Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема развития и диалектика




1. Рей Бредбери в «Марсианских хрониках» рассказывает грустную историю о добром существе, которое становилось тем, кого в нем хотели видеть. Но каждый хотел видеть только свое, родное, близкое, - и доброе существо в конце концов гибнет под набором эгоистических требований, эмоций и прошлого опыта многих людей. «Он лежал на камнях – застывал как расплавленный воск, и его лицо было как все лица, один глаз голубой, другой золотистый, волосы каштановые, рыжие, русые, черные, одна бровь косматая, другая тонкая, одна рука большая, другая маленькая. Они стояли над ним, прижав палец к губам…»

Почему такая участь случилась с добрым существом?

2. Герой романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» Гирин рассуждает: «Будьте диалектиком и знайте, что нельзя требовать от жизни абсолютного приближения к идеалу и цели. Все лишь относительно, и потому безразлична, так сказать, цена достижения. Жизнь неизбежно перевернет страницу, и идеал изменится».

Что правильно и что неточно в рассуждении Гирина?

 

ТЕСТ

Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей:

- самоорганизация

- взаимодействие

- интеграция

- деградация

- регресс

Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией

- взаимодействие

- эволюция

- движение

- развитие

- прогресс

Древнегреческие мыслители, авторы учения о всеобщей изменчивости мира

- Зенон Элейский

- Гераклит

- Парменид

- Ксенофан

- Кратил

Мера обратимости и устойчивости периодического изменения

- цикличность

- круговорот

- репетиция

- стагнация

- хаос

Соответствие между дефинициями и определенными понятиями

L1: Необратимое изменение внутри одного уровня

L2: Развитие от низшего к высшему

L3: Развитие от высшего к низшему

L4: Сведение высшего к низшему

L5:

R1: одноплоскостное развитие

R2: редукция

R3: прогресс

R4: регресс

R5: застой

Поступательное развитие от низшего к высшему обозначают понятием

- революция

- эволюция

- движение

- прогресс

- регресс

Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными:

- одноплоскостное развитие

- революция

- эволюция

- прогресс

- регресс

Философская категория развития обозначает

- необратимый направленный процесс изменений

- процесс качественных изменений

- переход от простого к сложному

- переход к более совершенному

- переход от старого к новому

Критерием прогресса в неживой природе НЕ признается

- увеличения разнообразия внутренних и внешних связей

- сохранение структурной инвариантности

- любое качественное изменение системы

- повышения уровня организации

- структурные усложнения

Самым общим критерием различных моментов социального прогресса считается

- увеличение энергозатрат в производстве материальных благ

- повышение уровня демократизации общественной жизни

- возрастание свободы личности

- рост производительности труда

- рост народонаселения

Согласно Гегелю источником всякого развития является

- универсальные природные закономерности

- саморазвертывание абсолютной идеи

- совокупность случайных событий

- закон всемирного притяжения

- воля Бога-Троицы

По Гегелю, преодоление и сохранение тезиса и антитезиса в новом, высшем единстве

- опредмечивание

- противоречие

- отчуждение

- отрицание

- снятие

Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения:

- революция

- эволюция

- развитие

- прогресс

- регресс

Скачкообразное радикальное изменение социального качества

- революция

- эволюция

- развитие

- прогресс

- регресс

Гегель выделял следующие основные формы движения

- кибернетическую

- геологическую

- механическую

- органическую

- социальную

- химическую

- полевую

Спиралевидность развития понимается как

- поступательный процесс обновления без попятных движений

- круговорот с возникновением нового

- отрицание прежнего качества

- круговращение без новаций

- периодичность процессов

Диалектическая концепция развития утверждает, что новое возникает из

- старого и не возникает старого и не возникает из старого

- из разных форм старого

- из старого

- из ничего

Процесс формирования какого-либо объекта:

- становление

- движение

- прогресс

- генезис

- регресс

Сходное, повторяющееся в различных объектах

- безразличие

- равновесие

- тождество

- закон

- покой

Тождественная бытию определенность (предмета), данная через совокупность его свойств:

