Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Дидактический практикум




1. Педагогика — наука об обучении и воспитании, практика обучения и воспитания, искусство обучать и воспитывать, учебный предмет в системе профессионального образования. Чем и как, по вашему мнению, связаны эти ипостаси педагогики? Нужно ли педагогическое искусство теоретику-ученому? Может ли оно стать предметом освоения студентами? Исследование педагогических явлений (характеров, поступков, ситуаций, процессов и пр.) – удел только специалистов-ученых или учителей тоже? И тех, и других? В обоих случаях: в чем общее и в чем различие?

2. Самообразование — самостоятельное и целенаправленное овладение информацией, реализация жажды познания, с важнейших духовных потребностей человека. Всякое ли о с книгой и только ли оно удовлетворяет эту потребность? Периодическое, от случая к случаю посещение музея, театра, концертного зала — самообразование? Имеют ли самообразование, усилия того или иного человека общественное значение? Да, почему?

Ваше мнение: какая информация лучше усваивается и доставляет больше удовлетворения — та, что получена в школе, музее по программе, под опрос или контрольную, под зачет, экзамен или обретенная по "самопрограмме", по собственному желанию? Корректен ли такой вопрос?

Вы занимаетесь самообразованием? Удовлетворены им? Да, нет — почему?

3. Есть такая отрасль педагогики — андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: пред­метом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие в техно­логии, методике воспитания детей и воспитания взрослых? Если вы — взрослый человек, но не профессионал-учитель, считаете ли вы себя педагогом? А объектом чьего-то целенаправленного влияния? Надо ли воспитывать членов своей семьи, коллег по работе, товарищей по студенческой группе? Если нет, то почему? Если да, то почему и как, чтобы, оберегаясь от дидактизма, не вызывать ответной отрицательной реакции, оставаясь корректным? Hpaвственно ли видеть недостатки другого человека и не помочь их преодолению?

4. Обучение, воспитание, образование... Таковы некоторые ка­тегории педагогики — главные понятия этой науки. Что, с вашей точки зрения, объединяет их, что отличает? Какое из них и почему представляется самым главным? Какие еще понятия могли бы претендовать на то, чтобы выступить категориями педагогики?

5. Иногда говорят: "Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна". В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. Назовите и ранжируйте — по критерию про­дуктивности — связи педагогики с другими науками. Покажите их взаимное обогащение.

Творческие задания:

1 Напишите эссе-размышление.

«Педагогика: наука или искусство?» Аргументируйте.

2. Подготовьте две краткие публикации, в которых раскрываются взаимоотношения между а) педагогикой и философией; б) между педагогикой и психологией.

Публикации должны быть выполнены в форме выводов-тезисов.

3..Подготовьте памятку-рекомендацию для педагога, использующего в своем исследовании материал психологии.

4. Мини-исследование.

Педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. Подумайте, оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук?

Свой ответ подробно аргументируйте.

5. Эссе-рассуждение.

Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке. Значение каких наук возрастет? Какие научные дисциплины могут (должны) появиться?

6. Подготовьте мини-сочинение: «Роль педагогических знаний в моем профессиональном становлении».

Литература

Основная:

1. Афонина Г.М. Педагогика. Ростов – на- Дону, 2002. с. 6-24.

2. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. С. 10-41

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 2002. С. 3 - 14, 58-60, 71-80.)

4. Смирнов В.И. Общая педагогика. - М., 1999.

 

Дополнительная литература:

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 199

Из истории педагогики

Из данного раздела можно узнать об истории педагогики как науки, об её становлении и развитии, представителей, а так же различные школы и подходы.

http://zt1.narod.ru/frolov-1.htm

http://ido.kemsu.ru/ntp_kemgu/our/56/kurs_lek/lek1.htm

 

Предмет педагогики

Из данного раздела можно узнать, что представляет собой педагогика как наука, что она изучает.

http://ido.kemsu.ru/ntp_kemgu/our/56/kurs_lek/lek1.htm

 

Основные категории педагогики

http://www.mifp.ru/pedagogika/Themes_text/THeme2_text.htm

 

Система педагогической науки

Из данного раздела можно узнать разделы, которые включает в себя педагогическая наука, а так же отрасли современной педагогической науки.

http://ido.kemsu.ru/ntp_kemgu/our/56/kurs_lek/lek1.htm

 

Тема 2. Образование как социокультурный феномен

I. Ожидаемые результаты образовательной деятельности студента

Результатом Вашей работы с предлагаемым учебным модулем должно стать:

Ø Знания:

- Содержательной трактовки понятия образования;

- аспектного подхода к понятию образование;

- структуры системы образования Республики Беларусь;

- сущности образования как результата обучения.

Ø Умения:

- Анализировать ценностные аспекты образования;

- Работать с текстом;

- Проецировать результативный аспект образования на свою образовательную деятельность;

- Находить пути решения глобальных проблем человечества в организации жизнеутверждающего образования.

II. Академический текст

План

1. Аспектный подход к понятию образование.

2. Образование как ценность.

3. Образование как процесс и система.

4. Образование как результат.

5. Глобальные проблемы 21 века вызов сфере образования.

 

1.

Образование это фундаментальное понятие, имеющее отражение не только в педагогике, но и в антропологии, философии и других науках о человеке. Не существует единой трактовки понятия «образование». В каждом случае определение отражает какую-то одну или несколько граней этого понятия, среди которых выделяются следующие:

а) Образование по отношению к различным субъектам: отдельному человеку, группе учеников, коллективу, личности, обществу, государству, человечеству и др.

б) Образование как воздействие на личность, и образование как развитие личности.

в) Образование как образовывание ученика, то есть процесс и результат его самообразования.

