Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская отечественная философия




1. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловечества так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом… Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

2. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода?

- «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

- «Евразия – это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия – это и Европа, и Азия, и помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

- «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет».

(Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Г, Флоренский).

 

ТЕСТ

Западники:

- Чернышевский

- Достоевский

- Киреевский

- Белинский

- Хомяков

- Самарин

- Герцен

Учение о грядущем переходе от биосферы к ноосфере развивал

- К.Э. Циолковский

- В.И. Вернадский

- Н.Ф. Федоров

- Л.Н. Гумилев

- Н.К. Рерих

Представитель философии интуитивизма в России:

- Г.В. Плеханов

- А.А. Богданов

- Н.О. Лосский

- В.В. Розанов

- И.А. Ильин

Течение, проповедовавшее сближение образованного общества с народом на религиозно-этической основе:

- народничество

- почвенники

- славянофилы

- западники

- кадеты

Представители почвенников:

- Чернышевский

- Достоевский

- Хомяков

- Чаадаев

- Страхов

Русский мыслитель, основоположник культурологической трактовки хода истории:

- Данилевский

- Циолковский

- Флоренский

- Вернадский

- Чижевский

Учение русских мыслителей о космическом всеединстве жизни называется

- почвенничество

- универсализм

- консерватизм

- либерализм

- космизм

Представители марксизма в русской философии

- Вернадский

- Флоренский

- Чижевский

- Плеханов

- Ленин

Представители русской философии в советский период

- Н.Г. Чернышевский

- П.А. Флоренский

- В.С. Соловьев

- А.Н. Радищев

- А.Ф. Лосев

К русским славянофилам относится

- Чернышевский

- Ломоносов

- Хомяков

- Чаадаев

- Герцен

Правильная хронологическая последовательность персоналий

1. Ломоносов

2. Соловьев

3. Чаадаев

4. Радищев

5. Бердяев

6. Герцен

7. Лосев

Главными идеологами революционного народничества были

- Аксаков

- Самарин

- Бакунин

- Лавров

- Ткачев

- Герцен

- Ленин

Идея всеединства – исходный пункт философии

- Михайловского

- Белинского

- Соловьева

- Писарева

- Герцена

В русской философии идея разнообразия типов культур глубоко разработана

- Чернышевским

- Данилевским

- Достоевским

- Плехановым

- Страховым

Как называется главное произведение П.А. Флоренского

- «Столп и утверждение истины»

- «Смысл жизни»

- «Оправдание добра»

- «Афины и Иерусалим»

Кто является автором книги «Свет невечерний. Созерцания и умозрения»

- Л. Шестов

- Н. Бердяев

- С. Булгаков

- Вл. Соловьев

Основной тезис философии Л. Шестова

- понимаю, чтобы верить

- вера дает основу для познания

- верю, чтобы понимать

- вера и разум дополняют друг друга

- несовместимость веры и разума

Назовите основную черту русской философии

- эмпиризм

- позитивизм

- нравственно-религиозный характер

- рационализм

«Всеединство» в философии Вл. Соловьева означает

- учение о сущности единого общества

- единство природы и единство человека

- единство природы и общества

- единство Бога со всем миром

Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Н. Толстого означает

- Бездействие

- Сотворение добра

- Непричинение зла другому

- середина между добром и злом


МОДУЛЬ 6

ОНТОЛОГИЯ: БЫТИЕ, СУЩЕСТВОВАНИЕ, РЕАЛЬНОСТЬ

1. Прочитайте следующий текст и постарайтесь ответить на поставленные вопросы:

«У великого истока европейской мысли стоит учение о бытии, представленное Парменидом в его философской поэме. Оно задает более поздним поколениям бездонный вопрос, так что уже Платон признается, что ему не под силу как следует проникнуть в смысл этого парменидовского бытия. Современное исследование остается при спорных мыслях… Так, справедливо возражать, что под бытием здесь понимается Вселенная, совокупность существующего, о которой ионийцы спрашивали, говоря о la panta (всеединство, совокупное целое, что есть). А между тем вопрос, является ли бытие Парменида началом верховного философского понятия или сборным названием всего существующего, не поддается решению в смысле альтернативы. Вместо этого необходимо заново почувствовать языковую необходимость, которая наша здесь, на могучем взлете мысли, в выражении, существенное».

В чем, собственно, заключается сложность проблемы бытия, когда даже гению Платона оказалось «не под силу как следует проникнуть в смысл парменидовского бытия»? Если «бытие» является лишь «началом верховного философского понятия», то как можно обозначить само это «верховное понятие»? Приведите примеры таких «верховных понятий» из истории философской мысли. Что, на ваш взгляд, значит необходимость «заново почувствовать языковую потребность» в отношениях к проблеме бытия? Возможно ли языковое удовлетворение этой «потребности»? Какие были бы его результаты?