- акциденция

- количество

- качество

- атрибут

- мера


МОДУЛЬ 9

ДУХ, ДУША И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. а) «Определение идеального …очень диалектично. Это то, чего нет и вместе с тем – есть. Это то, чего не существует в виде внешней, чувственно-воспринимаемой вещи, и вместе с тем существует как активная способность человека. Это бытие, которое, однако, равняется с небытием, или существующее бытие внешней речи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде его внутреннего образа потребности, мотива, цели»;

б) «К идеальным явлениям относится предметное содержание тех нейрофизиологических процессов мозга, которые продуцируют образы, что представляет собой данность объекта субъекту»;

в) «…Идеальное – это предмет, «отчужденный» от самого себя, который существует не в своей собственной конкретно чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга»;

г) «Характеристика психического как идеального относится собственно к продукту или результату психической деятельности – к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи»;

Проанализируйте отрывки, дайте определения Идеального. Как Вы понимаете соотношение идеального и сознания?

2. Раскройте смысл высказываний:

а) сознание по своей природе имеет общественный характер;

б) сознание предметное;

в) человек мыслит при помощи мозга;

г) сознание – это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга;

д) самосознание выступает в разных формах;

ж) сознание – это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств.

 

ТЕСТ

Форма существования знания – это

- инстинкт

- сознание

- психика

- рефлекс

Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в

- русской религиозной философии

- диалектическом материализме

- лингвистической философии

- экзистенциализме

- неотомизме

«Мы можем познать только то, что сами создаем», - доказывал

- Беркли

- Рассел

- Кант

- Конт

Марксистская философия рассматривает сознание как

- нематериальную душу, инструментально использующую мозг

- часть предметно ориентированной нематериальной души

- тонкое вещество, обладающее метрикой и массой

- высшую функцию мозга, связанную с речью

- особую биополевую структуру мозга

В структуру сознания включают:

- инстинкт

- архетип

- эмоции

- память

- разум

- волю

Интенциональность – свойство человеческого сознания

- субъективно устремляться к объектам, придавать им смысл

- утверждать эстетическое отношение к миру

- формулировать цели деятельности

- стремиться к власти над миром

- производить идеалы

Образ сознания считается нематериальным потому, что он НЕ

- оставляет физических отпечатков в головном мозге

- содержит ни грана вещества отражаемого объекта

- обладает собственным субстратом

- обнаруживается внешним опытом

- имеет веса и протяжения

К элементам чувственного познания относятся:

- умозаключение

- абстракция

- восприятие

- ощущение

- суждение

- понятие

- теория

Осознание

Информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств –

- представление

- воспоминание

- восприятие

- ощущение

Целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения:

- восприятие

- ощущение

- суждение

- понятие

Основным элементом рационального познания является

- представление

- ощущение

- понятие

- образ

Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая наиболее существенные свойства предмета:

- представление

- умозаключение

- восприятие

- понятие

- образ

Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется

- абстрагированием

- ощущением

- мышлением

- интуицией

Способность сознания творить и воспроизводить идеи, планы поведения называется

- идеальностью

- эйдетизмом

- идеаторной

- идейностью

Эйдетизм – это разновидность образной памяти, выраженная в сохранении

- схем практического действия

- ярких наглядных образов

- логических ходов мысли

- математических формул

- культурных традиций

Знание, возникающее от созерцания Бога, одна из раннехристианских ересей именовала

- трансценденталией

- универсалией

- гнозисом

- эоном

Многие субъективные идеалисты полагают, что человеческое сознание

- непосредственно воздействует на окружающую среду

- не выходит за пределы головного мозга человека

- пассивно-зеркально отражает мир

- активно саморазвивается

- творит мир

Размышления личности о себе самой есть

- самосознание

- самокритика

- медитация

- эгоизм

Высшая форма интеллектуального миропонимания

- мистическое озарение

- воображение

- рассудок

- совесть

- разум

Определение сознания как субъективного образа объективного мира сформулировал

- Шопенгауэр

- Хайдеггер

- Плеханов

- Фейрбах

- Гуссерль

- Ленин

МОДУЛЬ 10

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

1. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания?

