Действие 1 4 страница
Однако Душенька остаётся там недолго. Невидимый Зефир подхватывает её и возносит к «незнаемому ей селению небес». Царевна попадает в великолепные чертоги, где нимфы, амуры и зефиры выполняют все её желания. Ночью к Душеньке приходит её муж, но поскольку является он впотьмах, девушка не знает, кто это такой. Сам же супруг на её вопросы отвечает, что до поры ей нельзя его видеть. Утром он исчезает, оставив Душеньку недоумевающей... и влюблённой. Несколько дней требуется царевне, чтобы осмотреть роскошные палаты и прилегающие к ним леса, сады и рощи, которые являют ей множество чудес и диковин. А однажды, зайдя поглубже в лес, она находит грот, ведущий в тёмную пещеру, и, зайдя туда, обретает своего супруга. С тех пор Душенька каждый день приходит в этот грот, и каждую ночь её муж навещает её в опочивальне. Так проходит три года. Душенька счастлива, но ей не даёт покоя желание узнать, как выглядит её супруг. Однако тот на все её просьбы лишь умоляет, чтобы она не стремилась его увидеть, была ему послушна и не слушала в этом деле никаких советов, даже от самых близких родственников. Однажды Душенька узнаёт, что её сёстры пришли её искать к той страшной горе, где царевна когда-то была оставлена. Душенька немедленно велит Зефиру перенести их в её рай, любезно встречает и старается «всяко их забавить». На вопрос, где её супруг, она сначала отвечает: «Дома нет», но потом, не выдержав, признаётся во всех странностях своего брака. Она не знает, что её сестры, завидуя ей, только и мечтают о том, чтобы лишить Душеньку её счастья. Поэтому они говорят, что якобы видели страшного змея, заползающего в грот, и что это-де и есть Душенькин супруг. Та, придя в ужас, решает покончить с собой, но злонравные сёстры возражают ей, что сначала она, как честная женщина, должна убить чудовище. Они даже добывают и приносят ей для этой цели лампаду и меч, после чего возвращаются домой.
Наступает ночь. Дождавшись, когда супруг заснёт, Душенька освещает его лампадой... и обнаруживает, что это сам Амур. В восхищении любуясь им, она нечаянно проливает масло из лампады на бедро мужа. Проснувшись от боли, тот видит обнажённый меч и думает, что жена замыслила на него зло. «И Душенька тогда, упадши, обмерла». Приходит в себя она на той же горе, где давным-давно прощалась с родными. Бедняжка понимает, что сама виновата в этой беде; она громко рыдает, вопиёт, просит прощения. Амур, украдкою следящий за ней, уже хочет было кинуться к ногам возлюбленной, но, опомнившись, спускается к ней, как положено богу, во всём блеске своего величия и объявляет, что преступившая закон Душенька теперь в немилости у богов, и потому он больше не может быть с нею вместе, а предоставляет её судьбе. И, не слушая её оправданий, исчезает. Несчастной царевне остаётся только самоубийство. Она кидается в пропасть, но один из зефиров подхватывает её и осторожно переносит на лужайку. Решив зарезаться, Душенька ищет острый камень, но все камни в её руках превращаются в куски хлеба. Ветви дерева, на котором она хочет повеситься, опускают ее невредимой на землю. Рыбы-наяды не дают ей утопиться в реке. Заметив на берегу огонь в дровах, царевна пытается сжечь себя, но неведомая сила гасит перед ней пламя. «Судьба назначила, чтоб Душенька жила /И в жизни бы страдала». Царевна рассказывает вернувшемуся к своим дровам старцу-рыболову о своих несчастьях и узнаёт от него – увы! – что её ждут новые беды: Венера уже повсюду разослала грамоты, в которых требует, чтобы Душеньку нашли и представили к ней, а укрывать под страхом её гнева не смели. Понимая, что скрываться всё время невозможно, бедная Душенька просит о помощи степеннейших богинь, но Юнона, Церера и Минерва по тем или иным причинам отказывают ей. Тогда царевна идёт к самой Венере. Но, появившись в храме богини любви, красавица приковывает к себе все взгляды; народ принимает её за Венеру, преклоняет колена... и как раз в этот момент входит сама богиня.
