Одностороннее действие нагрузки (отнулевой цикл)
, (3.12) где [n] – требуемыйкоэффициент запаса прочности, [n]= 1,4…2,2; КFL – коэффициент долговечности при изгибе; Кσ – эффективный коэффициент концентрации напряжений у ножки зуба, Кσ = 1,4…1,6; σ-1 – предел выносливости сталей: для углеродистых сталей σ-1 ≈ 0,43 σВ МПа; для легированных сталей σ-1≈ 0,35 σВ + (70…120) МПа. 3.2.4. Переменное направление нагрузки (3.13) 3.3. Определение коэффициента нагрузки
Во все зависимости для определения основных параметров зацепления и напряжений, возникающих при работе передачи, входит не номинальная, а расчетная нагрузка. Мрасч =Мн К = Мн Кдин Ккц, (3.14) где К – коэффициент нагрузки; Кдин – коэффициент динамичности, зависит от величины окружной скорости и точности изготовления; Ккц – коэффициент концентрации нагрузки, учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба за счет деформации валов и колес. При выполнении проектного расчета, когда параметры передачи и окружная скорость еще неизвестны, принимают: при симметричном расположении колес относительно опор К= Кдин Ккц = 1,3; при несимметричном или консольном расположении К= Кдин Ккц = 1,5. После определения размеров передачи значение коэффициента нагрузки уточняют по фактическим данным. 3.4. Назначение коэффициента ширины зуба ψа
Стандарт (ГОСТ 2185-88) устанавливает следующие значения ширины зуба (ψа= в/аw): Таблица 10
Ширина колеса (венец) b2 = aw ψа; ширина шестерни назначается больше – b2 = aw ψа + (4…5) мм.
Определение межосевого расстояния зубчатой передачи и модуля зацепления
Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи определяют по зависимости: , мм (3.15) где [σ]H – допускаемое контактное напряжение в МПа; М1 – номинальный крутящий момент на шестерне в Нмм; U – передаточное число; КП – коэффициент, учитывающий влияние суммарной длины контактных линий на повышение нагрузочной способности передачи, для пряпозубых колес КП =1,0; для косозубых колес: при твердости НВ ≤ 350 и β < 250 КП = 1,35…1,5 (меньшие значения при Z ≤ 20, а большие – при Z1 > 40); при твердости HB > 350, а также при β > 250 независимо от твердости КП = 1,15. Полученное значение аw округляют до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-88 (табл.11). Таблица 11 Стандартные значения межосевого расстояния, мм
Модуль зацепления ориентировочно принимают по зависимости: m = (0,01…0,02)aw, мм. (3.16) Полученное значение модуля округляем до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 9563 – 88 (табл. 12).
Таблица 12 Стандартные значения модуля, мм
Расчет чисел зубьев, фактического передаточного числа и угла наклона зуба Определение числа зубьев Суммарное число зубьев Zc для прямозубых колес: (3.17) для косозубых и шевронных колес: (3.18) Угол наклона зуба β принимают: Для косозубых колес β= 80…150; для шевронных колес β = 250…400. Числа зубьев шестерни и колеса:
Z1= (Zc)/(u+1); Z2 = Zc – Z1 (3.19) Полученные значения чисел зубьев округляют до целых чисел. Рекомендуется для шестерен быстроходных ступеней принимать Z1 = 20…30, а для последующих ступеней Z1 = 17…24. Уточнение фактического передаточного числа. Uф = Z2/Z1 (3.20) Отклонение фактического передаточного числа от проектного (заданного) не должно превышать 3,5%. Проверка условия сборки Для прямозубых колес: , мм, (3.21) Если для прямозубых колес не удовлетворяется условие сборки, то передачу необходимо вписать в стандартное межосевое расстояние за счет коррегирования. Для косозубых колес уточняют фактический угол наклона зуба: , (3.22) При этом угол наклона зуба не подлежит изменению и стандартизации, например β = 13015’ Затем назначают степень точности передачи (табл. 13), ориентируясь на окружную скорость: , м/с (3.23) Таблица 13 Рекомендуемая степень точности изготовления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|