А. Шопенгауэр: «Есть два способа познавать жизнь: один – по закону основания, по разуму, другой – через познание идей. Первый способ идет от следствия к причине и наоборот – в бесконечность. Следуя этому способу, люди живут, надеются, чего-то ожидают, изучают, сочиняют науки, выводы которых совершенно относительны, т.е. состоят из цепи причин и следствий. И этим же путем люди надеются даже создать философию! Следуя закону основания (который в своих четырех видах, как домовой, вечно дразнит и морочит их), они мечтают найти в знании удовлетворение и счастье в жизни, продолжая бодро идти вперед. Они не замечают при этом, что это все равно, что гоняться за горизонтом с целью поймать облака или ощупывать или поворачивать шар со всех сторон с целью достать центр его. Поистине, они напоминают мне белку в колесе! Этим путем можно сделаться, в теоретическом отношении, умнее, опытнее, а в практическом отношении, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть счастья; другими словами – при этом способе познавания за каждым желанием следует удовлетворение, которое в свою очередь вызывает новое желание – и так до бесконечности… Конечная цель всякого знания заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания, т.е. чтобы все, что есть в воле, было в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука».

2. Р. Декарт писал: «Тысяча путей ведут к заблуждению, к истине – только один». Можно ли с этим согласиться? Истина в решении определенной проблемы одна или их может быть несколько?

ТЕСТ

Форма чувственного познания – это

- представление

- картина мира

- восприятие

- гипотеза

Особое направление в теории познания, сосредоточенное на ценности разума:

- интуитивизм

- рационализм

- эмпиризм

- фидеизм

К формам рационального познания относится

- впечатление

- восприятие

- ощущение

- суждение

- эмоция

В отличие от вербально-логического, чувственное познание

- непосредственно отображает внешние объекты

- дает объективное и целостное знание о мире

- опирается на логические умозаключения

- восходит от абстрактного к конкретному

- является живым созерцанием

«Решающая роль в познании принадлежит вербальному мышлению», - утверждали

- материалисты

- рационалисты

- сенсуалисты

- идеалисты

- агностики

- гностики

Агностицизм – это представление о

- символическом характере познания

- несовершенстве знаний

- непознаваемости мира

- неполноте познания

- врожденных идеях

В категорию «знание» необходимо входят признаки:

- этическая и эстетическая ценность

- признание истинности утверждаемого

- непротиворечивость

- обоснованность

- проверяемость

- совершенство

- полезность

Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из

- доопытных когнитивных форм

- воображения

- интуиции

- дедукции

- аналогии

Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считали

- практическую деятельность

- умственный эксперимент

- чувственный опыт

- откровение

- умозрение

Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий

- концептуализм

- номинализм

- креационизм

- натурализм

- реализм

Средневековая философия, отрицающая существование общих понятий вне и помимо единичных вещей

- креационизм

- номинализм

- пантеизм

- реализм

- монизм

Автор тезиса «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах»:

- Шлейремахер

- Лейбниц

- Беркли

- Кант

- Локк

- Юм

«Идеи» в философии Платона – это

- объективно существующие формы

- внутренние сущности вещей

- мысли людей

- мысли Бога

- имена

Практика определяется в марксистской философии как

- материальная целенаправленная преобразовательная деятельность людей

- предметно-чувственная деятельность людей, изменяющих мир

- сознательное воздействие субъекта на материальные объекты

- воздействие предметов на органы чувств человека

- трудовая человеческая деятельность

Жизненная значимость объекта для субъекта есть

- правильность

- истинность

- ценность

- интерес

- благо

К основным формам практики относят:

- социально-политическую материальную деятельность

- совокупную экспериментальную деятельность ученых

- материальное производство

- педагогическую

- врачебную

Философы-марксисты рассматривают человеческую практику как

- синоним всякой трудовой деятельности

- средство накопления капитала

- критерий истины

- основу познания

- цель познания

Категория есть форма мышления, закрепляющая в терминах и дефинициях

- наиболее общие способы умственно-познавательных действий

- предельно общие моменты отражаемых явлений

- наглядный аспект научных теорий

- любое производимое знание

- оценочную сторону познания

Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов

- целеполагагние

- пророчество

- воображение

- медитация

- воление

Учение об «идолах разума» развивал

- Лейбниц

- Декарт

- Гоббс

- Бэкон

- Локк

МОДУЛЬ 11

ИДЕЯ ОБЩЕСТВА

1. Общество – совокупность индивидуальных действий, интегрированных общепризнанными образцами поведения, характер которых детерминируется исторически определенными философскими и социологическими идеологиями.