Чтобы как следует отомстить Душеньке, Венера делает её своей рабыней и даёт ей такие поручения, от которых та должна умереть или хотя бы подурнеть. В первый же день она велит царевне принести живой и мёртвой воды. Прознав об этом, Амур велит своим слугам помочь Душеньке. Верный Зефир немедленно переносит свою бывшую хозяйку в тот удел, где текут такие воды, объясняет, что змея Горынича Чудо-Юда, стерегущего воды, надо угостить выпивкой, и вручает ей большую флягу с пойлом для змея. Так Душенька выполняет первое поручение. Венера даёт царевне новое дело – отправиться в сад Гесперид и принести оттуда золотых яблок. А сад тот охраняется Кащеем, который загадывает всем приходящим загадки, и того, кто не сможет их отгадать, съедает. Но Зефир заранее называет Душеньке ответы на загадки, и та с честью выполняет второе поручение. Тогда богиня любви посылает царевну в ад к Прозерпине, велев взять там некий горшочек и, не заглядывая в него, принести ей. Благодаря советам Зефира Душеньке удаётся благополучно сойти в ад и вернуться обратно. Но, не сдержав любопытства, она открывает горшочек. Оттуда вылетает густой дым, и лицо царевны немедленно покрывается чернотой, которую нельзя ни стереть, ни смыть. Стыдясь своего вида, несчастная прячется в пещере с намерением никогда не выходить. Хотя Амур, стараясь угодить Венере, делал вид, что не думает о Душеньке, он не забыл ни её, ни её сестёр. Он сообщает сёстрам, что намерен взять обеих в супруги, и пусть они только взойдут на высокую гору и бросятся вниз – Зефир сейчас же подхватит их и принесёт к нему. Обрадованные сёстры спешат прыгнуть в пропасть, но Зефир только дует им в спину, и они разбиваются. После этого Амур, описав матери, как подурнела Душенька, добивается от удовлетворённой богини разрешения вновь соединиться с женой – ведь он любит в ней не преходящую внешность, а прекрасную душу. Он находит Душеньку, объясняется с ней, и они прощают друг друга.
А когда их брак признан всеми богами, Венера, рассудив, что ей невыгодно держать в родне дурнушку, возвращает снохе прежнюю красоту. С тех пор Амур и Душенька живут счастливо. Чулков. Пригожая повариха Роман предваряется письмом к анонимному благодетелю «камергеру и разных орденов кавалеру», с тем чтобы обратить внимание читателя на то, что похвалы или негодование превращаются в прах, как и человек, который хвалит или порочит эту книгу. К читателю же автор обращается в стихах, призывая его быть внимательным, но снисходительным. Рассказчица повествует о том, что девятнадцатилетней овдовела, так как её муж погиб под Полтавой и, будучи человеком простого звания, оставил её без всякого содержания. А так как жизнь бедной вдовы соответствует поговорке «Шей-де, вдова, широкие рукава, было бы куда класть небыльные слова», то героиня с лёгкостью согласилась на предложение сводни принять покровительство весьма пригожего дворецкого знатного господина. На его деньги героиня принарядилась, наняла служанку и скоро привлекла внимание всего Киева, где тогда жила, своей красотой и весёлостью. Вскоре у ворот её дома появился господин, одаривший её золотой табакеркой с алмазами, из-за чего Мартона, так зовут рассказчицу, заключила, что ею интересуется весьма важная особа. Однако прежний ухажёр, увидев табакерку и опознав в ней вещь своего хозяина, пригрозил обобрать неблагодарную вдову до нитки. Мартона испугалась до того, что слегла, но вернувшийся с повозкой дворецкий, увидев у постели больной хозяина, присмирел и выразил героине глубочайшее почтение и впредь прислуживал возлюбленной своего господина. Хозяин его, Светон, вскоре получил письмо от своего престарелого отца, предчувствующего скорую кончину. Светон не решался покинуть город без своей подруги, но его приятель и сосед по имению предложил им ехать вместе и оставить Мартону в его деревне под видом родственницы. По дороге Светон признался, что женат, и женат недавно. Это обеспокоило рассказчицу, так как она предчувствовала грозящие ей бедствия. Предчувствие её вполне оправдалось, и во время очередного свидания с ненаглядным Светоном шкаф в комнате, где они любезничали, вдруг открылся и из него вышла разъярённая жена Светона, поспешившего сбежать. Мартона же вытерпела от обманутой жены немало оплеух и очутилась на улице без гроша и пожиток. Бывшее на ней шёлковое платье пришлось обменять на крестьянскую одежду и добираться до Москвы, терпя нужду и обиды.
В Москве рассказчице удалось устроиться поварихой к секретарю, жившему взятками и подношениями просителей. Жена секретаря не отличалась добродетелями – изменяла мужу и была склонна к пьянству, поэтому сделала повариху своей наперсницей. Живший в доме канцелярист развлекал героиню своими рассказами. По его мнению, истинным примером ума и учёности являются известные Мартоне секретарь и стряпчий. Стихотворцы же – совсем не то, что думает о них героиня. Попала как-то в канцелярию ода какого-то Ломоносова, так никто из приказа понять её не смог, и потому объявлена была эта ода бреднями, уступающими во всех отношениях последней канцелярской записке. Мартона должна была терпеть глупость канцеляриста, так как он её щедро одаривал. Приодевшись с его помощью, она стала привлекать внимание хозяйкиных воздыхателей. Жена секретаря терпеть этого не стала и отказала Мартоне от места. Рассказчицу никто в этом доме не интересовал, и она без сожаления ушла. Очень скоро с помощью сводника героиня нашла себе место в доме отставного подполковника. Бездетный вдовец, восхищённый красотой и изящным убором Мартоны, предложил ей распоряжаться всем своим имуществом и даже посулил оставить все состояние ей, так как не имеет наследников. Героиня без промедления согласилась и стала «угождать его деньгам». Восторг старика был столь велик, что он не позволил рассказчице съездить на прежнюю квартиру за пожитками и отдал ей немедленно ключи от сундуков и шкатулок с драгоценностями своей покойной жены. Впервые героиня увидела такое количество жемчуга и, забыв о приличиях, тотчас же принялась перенизывать все жемчужные уборы. Влюблённый старик ей помогал. Далее рассказчица говорит о том, что платой за сытую и благополучную жизнь служило затворничество, так как ей было запрещено покидать дом. Единственное место, где ей доводилось бывать, – церковь, куда она ходила вместе с подполковником. Однако и там она умудрилась встретить свою очередную любовь. Нарядный облик и почтение любовника позволяли ей стоять в церкви около клироса среди людей почтенных. Однажды Мартона поймала на себе взгляд молодого человека. Её хозяин, тоже заметив внимание пригожего молодца, едва справился со своим волнением и дома потребовал от «русской Елены» заверений в любви и верности.
Вскоре к ним в дом явился проситель с большим числом аттестатов в надежде найти место. Рассказчица обнаружила среди бумаг записку с признаниями в любви от Ахаля – незнакомца из церкви. Рассчитывать на место в доме ревнивого старика не приходилось, но служанка подала Мартоне хитроумный совет. Ахаль, переодевшись в женское платье, проникает в дом под видом старшей сестры рассказчицы. Их свидания с Мартоной происходили буквально на глазах ревнивого старика, который не только ничего не заподозрил, но и не скрывал своего восхищения нежностью и любовью двух мнимых сестёр. Ахаль до такой степени привязался к Мартоне, что предложил ей выйти за него замуж. Любовники обручились. Мартона ничего не заподозрила даже тогда, когда Ахаль присоветовал ей получить у старика плату за проживание у него нашей героини, иными словами, вывезти все ценные вещи. Жемчуг и деньги вывезти незаметно было легче всего, что рассказчица и проделала, передав ценности Ахалю. Тайком выбравшись из дома старика, Мартона обнаружила, что Ахаль исчез вместе с вещами, и поиски его оказались безрезультатны. Пригожей поварихе пришлось вернуться к вдовцу. Рассказчица застала его безутешным от горя. Он принял её без упрёков. Управитель же, принявший Мартону весьма грубо, был немедленно уволен, однако затаил злобу и отомстил героине. Едва подполковник умер, объявилась его сестра, претендующая на наследство (она узнала обо всём от обиженного управителя), и сумела не только завладеть имуществом, но и засадить Мартону в тюрьму. В тюрьме рассказчице пришлось туго, но неожиданно объявился Ахаль со своим другом Свидалем. Они сумели освободить Мартону. Оказавшись на воле, рассказчица довольно быстро оправилась, стала вновь наряжаться и веселиться. Единственное, что всерьёз огорчало её, – это ревность и соперничество между Ахалем и Свидалем. Первый считал, что у него больше прав на Мартону из-за давнего знакомства. Во время карточной партии в лобмер оба воздыхателя рассорились до такой степени, что Свидаль вызвал Ахаля на дуэль. Несколько часов Мартона пребывала в неведении о судьбе своих любовников. Вдруг появляется Ахаль, сообщает о том, что он убил Свидаля, и, воспользовавшись обмороком героини, исчезает. Рассказчица всерьёз занемогла и оправилась от болезни только тогда, когда появился Свидаль. Оказывается, воспользовавшись дуэлью, он притворился погибшим и заставил Ахаля бежать навсегда из города. Он объяснил также, что изобретательность его не случайна, а продиктована любовью к прелестной Мартоне. Наша героиня, наученная горьким опытом, не стала полагаться только на любовь и впредь начала копить червонцы и дорогие подарки. Вскоре Мартона познакомилась с молодой дворянкой, вышедшей замуж за купца. Общество, собиравшееся в доме купчихи, было весьма забавным и благородством не отличалось, но послужило героине хорошей школой. Сама же хозяйка вообще имела преступные намерения извести своего мужа-купца. С этой целью она наняла малоросса из челяди Мартоны и уговорила его приготовить яд. Для незадачливого купца всё кончилось хорошо, так как слуга рассказчицы не отравил его, а только вызвал своей настойкой временное умопомрачение. За что и был щедро вознаграждён. Внезапно Мартона получила письмо от Ахаля, в котором он сообщал о желании умереть, так как не в силах выносить сожаления о гибели приятеля и потере возлюбленной. Для того чтобы расстаться с жизнью, Ахаль принимает яд и мечтает проститься со своей любимой Мартоной. Рассказчица и её возлюбленный Свидаль вместе отправились к Ахалю, но в дом вошла только Мартона. Она узнала, что Ахаля довели до отчаяния угрызения совести и он, решив оставить ей купчую на имение, приобретённое на её же деньги, решился уйти из жизни. Одно упоминание имени Свидаля привело его в неистовство, и он не смог осознать, что его приятель жив. Попов. Анюта Крестьянин Мирон рубит дрова в лесу рядом с деревней дворянина Виктора, размышляет о трудностях крестьянской доли и предаётся мечтам о «сладостях» дворянской жизни, когда «лежали б на печи и ели калачи». Мирно вспоминает о недавних событиях, когда им с женой подбросили ребёнка и сто рублей. Деньги он быстро «иссорил», а девочку вырастили и назвали Анной. Она им с женой как дочь, и на ней, к радости Мирона, хочет жениться их батрак