Гармония между разными видами. И все же главная героиня способна ошибаться. Дзё Хисаиси, постоянный композитор
Гармония между разными видами
Люди боятся гигантских Ому, которые нападают только тогда, когда их потревожили (экстренное приземление на их заброшенное гнездо), когда им угрожают (выстрелы Юпы, который пытался помочь Тето в начале фильма, приняв его за человеческого детеныша) или когда их провоцируют (приманка на раненного человеком детеныша Ому, которого привели из Физитов в Долину ветров, чтобы атаковать тольмекийцев). Тем не менее Ому обладают умением исцелять и дважды помогают Навсикае в конце фильма. Интересно отметить, что в финальных раскадровках фильм должен был закончиться сценой Навсикаи с Ому. Продюсеры Исао Такахата и Тосио Судзуки убедили Миядзаки превознести ее до героини из легенды, добавив эпизоды с ее гибелью и последующим воскрешением. Ому, которым удается вернуть Навсикаю к жизни, своими действиями доказывают: она – та самая спасительница рода людского из древнего пророчества. Навсикая видит в живых существах за их жуткой внешностью настоящую красоту, защищает от поверхностного истолкования их сущности и не единожды без колебаний жертвует собой ради тех, кого любит. Навсикая снимает маску в Фукае, чтобы поговорить с мужчинами своего народа, травмирует ногу в кислотном озере, лишь бы защитить детеныша Ому, и, конечно, становится перед полчищами Ому, которые прорвались к Долине ветров. Связь, которая устанавливается между Навсикаей и детенышем Ому еще в детстве (о чем мы догадываемся из флешбэка), и есть тот «мостик» между человечеством и природой – в основе гармоничных межвидовых отношений лежит коммуникация. Как это было показано во многих частях фильма, у Ому, бесспорно, коллективное сознание, так что, возможно, у них есть общее воспоминание о Навсикае, которая не представляла для них угрозы. Храбрый поступок героини отзывается во всех Ому.
И все же главная героиня способна ошибаться
Храбрая, решительная, полная любви и априори бесстрашная, Навсикая в то же время остается слабой: она, ослепленная яростью, расправляется с убийцами своего отца, а затем начинает бояться той части себя, которая не поддается контролю. Навсикая – не идеальная героиня, которую легко можно было бы создать. Она находит очень любопытное alter ego в образе Ксяны, обретающее новую глубину в сравнении с Эбоси из «Принцессы Мононоке», которая становится не просто типичной противоположностью, но персонажем, отличающимся во всем, особенно в своих мотивациях (ее близкие были истреблены гигантскими насекомыми). Навсикая, многогранная и харизматичная, представляет японской публике очень сильный женский образ в культуре манги и анимации – до сих пор женщинам (и это все еще актуально даже сейчас, более чем 30 лет спустя с момента появления героини) не доставалось таких ценностно значимых ролей. Все было не напрасно: жизнь возвращается в привычное русло. Французский художник Жан Жиро, также известный как Мёбиус (1938–2012), который открыл для себя этот фильм в 1980 году, был так впечатлен работой Миядзаки и этим персонажем, что решил назвать свою дочку Навсикаей.
Дзё Хисаиси, постоянный композитор Его настоящее имя Мамору Фудзисава (藤 澤 守 ), он родился 6 декабря 1950 года в г. Нагано. В пять лет начал учиться игре на скрипке и с тех пор начал проявлять большой интерес к музыке. В 1969 году Мамору поступает в музыкальный университет Кунитачи в Большом Токио для прохождения обучения по специальности композитор. Одним из его учителей становится Такэо Ватанабэ – известный автор саундтреков к аниме‑ сериалам (именно он написал музыку для Cutie Honey). Дебютом молодого композитора стал мультипликационный и довольно личный сериал Giatrus, вышедший в 1974 году. За ним были и другие второстепенные аниме, которые позволили ему «набить руку». Первый публичный концерт Фудзисавы состоялся в 1975 году. В последующие годы он совершенствует свой стиль, черпая вдохновение в электронной музыке и музыке нью‑ эйдж[41], которая, благодаря группе Yellow Magic Orchestra была на тот момент в Японии в моде. Фудзисава ищет свой стиль: сначала он – приверженец минимализма, позже уходит в симфонизм. Свой первый альбом MKWAJU музыкант выпускает в 1981 году и берет псевдоним Дзё Хисаиси (久 石 譲 ) – он фонетически имитирует имя знаменитого американского трубача Куинси Джонса[42]. В 1982 году он выпускает Information – второй альбом в жанре минималистичный элекропоп.