с) Образование в соотношении с воспитанием. Образование в соотношении с развитием и с обучением.

г) Образование как процесс и как результат.

д) Образование как система образовательных структур -.по отношению к конкретному ученику образование есть процесс и результат его развития, воспитания, обучения.

 

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Основные функции образования.

1. Образование - это способ передачи накопленных знаний человеку, способ вховдения в мир науки и культуры.

2. Образование - это среда общения (образовательная среда, сформированная в школе, в вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе).

3. Образование - это средство развития и становления человека как личности и профессионала, это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее самоутверждения.

4. Образование - это средство обеспечения преемственности поколений.

5. Образование - фактор социального прогресса, так как обеспечивает взаимосвязь науки с производством.

В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство и развитие. Воспроизводство всего общественного опыта, культуры в новых поколениях. Развитие с помощью образования личности человека.

Рассматривая образование как социокультурный феномен можно выделить по меньшей мере четыре аспекта его содержательной трактовки:

· Образование как ценность;

· Образование как система;

· Образование как процесс;

· Образование как результат.

Конечно, такое аспектное разделение понятия «образование» не означает нарушение его целостности. Понять и оценить истинную сущность образования, как сложного, многопланового явления можно лишь в единстве и дополнении этих аспектных характеристик.

 

Образование как ценность. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Нравственный интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. В этом смысле любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, придания этой сфере приоритетной государственной значимости.

При всей важности коллективистских начал, предопределяющих государственно-общественную ценность образования, они не отражают главного – личностной ценности образования, индивидуально мотивированного и стимулированного отношения человека к своему собственному образованию, его уровню и качеству.

 

3.

В традиционном понимании образование это система образовательных (государственных и частных) учреждений различающихся по самым разным параметрам, прежде всего по уровню и профилю. Структура системы образования Республики Беларусь определена законом Республики Беларусь «Об образовании»

Глава 2 закона "Об образовании" посвящена национальной системе образования, где рассмотрена структура национальной системы образования, включающая в себя:

  • участников образовательного процесса;
  • Образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
  • учреждения образования и другие организации;
  • государственные органы управления образованием.

Согласно. Ст.2 Закона "Об образовании" образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное. Основное образование (ст.7) включает следующие уровни:

- дошкольное образование;

- общее базовое образование;

- общее среднее образование;

- профессионально-техническое образование;

- среднее специальное образование;

- высшее образование;

- послевузовское образование.

Дополнительное образование (Ст.8) может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:

  • внешкольное обучение и воспитание;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. (См. тему 4)

 

4.

Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.

Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, культуру, менталитет.

В современном понимании грамотность — это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек — это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Грамотность — тот необходимый уровень знаний, умений, навыков, творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, который необходим для включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Образованность — это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Категория «профессиональная компетенция» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. В современном и широком понимании культура — это весь накопленный человечеством опыт и все богатство материальных ценностей.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры. И для конкретной личности это не просто процесс восприятия, и сохранения определенных знаний и ценностей. Личность изменяется, развивается по мере вхождения в мир культуры. Поэтому образование - это средство личностного развития

Менталитет — высшая ценность образования и его иерархически высшая цель — формирование менталитета личности и социума. Это те глубинные, «корневые», духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.

 

5.

Еще одна очень важная функция образования, которая особенно актуальна в современном мире - это разрешение глобальных проблем человечества при помощи повышения культуры и ответственное людей за свою жизнь, за свой Дом. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования глобальной стратегии образования человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования).

Будущее цивилизации зависит не от все более изощренных материальных носителей человеческого разума. Лишь при творческом, нравственном включении человека в процесс созидания материальные творения человеческого разума могут быть использованы во благо, а не во зло. В извечной борьбе созидательных и разрушительных сил, результат которой и определяет будущее, решающее значение приобретают духовные, нравственные факторы. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие приоритеты.

Образование влияет на экономику, культуру, политику, науку. Именно система образования способна оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, находить свои возможности решения локальных или глобальных проблем.

В современном мире речь идет в буквальном смысле о физическом выживании человечества. Вот основные глобальные опасности человечеству:

§ ментальная несовместимость многих человеческих сообществ (религиозные организации, тоталитарные режимы, национальные конфликты, безграмотность примерно 1 миллиарда жителей планеты, различный экономический уровень жизни - число живущих в нищете составляет более 1 миллиарда человек, терроризм);

§ болезни (СПИД, рак, наркомания);

§ надвигающаяся экологическая катастрофа;

§ огромный потенциал ядерного оружия.

Причиной этих проблем отчасти является объективный ход развития общества, но в большей степени - сам человек, потерявший веру в нравственные, духовные ценности, лишившийся жизненных ориентиров и не находящий ответов на важнейшие мировоззренческие вопросы. Только образованию посильна историческая роль в спасительной интеграции между знанием и верой. Только образование может целенаправленно формировать жизнеутверждающие ментальные качества личности и общества.

 

Контролирующий блок

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите два-три варианта трактовок понятия «образование», сравните их между собой и отыщите общие признаки разных дефиниций.

2. Дайте определение понятию «образование», которое выходило бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучаемые в других науках, например, в истории (образование государства), географии (образование гор).

3. Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделите в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.

 

 

«Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. И. Скаткина.М.: Просвещение, 1982. С. 101.   Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т. е. формирование самого себя». Ремезова И. И., Анишина Т. П. Проблема человека в философии образования//Философия образования для XXI иека. — М.: Логос, 1992. -С. 149.
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Краткий педагогический словарь пропагандиста. — М, 1984.С. 157.   Образование есть не что иное, как культура индивида. <...> Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.М.: Школа-Пресс, 1995.С.35.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...