2. Даны три высказывания философов прошлого:

а) «… Существует распространенное между людьми мнение, что дома, реки, горы – словом, все ощущаемые предметы имеют реальное существование, отличное от их воспринимаемости умом. Но что такое вышеупомянутые предметы, как не вещи, воспринимаемые нами в ощущениях?»

б) «Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой… причем здесь нет физического процесса порождения, а есть лишь порождение… внутренней идеи, составляющей основу природы… Природа есть идея в форме инобытия».

В) «Начало Вселенной – атомы и пустота… Миров бесчисленное множество… И атомы бесчисленны по разнообразию величин и по множеству; носятся же они по Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля».

Выделите основную мысль, выражающую сущность философского воззрения. Постарайтесь определить авторов цитат (Демокрит, Беркли, Гегель).

ТЕСТ

В истории философии учение о бытии НЕ называлось:

- объективная логика

- первая философия

- эпистемология

- метафизика

- онтология

Онтологический плюрализм это

- учение о первооснове всего существующего

- учение о множественности субстанций

- многообразие политических учений

- многообразие точек зрения

- концепция свободы слова

Универсальная основа и единство всего существующего

- субстанция

- причина

- материя

- бытие

- дух

Согласно философии Парменида бытие – это

- единое, неделимое, бесконечное, вечное

- множественное, делимое, конечное

- то, что не предполагает небытия

- то же, что и мысль о бытии

Согласно философии Демокрита, бытие – это

- чувственно воспринимаемый мир вещей

- бытие атомов, движущихся в пустоте

- мир неподвижных бестелесных идей

- пустота, в которой движутся атомы

- сплошное и неподвижное единое

Демокрит трактовал небытие как

- неподвижную бесконечность единого

- бесконечно делимую пустоту

- всю совокупность атомов

- ложные высказывания

- отсутствие атомов

Высшим началом бытия считал «идею блага»

- Аристотель

- Парменид

- Гераклит

- Пифагор

- Платон

Совокупность естественных условий существования человека:

- объективная реальность

- окружающая среда

- общество

- культура

- природа

По Канту, правильное толкование тезиса «бытие не является реальным предикатом»:

Бытие

- не есть реальное свойство чего-либо

- есть нереальный предикат

- есть непредикат

- не есть сущее

- непознаваемо

Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта:

- трансцендентное

- иррациональное

- эзотерическое

- виртуальное

- мистическое

Монотеизм утверждает, что Бог

- однажды сотворил мир «из ничего»

- сотворил мир невечный, преходящий

- постоянно продолжает творить мир

- создал мир из материи

- сотворил вечный мир

- не управляет миром

Определение жизни как способа существования белковых тел сформулировал

- Дарвин

- Геккель

- Кабанис

- Энгельс

- Сеченов

Вопрос «быть или не быть – вот в чем вопрос» классически поставил

- отец Сергий Булгаков

- Иоанн Богослов

- Василий Великий

- Фома Аквинский

- Уильям Шекспир

Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается

- иерархичность

- дискретность

- длительность

- обратимость

- цикличность

В субстанциальной концепции время определяется как

- внешнее условие существования материальных объектов

- последовательность наших субъективных состояний

- смена внутренних состояний объектов

- особое свойство материальных систем

- мера движения

В реляционной концепции время понимается как

- объективная последовательность мировых событий

- размножение и бесконечное повторение года

- смена порядка сосуществования объектов

- «мировые часы», единые для всех мест

- причина движения материи

- чистая длительность

- атрибут материи

Понятие времени как «пустого вместилища событий» предложено

- Эмпедоклом

- Августином

- Ньютоном

- Галилеем

- Беркли

Представление о времени как числе равномерных движений ввел

- Лукреций Кар

- Аристотель

- Эпикур

- Плотин

- Сенека

Сторонниками реляционной концепции времени были

- Эйнштейн

- Парменид

- Демокрит

- Лейбниц

- Пуанкаре

- кант

- Юм

Существующее исключительно в себе и благодаря себе философы обычно называют

- субординацией

- субстанцией

- сущностью

- субъектом

- судьбой


МОДУЛЬ 7

МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ

1. Прочитайте внимательно следующий текст:

