне специального и высшего образования в рамках университетских комплексов ССУЗ – ВУЗ, лицей – ВУЗ (Табл. 1, прил. 1) 2. Содержание образования: - обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе; - сущностное содержание образования за счет выделения системообразующих понятий, принципов, закономерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устаревшего материала; - Блочно-модульный подход; - изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся; - усиление в образовательном процессе индивидуального компонента содержания образования, реализующего возможность индивидуальной образовательной траектории ученика; - разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, которыми необходимо овладеть учащемуся, студенту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|