Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Современное состояние образования




I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

3. Знания:

- тенденций развития современного образования;

- содержания реформы образования в Республике Беларусь;

- Закона Республики Беларусь "Об образовании";

- сущности государственного образовательного стандарта.

Умения:

- Оценивать влияние мировых образовательных тенденций на отечественное образование;

- Анализировать статьи Закона Республики Беларусь "Об образовании";

- Анализировать основополагающие положения реформы образования в Республике Беларусь на предмет их соответствия мировым образовательным тенденциям.

- адаптировать государственный образовательный стандарт к индивидуальной образовательной деятельности.

II. Академический текст

План

1. Мировые образовательные тенденции.

2. Реформа образования в Республике Беларусь.

3. Закон Республики Беларусь "Об образовании".

 

1. Футурологи предсказывают, что к середине ХХ! века общество, в котором будет жить население развитых стран, можно будет характеризовать как общество знания. И с большой долей уверенности есть основания полагать, что именно так и случится. Но общество знания – это, прежде всего общество, где приоритет будет иметь сфера образования. На этом цивилизационном этапе именно знания, именно интеллектуальный капитал становится определяющим для хода истории человечества. В силу этого и сфера образования, сохраняя, с одной стороны, функции стабилизации общества, приобретает новое звучание как катализатор цивилизационных изменений. В связи с этим интенсивно развивается международное образовательное пространство, объединяющее национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающихся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении многообразия.

В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции:

- образование для всех – ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;

- учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;

- воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;

- личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения;

- адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;

- открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения;

- разрастание рынка образовательных услуг;

- поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов;

- существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей.

Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО.

В результате мировых интеграционных процессов к концу ХХ века сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов. К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы.

В мире известны разные модели образования. Среди них:

¨ американская модель: младшая средняя школа – средняя школа – старшая средняя школа – колледж двухгодичный колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура;

¨ французская модель: единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет, магистратура, аспирантура.

¨ немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет, аспирантура;

¨ английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет, магистратура, аспирантура;

¨ российская модель: общеобразовательная школа – полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж – институт, университет и академия – аспирантура – докторантура.

2. За минувшее десятилетие, особенно во второй половине 90-х годов, в образовании Республики Беларусь произошли существенные изменения. Началась реформа образования. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

- Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.

- Повышение качества образования. Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. В условиях информационного общества изменяется самоценностность знаний как таковых. С одной стороны – они становятся более доступными, а с другой получение новых знаний, умений является обязательным для человека на протяжении всей его жизни. Невозможно в школе или другом учебном заведении получить полное, всестороннее образование на всю жизнь. Отсюда вывод. Сохраняя наши достижения в области фундаментального и профессионального образования. Необходимо преобразовать учебный процесс на формирование у школьников и студентов желания и умения самостоятельно получать знания из различных источников информации.

- Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы(1992), преобладающей международной политикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Что касается высшего образования, то согласно Лиссабонской конвенции необходимо начать переход к двухступенчатой подготовке специалистов с высшим образованием (бакалавр(4 года), специалист (5 лет) – 1-ая ступень; магистр – 2-ая ступень) Введение в Белоруссии общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе и вузе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительную возможность для выбора индивидуальной образовательной программы.

Реформа образования затрагивает следующие направления:

1. Организационную структуру:

- 12-летнее среднее образование

- начало обучения с 6-летнего возраста;

- введение подготовительного класса;

- обязательное 10-летнее обучение в базовой школе;

- поэтапный переход к многоступенчатой системе высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру

- диверсификацию типов учебных заведений: высший колледж- институт – академия, университет;

- интеграция средне специального и высшего образования в рамках университетских комплексов ССУЗ – ВУЗ, лицей – ВУЗ (Табл. 1, прил. 1)

2. Содержание образования:

- обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе;

- сущностное содержание образования за счет выделения системообразующих понятий, принципов, закономерностей с одновременной разгрузкой за счет второстепенного или устаревшего материала;

- Блочно-модульный подход;

- изменение подходов к содержанию образования как к образовательной среде для личностного развития учащихся;

- усиление в образовательном процессе индивидуального компонента содержания образования, реализующего возможность индивидуальной образовательной траектории ученика;

- разработка деятельностного компонента содержания образования, то есть включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, которыми необходимо овладеть учащемуся, студенту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...