Какие принципы исследования заключены в подобном понимании? Дайте их сравнительную оценку.

Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающиеся системы?

Сравните между собой биосферу и человечество как сверхсложные системы.

2. Среди студентов шел спор о том, кто кем управляет: общество природой или природа обществом?

Студент Х: Природа не может управлять ни обществом, ни чем иным, так как она не может мыслить. Природа не субъект, а объект управления. Природа не управляет людьми, а действует на них как слепая сила. Человек же управляет природой. Сначала люди управляли небольшими фрагментами природы, затем возникает необходимость в управлении огромными экосистемами и даже биосферой в целом.

Студент У: Не общество управляет природой, а природа обществом. Предыдущий товарищ узко понимает термин «субъект деятельности». Субъектом является такая система, которая управляет хотя бы одной системой или создает такую систему. Но природа обладает значительно большим творческим потенциалом, чем человек. Не люди породили природу, а природа людей.

Природа управляет обществом в двух смыслах: законы природы ставят деятельность людей в определенные границы. Во-вторых, биологический субстрат человека представляет собой часть природы. Биологические законы – природные законы. Они также накладывают ограничения на деятельность общества. Управлять деятельностью можно только путем ее ограничения. Ограничивать деятельность – значит управлять ею.

Включитесь в диалог.

ТЕСТ

Общество влияет на собственную среду обитания человека путем

- воспроизведения естественной среды обитания

- создания искусственной среды обитания

- противопоставления себя природе

- преобразования этой среды

 

Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание

- общественного статуса

- социальной роли

- личного статуса

- авторитета

Форма реализации социальных сущностных сил человека —

- жизнедеятельность

- целеполагание

- деятельность

- сновидение

- инстинкт

Согласно Карлу Марксу, общество это совокупность

- индивидов с их способностями, поведением, действиями

- общественных отношений, объективно данных человеку

- отношений между управляющими и управляемыми

- социальных действий и смыслов

- социальных ролей

Феномен совместного общественного существования —

- экзистенция

- деятельность

- социальность

- кооперация

- суверенитет

В марксизме структура общества определяется формой

- материального производства

- религиозных отношений

- государственной власти

- культуры

- традиции

Согласно Максу Веберу, общество это

- сумма индивидов с их способностями, поведением, действиями

- отношения между управляющими и управляемыми

- система социальных действий и смыслов

- совокупность общественных отношений

- «Божественное социальное»

 

Совокупность норм и ценностей, регулирующих функционирование определенной сферы общественной жизни:

- традиция

- институт

- культура

- кодекс

Основоположник философии позитивизма и один из основателей научной социологии - ____________________________

Самый известный призыв Руссо

- вперед к победе коммунизма

- назад к монархии

- назад к природе

- назад к Канту

- вперед к Богу

Взглядам Гегеля соответствует следующий тезис: общество развивается

- линейно от низших ступеней к высшим

- по спирали

- по кругу

- вспять

Исторический тип общества, основанный на некотором способе производства, называется в теории Маркса

- общественно-экономической формацией

- социальной культурой

- цивилизацией

- надстройкой

- стадией роста

 

Формационный подход разрабатывал

- Тойнби

- Маркс

- Конт

- Мах

Русский социолог, автор теории локальных цивилизаций:

- Н. К. Михайловский

- Н. Я. Данилевский

- П. А. Сорокин

- Н. И. Кареев

По А.Тойнби, основной принцип развития цивилизации — это

- Флуктуация-и-Бифуркация

- Стимул-и-Реакция

- Вопрос-и-Ответ

- Вызов-и-Ответ

Термин «цивилизация» переводится с латинского так:

- искусственный

- технический

- гражданский

- научный

Теория «осевого времени» принадлежит

- Данилевскому

- Дюркгейму

- Шпенглеру

- Ясперсу

Сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением материальных благ:

- экономическая

- гуманитарная

- политическая

- социальная

- духовная

 

Группа людей, связанных общностью обычаев, нравов и претендующих на официальное признание:

- сословие

- кружок

- партия

- нация

- секта

Концепцию о конце истории выдвинул

- А. А. Богданов

- Ф. Фукуяма

- П. Сорокин

- Ф. Ницше

- А. Тойнби

 

МОДУЛЬ 12

ИДЕЯ ИСТОРИИ

 

1. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах… Стало быть, основная сила прогресса – наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

А.И. Герцен: «Прогресс человека – процесс содержания мысли»; «Прогресс – неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс – не случайность, а необходимость».

