Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия средних веков, возрождения, Нового времени




1. Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения мыслителей о Боге и религии.

«Отождествлять Бога и нравственность – значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей»

К.Гельвеций (1715-1771),

Французский философ-просветитель

«Мораль должна быть основана на менее шаткой базе, нежели пример Бога, которого можно назвать добрым, только упрямо закрывая глаза на все зло, поминутно творимое или допускаемое им в этом мире».

П.Гольбах (1723-1789),

Французский философ-просветитель

«Не бойся Бога – бойся самого себя. Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий. Ад и рай находятся в твоей собственной душе».

П.Марешаль (1750-1803),

Французский писатель, сторонник идей Просвещения

«Религия и законы – пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги».

Д.Дидро (1713-1784),

Французский философ и писатель, деятель Просвещения

Какое отношение к Богу и религии формировали деятели французского Просвещения? В чем причины такого отношения? Какое место в мире и обществе отводили религии деятели эпохи Просвещения?

2. Прокомментируйте и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на западе интерпретации термина гуманизм, относящегося к XVI в.

- Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист – это литератор.

- гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.

Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

- практический и теоретический индивидуализм;

- движение цивилизации против дикости (средневековья);

- время безбожия и язычества.

ТЕСТ

Средневековая философия была «служанкой»

- богословия

- искусства

- политики

- техники

- науки

Одним из идейных источников христианства считается

- гелиоцентризм

- неоплатонизм

- пифагореизм

- бихевиоризм

- манихейство

Самой авторитетной в средневековой Европе являлась

- гносеология

- онтология

- теология

- логика

- этика

Эпоха частичного восстановления идеалов античной культуры есть эпоха

- Просвещения

- Возрождения

- Средневековья

- Реформации

- Нового времени

Для эпохи Возрождения характерен

- антропоцентризм

- антропофобия

- бихевиоризм

- гуманизм

- нигилизм

Правильная хронологическая последовательность персоналий

1. Лейбниц

2. Спиноза

3. Беркли

4. Гегель

5. Локк

6. Кант

7. Юм

 

Философами Нового времени наиболее активно разрабатывалась

- философия истории

- антропология

- гносеология

- аксиология

- онтология

Века существования схоластики как европейской христианизированной философии

- IV-V

- V-VI

- IX-XIV

- XV-XVII

- XVII-XIX

Родоначальником философии эмпиризма нового времени является

- Беркли

- Толанд

- Милль

- Локк

- Юм

Автор изречения: «Если нет идеи Бога, то ее следует измыслить»:

- Гельвеций

- Вольтер

- Ньютон

- Бейль

- Дидро

Автор изречения: «Я мыслю, следовательно, существую»:

- Монтень

- Спиноза

- Паскаль

- Декарт

- Гоббс

Правило: «Цель оправдывает средства» предложил в эпоху Возрождения

- Эразм Роттердамский

- Джордано Бруно

- Макиавелли

- Томас Мор

- Монтень

Мыслитель, считавший свободу осознанной необходимостью, а природу – causa sui:

- Спиноза

- Сократ

- Платон

- Декарт

- Бэкон

Правильная хронологическая последовательность персоналий

1. Николай Кузанский

2. Фома Аквинский

3. Аристотель

4. Августин

5. Плотин

6. Платон

7. Сократ

Номинализм утверждал, что

- подлинной реальностью не обладают ни вещи, ни понятия

- общие понятия суть только имена и образуются нашим умом

- подлинной реальностью обладают только общие понятия

- универсалии существуют вне и до всяких вещей

Из перечисленных мыслителей представителем теоцентризма является

- К.Маркс

- Ж.П. Сартр

- Ф. Ницше

- А.Августин

Высказывание: «Знание человека никогда не достигнет большего, чем дают ему чувства. Все, что необходимо чувствам, недоступно для ума» характерно для

- агностицизма

- сенсуализма

- эмпиризма

- субъективного идеализма

Автор изречения: «Знание – сила»

- Ф.Бэкон

- Р. Декарт

- Д.Дидро

- Ж.Ж. Руссо


МОДУЛЬ 4

КЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX В.