Филат, ведь у крестьянина «чем больше детей, тем больше людей, а с ними жнива и пива». Появившийся Филат рассказывает о сходе, на котором он был по поводу поездки старосты в город и сбора денег для него в складчину. Деньги (пять рублей), по словам старосты, нужны на крестины для подьячего, у которого рожает жена. Филат негодует по поводу сбора денег подьячему, которых на Руси множится всё больше и больше, а крестьянское житьё всё хуже и работников всё меньше. Далее он просит у Мирона выдать за него дочь, обещая быть вечно у него работником. Мирон радостно соглашается и запевает песню, в которой противопоставляет крестьянскую верность слову жуликоватости горожан, которых прельщает только богатство и на слово которых положиться нельзя. Анюта, приёмная дочь Мирона, напевая печальную песню, зовёт его к матери. Мирон успокаивает её, предположив, что мать хочет обсудить её замужество. Он оставляет Филата и Анюту убирать дрова, замечая, что крестьянская жизнь хоть и трудна, но лучше городской, где каждому нужно кланяться. Филат, складывая дрова, ласково расспрашивает Анюту о её печали, признаётся в своей любви и желании жениться на ней. Анюта полна негодования и обзывает его «страмец, дурак, урод». Филат, не ожидавший подобного отпора, бранит её, грозится в будущем пройтись по рёбрам дубиной и сообщает о согласии отца на женитьбу. Анюта ещё больше сердится и всячески его оскорбляет. Филат, ворча, уходит. Прозревшая Анюта сердится на родителей и тоскует по своему возлюбленному – Виктору. Увидев Виктора, Анюта бросается к нему с плачем, признаётся, что родители хотят выдать её замуж за Филата. Виктор уверяет Анюту, что это замужество убьёт его, она тоже обещает «жизнь прервать». Виктор грозится убить Филата, но Анна просит не трогать его, а только освободить от его власти. Виктор обещает ей это, так как он владеет половиной деревни, а другая половина отдана ему в повиновение, и приглашает Анюту к себе домой. Анюта возражает ему, боясь ославиться в глазах всей деревни. Виктор предлагает завтра же поехать в соседнюю деревню и возвратиться оттуда мужем и женой. Анюта не верит в возможность такого исхода, так как на это нет отцовской воли. Виктор упрекает её в недостаточной любви к себе, однако Анюта жарко уверяет в своей преданности ему. Виктор целует ей руку и просит пойти к нему домой. Появившийся Филат видит, как они целуются, и набрасывается на Анюту с бранью. Виктор вступается за неё и обещает «сшибить» Филату голову. Между ними разгорается продолжительная перебранка, в которой Виктор грозит всяческими карами, а Филат стыдит его не «барским» поведением. Наконец Филат, уверяя Виктора, что и крестьяне умеют постоять за себя, уходит. Анюта боится, что Филат всё расскажет отцу, который её накажет и заставит выйти за нелюбимого. Виктор целует у неё руку и клянётся, что придумает, как отвести беду. Для этого он собирается дать отцу Анюты столько денег, чтобы тот нанял «полсотни батраков». Влюблённые расстаются с надеждой на благополучный исход. Мирон накидывается с упрёками на Анюту, обвиняя её в неподчинении родительской воле, в позоре перед соседями, и настаивает на немедленной свадьбе с Филатом. Анюта, ссылаясь на оговор Филата, всё отрицает и решительно отказывается от замужества с Филатом. Мирон обещает взять хорошую дубинку и обломать ей все рёбра и спину. Несмотря на угрозы, Анюта готова умереть, но не изменить своего решения. Появившийся Виктор уверяет Анюту, что она теперь свободна, так как является дочерью полковника Цветкова и дворянки. Он рассказывает её историю. Полковник был гоним недругами и не должен был встречаться со своей любимой женой. Чтобы скрыть посещение жены, он поручает верной служанке подкинуть дочь крестьянину. Враги со временем рассеялись, полковник получил обратно состояние и вчера возвратился в свою деревню, которая соседствует с деревней Виктора. Полковник обратился к Виктору с просьбой привезти дочь к себе, так как сам он нездоров. Мирону же он прислал в благодарность кошелёк с деньгами. Все ликуют, а обиженному батраку Филату Виктор тоже даёт денег, тот от радости бросается на колени и всячески славит Виктора. Виктор с Анютой отправляются к её отцу. В заключение все участники и хор поют нравоучительные монологи. В монологе хора повторяется двустишье: «Всех счастливей в свете тот, / Кто своей доволен частью». Николаев. Сорена и Замир Разбив половецкого князя Замира, российский царь Мстислав берёт в плен его супругу Сорену. Красота пленённой княгини ослепила Мстислава, он воспылал к ней страстью и мечтает возвести её на престол российский. Он распускает слух, что Замир погиб. Сорену не соблазняет царский престол. День и ночь она думает о Замире. Даже весть о том, что тот убит, не может поколебать её: «Ему и мёртвому пребуду я верна». Преданной служанке Зениде она говорит, что давно бы избрала смерть, но её останавливает предчувствие, что Замир спасся. Никаких верных доказательств гибели мужа ей никто не представил. Сорена поручает служанке выведать правду у Мстиславовых слуг – «не жалей, дари серебро и золото». Оставшись одна, Сорена обуреваема противоречивыми чувствами: «Душа моя теперь – колеблемое море / В любви, отчаянии, в надежде, страхе, горе». Она взывает к своим богам, укоряет их: доколе они будут терпеть беды и стоны своего народа – «везде насилие, грабительство, обман». Почему они равнодушно взирают, как наглые завоеватели насильно вводят христианство? Появляется Мстислав. Он вовсе не похож теперь на жестокого завоевателя и наглого тирана. Он начинает с извинений, что явился, нарушив тем запрет Сорены. Мстислав говорит о своей пламенной любви, укоряет Сорену за её безучастность. В отчаянии взывает он к Сорене – чем заслужить её любовь? «Вернуть трон законному владельцу Замиру, оставить наши страны, забыть Сорену», – отвечает она. «Довольно! – прерывает княгиню Мстислав. – Ты велишь Мстиславу умереть! ». Он убеждает её в том, что не волен в своём чувстве: «Любовь, которой все подвластны смертны роды, / Владычица сердец, владычица природы! / Превыше всех страстей, законов и ума / Она в подсолнечной всему закон сама. / И мужество и честь бессильны перед нею... ». В ответ на искреннее признание Мстислава Сорена сочувственно замечает, что ничто не превзошло несчастную любовь в мучениях. «Ты невинен, – продолжает она, – но невинна и я. Я люблю Замира и не могу жить без него». Оставшись один, Мстислав ещё долго сокрушается над собственным бессилием. Зачем он рушил троны, лил кровь? Чтоб самому стать «рабом жены». Недостойно валяться в ногах у женщины. Он тщетно призывает себя вспомнить свой высокий жребий. Меж тем приближённый Замира Остан с отрядом половцев напал на стражу, пытаясь вызволить своих из неволи. Однако отряд разбит и тоже полонён. Сорена посылает служанку к Мстиславу с просьбой разрешить ей увидеться с Останом: только ему она поверит, что Замир погиб. Вводят пленных и среди них переодетого Замира. Он сменил платье, назвал себя Останом и сам повёл отряд, но был схвачен. Замир в слезах пересказывает Сорене, как был жестоко изранен, как едва остался жив, как укрывался в лесах, где его выходил верный слуга. За этой сценой зорко наблюдает слуга Мстислава Премысл. Он подробно пересказывает Мстиславу всё, что видел. Тот мгновенно догадывается, что в его руках сам Замир. Мстислав обуреваем ревностью и мщением, велит привести пленных, чтобы самому распознать Замира, и если это и вправду Замир, то смерть ждёт того, «кто смеет любить