П.Л. Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости – вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н.Г. Чернышевский: «Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н. Толстой: «Общественный прогресс истинный – в большем и большем единении людей».

Ф.Д. Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б. Ауэрбах: «неудовлетворенность – источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов».

В. Вейтлиг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совершенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомневаться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшителем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии».

2. В 1808 г. один из ярких представителей утопического социализма XIX в. – А. Сен-Симон писал: «Наиболее широко внушаемый принцип морали – это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе… Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек – это тот, кто трудиться. Самая счастливая семья – это та, все члены которой с пользой употребляют свое время. Самый счастливый народ – это тот, в котором меньше всего неработающих людей».

Какой социальный принцип отстаивал в начале XIX в. Сен-Симон? Каково Ваше отношение к этому принципу?

ТЕСТ

 

Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

- стагнация

- прогресс

- регресс

- модернизация

Характерной чертой регресса в обществе является

- переход от низшего к высшему

- движение назад к менее совершенному

- переход от простого к сложному

- движение вперед к более совершенному

 

Определение: «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию

- модернизация

- эволюция

- революция

- реформа

Определение»Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества» относится к понятию

- контрреволюция

- реформа

- революция

- контрреформа

 

Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является (ются)

- - регрессивная направленность

- революционные изменения

- постепенные процессы

- скачкообразные перемены

Какой признак относится к постиндустриальному обществу?

- развитие индивидуализированного сознания

- возникновение и лидерство массовой культуры

- наличие однородного характера культуры

- преобладание устной передачи информации

Общественно-экономическая формация – это

- определенный тип экономической системы

- форма существования общества

- определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер

- совокупность проявлений культуры как таковой

Определение: «Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой» относится к понятию

- общество

- культура

- формация

- цивилизация

 

В структуру цивилизации входит следующий элемент

- производственные отношения

- культура как совокупность общественных ценностей

- способ производства

- государство как система господства меньшинства над большинством

-

Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

- общество развивается линейно от низших ступеней к высшим

- общество развивается по спирали

- общество развивается по кругу

- общество не развивается

 

 

Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста

- состояние морали

- способ производства

- уровень демократизма в государстве

- научно-технический прогресс

 

Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития

- К.Маркс

- У.Ростоу

- Н.Данилевский

- А.Тойнби

 

Что такое цивилизация с точки зрения системности:

- совокупность предметов материальной культуры

- общество, развитие которого определяется техникой

- общество, имеющее свою специфическую культуру

- надкультурное образвоание, связанное едиными принципами жизнеустройства

Как называется труд английского историка А.Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества

- «Закат Европы»

- «Россия и Европа»

- «Постижение истории»

- «Смысл истории»

 

Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, назвается в теории К.Маркса

- надстройкой

- общественно-экономической формацией

- цивилизацией

- стадией роста

Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А.Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил

Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры

- верно только А

- верно только Б

- верны оба суждения

- оба суждения неверны

Кто из русских мыслителей Х!Х века был создателем теории культурно-исторических типов

- П.Я.Чаадаев

- Н.К.Михайловский

- Н.Я.Данилевский

- Н.А.Бердяев

 

Верны ли следующие суждения о социальном прогрессе?

А. Прогресс- это движение общества вперед

Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам

- верно только А.

- Верно только Б

- Верны оба суждения

- Оба суждения неверны

Какой из перечисленных признаков НЕ характеризует прогресс

- рост производительности труда

- зарождение новых религиозных течений

- появление мегаполисов

- переход от расширенной семьи к нуклеарной

Основу экономики страны Б составляет коллективная собственность на землю. Особую роль в жизни людей играет религия. Социальный статус человека зависит от его происхождения. К какому типу принадлежит это общество?