1. Крупный английский философ и ученый, лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел высказал следующую мысль: «Субстанция – это фактически просто удобный способ связывать события в узлы. Что мы можем знать о «мистере Смите»? Когда мы смотрим на него, мы видим определенное соединение красок; когда мы прислушиваемся к тому, как он разговаривает, мы слышим серию звуков. Мы верим, что, подобно нам, у него есть мысли и чувства. Но что такое «мистер Смит», взятый отдельно от всех этих явлений? Лишь воображаемый крюк, на котором, как предполагается, должны висеть явления. В действительности, им не нужен крюк, так же как земля не нуждается в слоне, чтобы покоиться на нем… То же относится и к «мистеру Смиту»; это собирательное имя для ряда явлений. Если мы примем его за нечто большее, оно будет означать что-то совершенно непознаваемое и потому ненужное для выражения того, что мы знаем. Одним словом, понятие «субстанция» - это метафизическая ошибка, которой мы обязаны переносу в структуры мира предложения, составленного из подлежащего и сказуемого».

Согласны ли Вы с основной мыслью автора данного отрывка? К какому философскому направлению принадлежит автор?

2. А. Шопенгауэр писал: «История на каждой странице показывает одно и то же, в разных формах… Главы человеческой истории, в сущности, отличаются между собой только именами и хронологией: действительное содержание их всюду одно и то же».

Есть ли в этих утверждениях верное? Каков метод мышления А. Шопенгауэра?

ТЕСТ

Учение Канта о границах человеческого разума относится к

- французскому экзистенциализму

- итальянскому неореализму

- немецкому материализму

- английскому эмпиризму

- немецкому идеализму

Родоначальник немецкой классической философии

- Шопенгауэр

- Шеллинг

- Гегель

- Фихте

- Кант

Автором книги «Закат Европы» является

- Н.О. Лосский

- О. Шпенглер

- И.А. Ильин

- К. Ясперс

- А. Камю

К представителям философии экзистенциализма не принадлежали

- Карнап

- Поппер

- Ясперс

- Камю

- Сартр

Представители философской антропологии

- Шлейермахер

- Гуссерль

- Ницше

- Шелер

- Гелен

Философию операционализма основал

- Бриджмен

- Богданов

- Фихте

- Дьюи

- Кант

Крупнейшие представители неотомизма

- Н.О. Лосский

- С.Л. Франк

- Ж. Маритен

- Э. Жильсон

- П. Тиллих

- Б. Рассел

- М. Бубер

Представители критического рационализма

- Хайдеггер

- Деррида

- Лакатос

- Поппер

- Фуко

- Кун

Автор книги «Структура научных революций»

- П. Фейерабенд

- Ст. Тулмин

- И. лакатос

- К. Поппер

- Т. Кун

Основатели философии прагматизма

- Фейерабенд

- Маркузе

- Тулмин

- Джемс

- Дьюн

Учение о непознаваемых «вещах в себе» создал

- Шеллинг

- Фихте

- Гегель

- Кант

- Гёте

Экзистенциализм это учение о

- модусах человеческого существования

- способах религиозной медитации

- невозможности познать мир

- происхождении Вселенной

- бессознательном

Направление в гносеологии XX века, выросшее из последований Ф. де Соссюра:

- экзистенциализм

- постпозитивизм

- постмодернизм

- структурализм

- психоанализ

Волю к власти считал основой и стимулом общественной жизни

- Шпенглер

- Дильтей

- Бергсон

- Зиммель

- Ницше

Книгу «Сущность христианства» написал

- Шопенгауэр

- Кьеркегор

- Фейербах

- Ницше

- Гегель

Произведение «Наука логики» написано

- Дж. Ст. Миллем

- Аристотелем

- Бэконом

- Гегелем

- Кантом

Автор: «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

- Гераклит

- Гадамер

- Гегель

- Гейне

- Гёте

Автор произведений «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его противники»:

- Уайтхед

- Тойнби

- Поппер

- Сорос

Позитивистские идеи О. Конта развивали:

- Маритен

- Бергсон

- Спенсер

- Джемс

- Фромм

- Мах

Сторонники волюнтаризма

- Шопенгауэр

- Спиноза

- Лейбниц

- Ницше

- Гоббс


МОДУЛЬ 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...