Классификация двигателей постоянного тока
Двигатели постоянного тока классифицируются в зависимости от способа соединения обмотки возбуждения с якорем:
1. Двигатель параллельного возбуждения (если напряжение обмотки возбуждения иное, то такой двигатель называется двигателем независимого возбуждения).
2. Двигатель последовательного возбуждения.
3. Двигатель смешанного возбуждения.
1. Двигатели параллельного возбуждения

Принципиальная схема включения двигателя параллельного возбуждения представлена на рис. 43. Для пуска используется пусковой реостат (п. р.). Свойства двигателя определяются его характеристиками.
1.Скоростная характеристика, зависимость
,
,

Скоростная характеристика при
называется естественной, рис. 44. Если
, то характеристика называется реостатной. Так как сопротивление якоря
, как правило мало, то с увеличением тока якоря падение напряжения в якорной цепи мало и скорость уменьшается незначительно. Поэтому, естественная характеристика двигателя получается жесткой.
2.Моментная характеристика, зависимость
,
. На рис. 44. Представлена моментная характеристика, где 
3.Механическая характеристика, зависимость скорости
от момента,
.
, определим ток якоря
через момент,
, откуда
, это выражение подставим в исходное уравнение, получим механическую характеристику:
,
.
Механические характеристики при разных сопротивлениях
представлены на рис. 45, где
, т. е. механическая характеристика при
также жесткая. Это определяет область использования этих двигателей (трансмиссии, вентиляторы, системы ГД для привода станков).
Условия устойчивой работы агрегата
Основное уравнение движения электропривода
.
Установившийся процесс, когда
,
,
,
Если
,
,
.
Если
,
,
.
условием устойчивой работы агрегата является:
, точка
будет соответствовать устойчивой работе агрегата.
4. Рабочие характеристики, это зависимость
.
Рабочие характеристики двигателя – это зависимость потребляемой мощности

, тока

, кпд, скорости и момента от мощности на валу.
2. Двигатели последовательного возбуждения

Обмотка возбуждения двигателя включена последовательно с якорем, рис. 45а. Ток якоря равен току возбуждения. Поэтому обмотка возбуждения имеет большое сечение и малое число витков. Последовательное соединение обмотки возбуждения является отличительной особенностью этого двигателя и влияет на вид характеристик. С увеличением тока якоря, увеличивается поток, скорость двигателя резко падает, т. е. получается мягкая скоростная характеристика, рис. 46.
1.Скоростная характеристика
,
. В общем виде, за счет насыщения, не имеет решение, аналитическое выражение скоростной характеристики можно получить только для ненасыщенной машины, когда
, рис. 46.
Момент
, при
,
, т. е. если ток нагрузки возрастает в 2 раза, то момент в 4 раза. Это условие и определяет область применения этих двигателей, т. е. используются там, где при пуске нужен большой пусковой момент (тяговый привод). Скоростная характеристика при
, запишется:
.
2. Моментная характеристика,
,
, при
,
, рис. 46.
3. Механическая характеристика,
. Аналитическое выражение характеристики может быть записано при условии
.
,
,
, если подставить ток
в исходное уравнение, получим:
,
, где
.
Общий вид механических характеристик представлен на рис. 47.
Двигатель последовательного возбуждения пойдет на разнос при работе его в холостую. Это может привести к механическим поломкам двигателя. Поэтому, минимальный ток двигателя должен быть не менее
.
3. Двигатель смешанного возбуждения

Принципиальная схема включения двигателя представлена на рис. 48. В зависимости от того, какая из обмоток преобладает по потоку, двигатели подразделяются на две разновидности:
1)Двигатель параллельного возбуждения с добавочной, последовательной обмоткой. Характеристики такого двигателя приближаются к двигателю параллельного возбуждения, рис. 49. Характеристика (1), естественная. Характеристика (2) соответствует встречному включению потоков
, при согласном включении,
получаем характеристику (3).
2)Двигатель последовательного возбуждения с добавочной параллельной обмоткой. Характеристики такого двигателя приближаются к характеристикам двигателя последовательного возбуждения. Характеристика 4 - характеристика двигателя последовательного возбуждения, характеристика 5 - характеристика двигателя смешанного возбуждения, при этом, обмотки включаются только согласно. Такая характеристика имеет скорость идеального холостого хода и двигатель не пойдет в разнос при холостом ходе. У такого двигателя частота вращения и момент зависят от двух потоков.
,
.
При согласном включении обмоток, при том же токе якоря, можно получить повышенный момент. Такой двигатель используется для тяговых установок и там, где имеются резкие изменения нагрузки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: