Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарождение философской мысли. Античная философия




ПО ФИЛОСОФИИ


Пояснительная записка

В данных методических материалах предусмотрены задания как для самостоятельной работы студентов во время подготовки к семинарским (практическим) занятиям, так и для написания контрольных и самостоятельных работ.

Структура заданий 1 цикла состоит из 14 модулей, каждый из которых представляет собой проработку ключевых тем и понятий государственного образовательного стандарта.

В состав каждого модуля входят задания 3-х типов:

1) теоретический вопрос

2) практический вопрос

3) набор тестовых заданий.

Требования к выполнению контрольной работы

1. Ответ на первый (теоретический) вопрос должен представлять собой развернутый и аргументированный материал, самостоятельно подготовленный студентом на основе изучения 2-3 источников. Это могут быть учебники по философии (см. список литературы к курсу), справочные издания, энциклопедические словари, первоисточники. Студенту следует обязательно в заключении ответа на данный вопрос указать, какой литературой он пользовался. Ответ должен быть распечатан: требование – 14 кегль, полуторный интервал, объем 3-4 страницы.

2. Ответ на практический вопрос представляет собой рассуждения студента, в которых он должен проявить умение творчески и критически мыслить, уметь сравнивать философские школы и традиции, приводить собственные аргументы.

3. Ответ предполагает правильные ответы на тестовые задания, т.е. ключевые понятия, которые студент должен усвоить после самостоятельного изучения определенной темы.

Критерии оценок ответов для преподавателя за 1 и 2 задания:

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 5 (отлично)

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются);

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

3) дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) проблема раскрыта на бытовом уровне;

3) сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) представлена собственная точка зерния по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

2) проблема не раскрыта

или

3) дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания».

Что касается оценивания правильности тестовых заданий, то они оцениваются следующим образом: правильный вариант ответа – 1 балл, не правильный – 0 баллов.

 

Всего в каждом модуле 20 заданий. В результате:

Баллы переводятся в % (процентное) содержание, исходя из того, что 20 набранных баллов составляют 100 %.

100% - 70 % - 20-14 баллов – 5 (отлично)

69% - 50% - 13-10 баллов – 4 (хорошо)

49% - 30% - 9-6 баллов – 3 (удовлетворительно)

менее 30% - неудовлетворительно.

Оценки суммируются, при спорных оценках более учитываются ответы на вопросы № 1 и № 2.

МОДУЛЬ 1.

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Прочитайте высказывания средневековых философов о предмете философии.

Аврелий Августин (354-430). «Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь (ибо мудрость у бога, и человеку доступна быть не может), однако, если достаточно утвердишь себя в любви к ней и очистишь себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею» (Антология… 1, 2. с. 593).

Иоанн Дамаскин (ок. 675- ок. 750) дает шесть определений философии: «Философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего. И еще: Философия есть познание вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых. Далее, философия есть помышление о смерти, как произвольной, так и естественной… далее, философия есть уподобление богу. Уподобляемся же мы богу через мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость… Философия есть искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало каждого искусства. Через нее изобретается всякое искусство и всякая наука… Далее, философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть бог. А потому любовь к богу есть истинная философия». «Разделяется же философия на умозрительную и практическую. Умозрительная в свою очередь делится на богословие, физиологию и математику; практическая же – на этику, домостроительство и политику» (Антология… 1, 2. с. 622, 623).

Какое из определений предмета философии на Ваш взгляд более точно отражает специфику философского мышления сегодня в XXI веке, почему? Ответ обоснуйте.

 

2. О древнегреческом философе Фалесе рассказывают легенду:

Как-то Фалес, прогуливаясь по улицам города, загляделся на небо и упал в яму. Старушка, свидетельница этого происшествия, зная, кто свалился в яму, с удовольствием заметила, что подобные мудрецы вряд ли увидят что-нибудь полезное на небе, коль они не видят, что у них под ногами.

Каков смысл этой легенды? Может ли человек обойтись без философии?

ТЕСТ

Мировоззрением чаще всего называют взгляд на мир и мироотношение человека, который

- целостен и обусловлен системой жизненных ценностей

- составлен всеми наличными знаниями о бытии

- сводится к системе моральных предписаний

- тожедествен философским взглядам

- является научной картиной мира

Устойчивая система взглядов на мир в целом, определяющая жизненную стратегию, - это:

- миропредставление

- миропонимание

- мировоззрение

- мировосприятие

- мироощущение

Форма мировоззрения, включающая в себя прежде всего повседневный опыт людей:

- жизненно-практическая

- философская

- религиозная

- техническая

- научная

Нерациональная форма сознания:

- заблуждение

- вымысел

- легенда

- миф

Философия отличается от мифа

- научным характером рассуждений

- наличием позитивных знаний

- акцентом на рефлексию

- истинностью познания

Концепцию «осевого времени», когда, в частности, стала формироваться философия, создал

- Данилевский

- Дюркгейм

- Хайдеггер

- Шпенглер

- Ясперс

- Вебер

Сциентизм – мировоззренческая позиция, исходящая из убеждения, что:

- следует воздерживаться от любых суждений

- человеку недоступно достоверное знание

- рано или поздно наука все объяснит

- возможности науки ограничены

- наука превыше всего

Термин «философия» по-русски означает

- мудрость

- премудрость Божия

- любовь к мудрости

- мысли мудрецов

- учение о мире и человеке

Философские проблемы характеризуются как

- экспериментально-научно решаемые

- окончательно разрешимые

- математически выразимые

- ценностно нагруженные

- устаревшие

- «вечные»

Всякая философия отличается от мифологии и религии своим

- сакральным отношением к авторитетным текстам

- рационально-теоретическим подходом к миру

- наглядно-образным мировосприятием

- преклонением перед Абсолютом

- радикальным фидеизмом

Главным источником философского знания, по Сократу, является

- ощущение постоянной духовной неудовлетворенности

- изучение жизни людей и общества

- знание о неизбежности смерти

- процесс познания природы

- процесс углубления в себя

Онтология есть философское учение о

- законах и формах мышления

- происхождения Вселенной

- материальных вещах

- языковых играх

- бытии

Предметом гносеологии является

- наука как форма общественного сознания

- правила логического вывода

- возможности и процесс человеческого познания

- принципы бытия

- психические типы людей

Социальная философия изучает

- законы общества и его исторические формы

- правила и нормы поведения людей

- историю и типологию государств

- социальную психологию

- социальную идеологию

Учение о сверхчувственной, вечной и неизменной первооснове вещей и явлений

- натурфилософия

- диалектика

- метафизика

- софистика

- физика

Философская дисциплина о ценностном мироотношении человека

- социальная философия

- праксеология

- гносеология

- аксиология

- онтология

методологическая функция философии в целом состоит в

- определении основных методов познания и преобразования мира

- привитии всем ученым диалектического стиля мышления

- определении только методов философского мышления

- отборе правильных способов человеческого общения

- разработке конкретнонаучной методики

Практическая функция философии в первую очередь проявляется в ее

- этической направленности, обосновании норм морали

- стремлении научить ясно излагать убеждения и цели

- критике существующей государственной власти

- идейном воздействии на правящую элиту

проектах общественных преобразований

гуманистическая функция философии состоит в ее предложении

- полагать права человека выше прав народов

- радикально изменить природу человека

- совершенствовать и возвышать человека

- любить человека таким, каков он есть

- считать, что человек превыше всего

Функция философии, связанная с разработкой возможных сценариев будущего, называется

- мировоззренческой

- прогностической

- теоретической

- практической

- критической

МОДУЛЬ 2

ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Знаменитый ученый и гуманист Б. Паскаль (1623-1662) говорил о Платоне и Аристотеле: «Они писали как бы играючи, когда развлекались сочинением: один – «Законов», а второй – «Политики»… За политические писания они брались так, как берутся наводить порядок в сумасшедшем доме».

Что имел виду автор, говоря о творчестве Платона и Аристотеля? Согласны ли вы с подобным мнением? Какие аргументы вы можете привести, защищая свое мнение?

2. В Древней Греции высочайшим авторитетом пользовались изречения «семи мудрецов», почитаемых мыслителей и государственных деятелей (Клеобула, Солона, Хилона, Фалеса, Питтака, Бианта, Периандра). Их афоризмы, начертанные на стене Дельфийского храма, можно сказать, были жизненным кредо древних греков. Вот некоторые из этих афоризмов.

Мера лучше всего; Отца надо уважать; Удовольствие обуздывай; Силой не делай ничего; Врага народа считай супостатом; С женой не бранись и не любезничай при чужих; За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю; Родители всегда правы; Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам; О богах говори, что они существуют; Большинство людей дурны; Люби законы старые, а яства свежие; Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов; Знай себя; К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть; Обуздывай гнев; если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.

Дайте обобщенную характеристику человека, придерживающегося этих рекомендаций. Какие из них, на ваш взгляд, актуальны и сегодня, а какие устарели? Свой ответ поясните.

 

ТЕСТ

Философия возникла в

- эпоху Возрождения

- средние века

- новое время

- античности

- XX веке

Правильная последовательность основных периодов в истории философии

1. эпоха Возрождения

2. нового времени

3. средневековая

4. современная

5. античная

Рационалистическая нерелигиозная философия берет начало в Древней (ем)

- Японии

- Греции

- Китае

- Индии

- Риме

Первая древнегреческая философская школа

- Пифагорейцы

- Мегарская

- Элейская

- Милетская

- Киренаики

Первым обратился к онтологической проблематике

- Аристотель

- Парменид

- Эмпедокл

- Платон

Первых греческих философов интересовала прежде всего проблема

- построения идеального государства

- первоначала космоса

- законов истории

- метода познания

- человека

Философское течение в Древней Греции, ярким представителем которого был Протагор:

- пифагорейцы

- атомистика

- майевтика

- софистика

- элеаты

Самый универсальный мыслитель среди древнегреческих философов:

- Аристотель

- Пифагор

- Сократ

- Платон

- Фалес

Автор изречения «Платон мне друг, но истина дороже»:

- Аристотель

- Демокрит

- Диоген

- Пиррон

- Эпикур

Автор изречения: «Знаю, что не знаю»:

- Анаксагор

- парменид

- Эмпедокл

- Протагор

- Сократ

Автор изречения: «Все вещи были вперемешку, затем разум их упорядочил»:

- Анаксагор

- Парменид

- Демокрит

- Гераклит

- Фалес

Автор изречения «Все течет и все изменяется»:

- Анаксимандр

- Анаксимен

- Гераклит

- Пифагор

- Фалес

Автор изречения: «Пока мы существуем, нет смерти»:

- Эмпедокл

- Протагор

- Сократ

- Эпикур

- Пиррон

Первоначалом сущего считал огонь

- Анаксимандр

- Гераклит

- Демокрит

- Протагор

- Сократ

Первоначалом сущего считал воду

- Анаксимандр

- Анаксимен

- Демокрит

- Гераклит

- Фалес

Первоначалом сущего считал апейрон

- Анаксимандр

- Анаксимен

- Демокрит

- Гераклит

- Фалес

Первоначалом сущего считал воздух

- Фалес

- Анаксимандр

- Анаксимен

- Гераклит

- Демокрит

Первоначалом сущего считал атомы

- Анаксимандр

- Анаксимен

- Демокрит

- Гераклит

- Фалес

По Пармениду бытие это

- то же, что и мысль о бытии

- абстрактное понятие

- то, что чувственно воспринимаемо

- множественно и делимо

Кто автор изречения: «Человек – мера всех вещей»

- Сократ

- Гераклит

- Аристотель

- Протагор


МОДУЛЬ 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...