«Другой простой пример – аристотелевское понятие материи. Говоря теперь «материя», мы, конечно, неимоверно далеки от понимания того, что, собственно, хочет сказать своим понятием Аристотель. На самом деле, первоначально лес, который применяется для мелких работ в строительстве, понимается Аристотелем как онтологический принцип. В том, что греки подняли это слово на одно из центральных мест в философии, выявился их технический дух. Они видят в форме (эйдасе) выход технического достижения, которое преобразует нечто неоформленное. Но мы недооценили бы Аристотеля, решив, что такое массивное понятие существующего в себе и для себя материала… будто и есть аристотелевский смысл. Этим массивным понятием из сферы ремесла Аристотель хотел описать онтологические взаимоотношения, структурный момент бытия, который выполняет свою функцию во всяком мышлении и познании истинного. Он хотел показать, что познавая и определяя нечто как нечто, мы всегда имеем ввиду пока что не определенную вещь, которую мы только отграничиваем путем дополнительной детерминации от всего другого…»

Постарайтесь вспомнить представления о материи, характерные для эпохи средневековья, Нового времени, современности. Не могли бы ВЫ выяснить, какой дух выявился в этих представлениях (в частности, в известном ленинском определении)? Насколько важен выбор имени (слова) для обозначения понятия «материя»? Характерен ли такой выбор (мастерство выбора) для философии «диалектического материализма»? Продемонстрируйте на историко-философском материале многообразие в выборе имени для «материи».

2. Сравните следующие положения, высказанные представителями одного и того же философского направления:

а) «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда «объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является таким образом, чем-то чувственно существующим».

б) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Во всем ли совпадают взгляды авторов на «материю» (судя по приведенным выше высказываниям)? Если допустить, что перед Вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли Вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли Вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?

 

ТЕСТ

Неизменная основа предметов

- субстанция

- сущность

- причина

- материя

- флюид

Строительный материал всякого уровня бытия –

- содержание

- структура

- вещество

- материя

- субстрат

Во всех учениях о пространстве атрибутивным свойством пространства признается

- бесконечность

- протяженность

- непрерывность

- дискретность

- конечность

Конечная либо бесконечная совокупность мест в философии называется

- протяженность

- пространство

- хронотоп

- вектор

- аспект

Точка зрения, с которой рассматривается какой-либо объект:

- пространство

- хронотоп

- позиция

- вектор

- аспект

Отрезок определенной длины и направления

- хронотоп

- интервал

- метрика

- вектор

- аспект

Отдельный пространственно-временной интервал

- хронотоп

- хронос

- локус

- топос

- темп

Наука об измерении времени:

- учение о хромосомах

- хроматография

- хронометраж

- хронология

Наука о неизменных свойствах геометрических фигур

- топография

- тонометрия

- топонимика

- топология

Философская концепция о существовании пространства и времени как самостоятельных сущностей:

- феноменологическая

- Гносеологическая

- субстанциональная

- динамическая

- реляционная

Философская концепция, рассматривающая пространство и время как систему отношений между объектами:

- субъективно-антропологическая

- феноменологическая

- субстанциональная

- гносеологическая

- реляционная

Философская концепция, рассматривающая пространство и время исключительно как субъективные явления:

- феноменологическая

- праксеологическая

- субстанциональная

- аксиологическая

- реляционная

Соответствие между мыслителями и их суждениями о пространстве

L1: Демокрит

L2: Лейбниц

L3: Ньютон

L4: Беркли

L5:

R1: Пространство есть иллюзия, возбуждаемая потоком дхарм

R2: Пространство есть небытие, пустота, отсутствие атомов

R3: Пространство есть порядок наших восприятий, идей

R4: Абсолютное пространство есть «чувствилище Бога»

R5: Пространство есть порядок сосуществования тел

Понятие объединенного «пространства-времени» развито

- теорией относительности

- философией постмодерна

- античными атомистами

- классической физикой

- геометрией Эвклида

Концепция, приписывающая пространству свойства трехмерности, прямолинейности и бесконечной делимости:

- Феноменологическая

- праксеологическая

- субстанциональная

- аксиологическая

- реляционная

Концепция, приписывающая пространству свойства многомерности, криволинейности и дискретности:

- феноменологическая

- праксеологическая

- аксиологическая

- субстанциональная

- реляционная

Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия:

- духовно-экзистенциальный

- биологический

- психический

- социальный

- физический

Бесконечность бывает

- актуальной (реальной)

- верифицируемой

- потенциальной

- исчерпаемой

- позитивной

Понятие прерывности включает в себя следующие моменты:

- проницаемость границ между компонентами системы

- сохранение преемственности в процессах изменения

- достижение порога дробимости целого на части

- обособленность взаимодействующих агентов

- монолитность процесса

В ленинской теории отражения процесс воспроизведения А внутри В трактуется как

- адекватная внешняя реакция В на взаимодействие А

- чисто формальное соответствие между А и В

- копирование А во внутренней структуре В

- уподобление отражающего отражаемому

- снятие А в основании В


МОДУЛЬ 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...