- традиционное

- индустриальное

- информационное

- постиндустриальное.

 

МОДУЛЬ 13

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

1. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?

Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Л.Н. Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвова34 ть в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»; «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, т.е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».

М. Горький: «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».

Андрей Болконский, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

О. Уайлд: «Смысл жизни – самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».

А. Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».

Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».

Ф Брукс: «Суть жизни – стремление к счастью, и оптимизм – лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стремления».

А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют».

Омар Хайям: «О душа! Ты меня превратила в слугу./ Я твой гнев ощущаю на каждом шагу./Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?»; «То, что Бог нам однажды отмерил, друзья, / увеличить нельзя и уменьшить нельзя».

2. Аристотель исходил из понимания человека как «общественного животного», в сферу жизни которого входит семья, община (селение) и государство (город, полис). В современном обществознании человек характеризуется как существо биосоциальное.

Имеются ил существенные отличия между взглядами Аристотеля и современных ученых на природу человека? Свой ответ поясните.

ТЕСТ

Эволюцию человека и образование человеческих рас изучает

-: антропология

-: эмбриология

-: археология

-: этнология

Латинское выражение «homo sapiens» переводится как ___________________________

Автор изречения: «Человек есть мера всех вещей»:

- Протагор

- Пифагор

- Сократ

- Эпикур

- Фалес

Определенное положение человека в системе общественных отношений есть его

- юридические права

- привлекательность

- социальный статус

- имущество

Определяя человека как «политическое животное», Аристотель хотел сказать, что

- только политика обуздывает зоологический индивидуализм человека

- животное начало препятствует культурному развитию человека

- человек есть существо общественное, полисное

- в политике есть много животного

По Канту, человек принадлежит к миру

- природы и к миру свободы

- иноприродному

- природы

- свободы

Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе, это

- подобие маятнику — от счастья к страданию и наоборот

- цепь тревог, разочарований, мучений

- серая и безликая жизнь «насекомых»

- удел радости и прогресса

По Юнгу, индивидуация человека есть процесс ассимиляции его сознанием

- содержания личного и коллективного бессознательного

- идеалов, правил и норм нравственного поведения

- содержания своей предсознательной сферы

- ценностей социальной культуры

Жизненным принципом Огюста Конта была формула

- жить, чтобы жить

- жить для других

- жить ради дела

- жить бездумно

- жить для себя

С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой

- ответственность

- необходимость

- произвол

- случай

- судьбу

 

Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека определяется

- совокупностью производственных отношений

- собственным выбором человека своей цели

- божественным предопределением

- национальной культурой

- непостижимой судьбой

 

 

Верны ли следующие суждения о поведении человека?

А..Поведение человека определяется только врожденными инстинктами.

Б..Поведение человека зависит не только от физиологических потребностей, но и от его воли, а также независящих от него обстоятельств

- верно только А.

- верно только Б.

- верны оба суждения

- оба суждения неверны

 

В понимании общества и человека З.Фрейд противостоял

- К.Марксу

- К.Юнгу

- Платону

- И.Канту

 

 

Что имел в виду К.Маркс, когда писал:»Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»

- человек – это марионетка в руках общества

- сущность человека социальна, а не биологична,

- оригинальность личности не более чем иллюзия

- изменение общественных отношений меняет личность

 

 

Каково, по вашему мнению и прочитанной философской литературе, правильное понимание сущности человека

 

- сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека

- сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений

- сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности

- сущность человека зависит от божественной благодати.

 

 

Философская антропология – это

- философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека

- теория антропогенеза

- то же, что и антропоморфизм

- антимарксизм

 

 

Человек с точки зрения философии – это

- субъект культуры

- продукт обстоятельств

- образ и подобие Бога

- ступень развития «царства природы»

 

 

 

какое из указанных ниже определений отличает понятие «воспитание» от понятия «социализация»

- осознанное и целенаправленное воздействие на человека окружающих людей

- приобщение личности к миру культуры

- освоение человеком ценностей, способов и форм деятельности

- усвоение и воспроизводство социального опыта

 

Труд в отличие от общения

- является потребностью человека

- может доставлять человеку удовольствие

- направлен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...