Сорену». Премысл вводит пленных. «Какие намерения имели вы, / Придя с оружием к подвластному мне граду? » – допрашивает Мстислав. Пленник сознаётся, что он – Замир, но ему не страшна смерть: жить в рабстве постыдней – «В ад пойду, злодея презирая». При последних словах вбегает Сорена. Она на коленях умоляет пощадить Замира; а коль уж Мстислав осудил его на смерть, пусть казнит и её – без мужа ей не жизнь. Мстислав не внемлет её мольбе. Понимая, что Замир обречён, Сорена решается на самоубийство. Зенида успокаивает её – ещё не время отчаиваться, ведь минуту назад она видела Замира живым. Сореной овладевает иная мысль – погибнуть, но отомстив врагу. Мстислав велит приготовить яд. Премысл докладывает, что повеление его выполнено, но урезонивает владыку – не дело царю быть убийцею. Мстислав не слышит мудреца, он задумывает очередное коварство: Замиру будет оставлена жизнь, но он должен стать христианином. Приняв другую веру, он перестанет считаться супругом Сорены. Ничего не подозревая, последняя приходит упрашивать Замира согласиться на условия царя. «Продать за жизнь свою закон, свободу, честь?! » – гневно отказывается Замир. Мстислав повелевает привести Замира ночью в церковь, надеясь, что, потрясённый великолепием христианского храма, Замир изменит своё решение. Обращённому в христианство половцу он вернёт и трон, и города, но Сорена уже не будет его женой, и Мстислав получит её как награду. Премысл убеждает его не совершать коварства и перед ликом Божества явить великодушие – истинную доблесть царей и героев. Премысл молит богов укрепить царя в добром его произволении. Ночь, площадь перед храмом. Является Сорена. Она решилась на убийство тирана. Из своего укрытия она видит, как в храм входит Промысл, и догадывается, что Мстислав тоже там. Тем лучше: церковь станет ему гробницей. Она прокрадывается в храм и в темноте поражает кинжалом тирана. На крики сбегаются люди, приносят факелы. Из храма выходят Мстислав и Премысл, за ними два воина ведут истекающего кровью Замира: в темноте кинжал Сорены поразил именно его. Мстислав рассказывает, что он вернул Замиру трон и города, а когда он, пересилив себя, произнёс: «Сорена твоя», то лишился чувств. Обрадованный же Замир бросился к выходу, где его настиг убийца. «Убийца – это я», – говорит Сорена и со словами: «Без страха, радостно иду я в вечну ночь» закалывает себя. Замир умирает. Николев. Розана и Любим Молодая крестьянская девушка Розана, дочь отставного солдата Излёта, любит отпущенного на волю дворового Любима. Их свадьба – давно решённое дело, осталось только переждать короткий летний пост и – под венец. Однако на Розану давно уже посматривает местный барин Щедров и ищет случая открыть ей свою любовь. Пьеса открывается бесхитростной песенкой, которую поёт Розана: она принесла завтрак Любиму. Тот живёт у дяди-рыбака и тоже промышляет рыбной ловлей. «Бедненькой, – жалеет она любимого. – Я чаю, он теперь измок, устал, проголодался < …> Как мне без него скучно... Кажется, что всё около меня грустит и всё, словно перед ненастьем, насупилось... ». С утренней охоты возвращается барин Щедров: со своими псарями и сворами гончих он переезжает деревянный мосток через реку. Розана пугается чужих мужчин и прячется в соседней рощице. Щедров подъезжает, беседует с лесником Семёном и, желая, чтобы тот помог ему в делах любви, велит поднести Семёну водки. Известный любитель гулянок Семён тронут щедростью барина и после второго стакана обещает ему всяческую помощь. Охотники отъезжают. На лодке подплывают рыбаки. Любим вытаскивает на берег сети и утренний улов, сегодня ему необыкновенно везло, часть улова он продал на месте. Розана выходит из своего укрытия, рассматривает пойманную рыбу и любуется