В 1983 году Tokuma приглашает Хисаиси написать музыку к «Навискае из Долины ветров»; совместная работа с Миядзаки положила начало их крепкой дружбе. Впоследствии Хисаиси будет работать над всеми полнометражными лентами режиссера[43]. Одновременно с этим Мамору продолжал сочинять для многочисленных телевизионных программ и кинофильмов, среди которых «Гандам», «Доходный дом Иккоку», «Капризы Апельсиновой улицы», а также ряд фильмов актера и режиссера Такеши Китано: «Сонатина», «Фейерверк», «Кикудзиро», «Брат якудзы» и «Куклы». В 1988 году Хисаиси создал свой собственный лейбл и продолжил карьеру сольного исполнителя, совмещая ее с карьерой кинокомпозитора. В том же году ему доверяют музыкальное оформление церемонии открытия Зимних паралимпийских игр 1998 года в Нагано, его родном регионе. В 2001 году на экраны выходит его собственный фильм «Квартет», который был тепло встречен критиками. Тогда же Хисаиси пишет музыку для французского фильма Оливье Даана «Мальчик с пальчик». В августе 2008 года он работает над концертом, приуроченным к его двадцатипятилетнему сотрудничеству с Хаяо Миядзаки. За дирижерский пульт нового филармонического оркестра Японии (World Dream Orchestra) встал сам Дзё Хисаиси. В 2011 году Хисаиси сочинил музыку для видеоигры Ni no Kuni, над которой работала студия Ghibli (без Миядзаки), затем, в 2018 году, для ее продолжения Ni no Kuni II. В 2013 году он впервые работал с Исао Такахатой над саундтреком к «Сказанию о принцессе Кагуя». В июне того же года его избрали кандидатом в члены Американской академии кинематографических искусств и наук за вклад в кинопроизводство. Хисаиси много раз давал концерты в Париже, сначала в Парижском Дворце конгрессов в 2017 году, затем в Парижской филармонии в феврале 2019 года.
Плодотворный композитор, выдающийся пианист и дирижер, Хисаиси удостоен множества наград за свои произведения, среди которых семь наград Премии Японской киноакадемии (аналога «Оскара» или «Сезара») в период с 1992 по 2011 год, а также почетная медаль от правительства Японии. За свою карьеру он написал более ста альбомов и даже два романа. С Миядзаки Дзё Хисаиси работал всегда в одном стиле. Поскольку производство длилось в целом от двух до трех лет, композитор сначала создавал «альбом по картинкам», опираясь на сюжет и заданную режиссером тематику. Эти первые зарисовки позволяли Миядзаки «примеривать» музыку к будущему фильму и учитывать ее потребности. В самом конце работы над фильмом под контролем режиссера и композитора готовые музыкальные треки накладываются на последовательность кадров и привязываются к ритму. Хисаиси существенным образом повлиял на восприятие фильмов Миядзаки, создав настоящую синергию изображения и звука. Саундтреки композитора придают картинке динамику, расставляют акценты, усиливают поэтический аспект того, что демонстрируется на экране. Одна из сильных сторон саундтреков Дзё Хисаиси заключается в том, что они прекрасно существуют в отрыве от фильмов, для которых были сочинены. Его стиль характеризует сочетание японских и западных элементов – он не боится пафоса традиционных инструментов и в то же время питает особую любовь к свободному звучанию, которое предлагает фортепиано. Творчество Хисаиси ценится настолько высоко, что его вступительный саундтрек к «Моему соседу Тоторо» даже стал гимном японских детских садов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|