Проверка действительных контактных напряжений
Проверка действительных контактных напряжений выполняется после уточнения величины коэффициента нагрузки и определения геометрических размеров зубчатых колес по зависимости: , МПа (3.24) где К – уточненное значение коэффициента нагрузки; U – фактическое передаточное число. Затем необходимо рассчитать отклонение действительного контактного напряжения σН и [σ]Н, отклонение не должно превышать +5…- 20%. При перегрузке необходимо увеличить межосевое расстояние до ближайшего большего из стандартного ряда. Проверка прочности зубьев шестерни и колеса на изгиб Проверка изгибных напряжений производится по формуле: , МПа (3.25) где Р – окружное усилие, Н; Y – коэффициент формы зуба, определяется в зависимости от числа зубьев: действительного для прямозубых колес и эквивалентного (Zv) для косозубых и шевронных колес (Zv= Z/ cos3β), см табл. 14; КП – коэффициент повышения нагрузочной способности на изгиб косозубых и шевронных колес (его значения такие же, как и для расчета на контактную прочность): mn - нормальный модуль (стандартный модуль), мм. В зависимости от Zv по табл. 14 находят Y и на изгиб рассчитывают зубья того из пары сцепляющихся колес, для которого произведение Y[σ]F меньше.
Таблица 14 Коэффициент формы зуба Y
Усилия, действующие в цилиндрическом косозубом зацеплении
Окружное усилие: P = 2M1/d1, d1 = mnZ1 (3.26) Радиальное усилие: R = P tgα/cosβ, (3.27) где α – угол зацепления, α – угол зацепления, α = 200 Осевое усилие: Q = Ptgβ. (3.28) 4. Последовательность расчета Определение диаметра колеса
Допускаемые контактные напряжения определяют также, как для цилиндрических колес. При расчете конической передачи коэффициент нагрузки принимают равным К = 1,5 из-за консольного расположения конической шестерни. Требуемый внешний делительный диаметр колеса из условия контактной прочности равен: , мм (4.1) где М1 – крутящий момент на валу шестерни, Н´мм; [σ]H – допускаемое контактное напряжение, Н/ мм2; ΨRe – коэффициент ширины венца (при проектном расчете ΨRe ≤ 0,3); КП – коэффициент нагрузочной способности конических колес, для прямозубых колес КП = 0,85, для косозубых колес КП = 1,2…1,3. Полученное значение de2 округляем до стандартного значения из ряда: 50; (56); 63; (71);80; 90; 100; (112); 125; (140); 160; (180); 200; (225); 250; 280; 315; 335; 400… Определение числа зубьев шестерни и колеса Число зубьев шестерни обычно назначают в пределах: Z1= 18… 20. Более точно число зубьев можно определить по данным табл. 15. Число зубьев колеса: Z2 =Z1 ´ U Таблица 15 Рекомендуемое минимальное число зубьев шестерни
Определение внешнего (окружного) модуля передачи и фактического передаточного числа Внешний окружной модуль конической передачи равен: , мм (4.2) Полученное значение модуля mte необходимо округлить до ближайшего стандартного значения (табл. 15). Уточняют фактическое передаточное число:
Z2 =de2/mte, Z1 =Z2/U, Uф= Z2/Z1. Отклонение полученного фактического передаточного числа от стандартного допускается в пределах ± 3%. 4.4. Определение внешнего конусного расстояния Внешнее конусное расстояние (по принятому модулю mte): , мм. (4.3) Ширина венца b = ψRe´Re, мм Уточняют угол βm (средний угол наклона зуба на делительном конусе). Для этого сначала определяют βe – наружный угол наклона зуба на делительном конусе по соотношению: , (4.4) Определение углов делительных конусов и среднего окружного модуля
Углы делительных конусов: , , δ1 + δ2 = 900 (4.5) Средний окружной модуль mtm: , мм. (4.6) Средний нормальный модуль mnm: , мм. (4.7)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|