ею: «Ах, лещик, лещик! Какой же узорочный, словно золотой! Голубчик мой! Он мне жалок, пустим его опять в реку! ». Любим её поправляет: «Ему весело, что ты на него любуешься, Розанушка! В твоих руках всякая вещь веселится! ». Но Розана улучает миг и действительно выпускает леща снова в реку. Эту идиллию нарушает возвращение охотников: у Щедрова остановились часы, и потому он пропустил время возвращения на обед, но он даже доволен: есть повод пообщаться с пьяницей лесником Семёном и повыспросить у того что-нибудь о приглянувшейся ему сельской красавице. Лесник и в самом деле тут, на поляне, рубит хворост. Щедров велит в третий раз поднести ему вина, на что тот одобрительно замечает: «я, де, мол люблю Троицу». Барин подробно расспрашивает о Розане и под конец просит лесника помочь ему увидеться с девицей. Лесник молчаливо показывает знаками на шалаш, в котором Розана и Любим спрятались, решив переждать нежелательную встречу с охотниками. Щедров смекает, что девушка здесь, заставляет влюблённых выйти и начинает кокетничать с Розаной. Любим всё более деревенеет от игривого разговора девушки с барином и уныло тянет Розану за рукав: «пойдём, мол, отсюда», но Розана бесстрашно вступает в обмен колкостями, а её остроумные ответы ещё более распаляют любовный жар Щедрова. «Ты прекрасна, как солнце! » – восхищённо восклицает Щедров. «Смотри, не обожгись, барин», – подзадоривает девушка. «Так ты ещё и подсмеиваешься, неблагодарная Розана! Я так грустил, мучился, я нарочно за тем сюда приехал, чтобы тебя увидеть! » – «С собаками-то?! – бойко парирует Розана. – Да нешто я заяц? ». Щедров приглашает её к себе, обещает одарить, сделать госпожою. «Господа < …> ничего долго не любят. Так зачем же мне из веселья да в скуку?! » – «Я влюблён в тебя до смерти! » – уверяет в запальчивости барин. «Нет, – ответствует ему крестьянка, – не верю... ». «Ах, как хороша! Дай я тебя расцелую! » – бросается к ней Щедров. Но тут уже не выдерживает Любим. Понимая, что игра зашла далеко, он настойчиво предлагает Розане уйти. «А это ещё кто такой? » – «Мой любимый! » – гордо отвечает Розана. «Неужели ты его предпочтёшь мне? ». В ответ Розана начинает расхваливать своего жениха. Взбешённый барин приказывает псарям затолкать девушку в свою карету, а Любима держать, пока они не отъедут на приличное расстояние. Девушку увозят, псари крепко удерживают Любима. Лесник же настроен весело, поёт прибаутки, на вырученные за помощь барину деньги он приобрёл большую бутыль вина, шутливо и церемонно раскланивается перед нею, называя «своей хозяюшкой». В завершение он философически замечает: «Нет, кто выдумал хмельное, тот куды разумен был! ». Появляется сестра Розаны Милена, а почти следом за нею их отец, отставной солдат Излёт. Они пытают лесника, не знает ли он что-нибудь про Розану. Тот не сразу, но всё-таки проговаривается, что её увёз соседский барин. Излёт сокрушается: «Честной и хвальный сосед во всём околотке?! Вот добродетель знатных бояр: коли не разоряют соседей, так увозят девок!.. Не христианин! Не знает, что честь так же дорога и нам!.. ». Семён его урезонивает: «Что ты причитаешь! Она, может, в госпожах будет жить, а ты воешь – как над мёртвой!.. » – «Мне бы легче видеть её во гробе, – сокрушённо говорит Излёт, – нежели в позоре». Излёт решает искать управу над хищником: «Я видал и Государей, я проливал за них кровь мою... Я и на дворянина суд найду. Небось затрясётся и дворянин с таким делом встать перед судом земного бога!.. Нам Царица – та же мать», – заключает Излёт. Лесник скрепя сердце соглашается идти помогать своему сородичу вызволять Розану. Но резонно прибавляет, «что до Бога высоко, а до царя далеко».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|