Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хидэаки Анно, верный друг. Мой сосед Тоторо (1988). Фильм, который поначалу считали второстепенным




Хидэаки Анно, верный друг

Хидэаки Анно (庵 野 秀 明 ) родился 22 мая 1960 года в городе Убе на западе Японии. Интерес к анимации у него появился еще в школьные годы. Анно отучился в Осакском университете, стал мультипликатором и в 1982 году вместе со своими студенческими друзьями, среди которых был и Ёсиюки Садамото, основал студию Daicon Film. В 1983 году Хидэаки откликнулся на объявление, появившееся в журнале Animage, в котором говорилось о поиске аниматоров для разработки концепции фильма «Навсикая из Долины ветров». Анно встретился с Миядзаки, который, ознакомившись с его эскизами, нанимает его, доверяя разработку ключевых сцен – пробуждение гигантских воинствующих божеств в финальной части фильма. В 1985 году он решает не присоединяться к Ghibli, а сосредоточиться на своей карьере и стать ведущим мультипликатором – для этого он переименовывает Daico в Gainax. Анно руководит выпуском анимационных фильмов, которые обретают популярность: «Ганбастер: Дотянись до неба» (1988 г. ), «Надя с загадочного моря» (с 1990 по 1991 г. ), имевший общие корни с «Небесным замком Лапута» (автором идеи был Миядзаки). После депрессии[47], продолжавшейся четыре года, Анно берется за выпуск нового сериала, который становится его определяющим проектом и в который он добавляет много личного и духовного: «Евангелион» (1995 г. ). Аниме быстро становится одним из культовых сериалов в японской анимации и до сих пор считается эталонным. В последних двух эпизодах сериала весьма двусмысленно раскрывается личность главного героя, что вызвало ярость многочисленных фанатов. Поэтому в 1997 году студия выпустила «Конец Евангелиона» с измененным финалом, в котором Хидэаки Анно использует неоднозначный подход. В заключение включены текстовые вставки, предвозвещающие вымышленную смерть. Эти дополнения привели в ярость фанатов после выхода двадцать шестой, и последней, серии этого сериала.

Позже под руководством Анно в Gainax вышло множество проектов, среди которых были аниме‑ сериал «Он и она и их обстоятельства» (1998 г. ), игровое кино «Любовь и попса» (1998 г. ) по роману Рю Мураками и полный метр «Милашка Хани» (2004 г. ). С 2001 года Анно принимал участие в работе над короткометражками для музея Ghibli, над некоторыми из которых он трудился вместе с Миядзаки. В апреле 2002 года он женился на Моёко Анно – мангаке‑ любительнице моложе его на 11 лет, которая известна в первую очередь благодаря «Сладким‑ сладким чарам» (японское название манги – «Sugar Sugar Rune»). В конце лета 2006 года он основал студию Khara, которая выпустила тетралогию фильмов, ставших ремейком «Евангелиона» (первые три вышли в 2007, 2009 и 2012 гг. соответственно[48]). Через год он официально уходит из Gainax.

В 2012 году Анно режиссирует короткометражку, выпущенную Ghibli, в которой игровые сцены сочетаются с компьютерными эффектами, инсценирующими атаку гигантского воина на Токио. В 2013 году по просьбе Миядзаки, которого зачастую подводили профессиональные дублеры (они слишком старались, но на пробах никому из них так и не удалось передать внутренний мир героя. – Прим. ред. ), он озвучивает Дзиро в картине Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Затем Анно вместе со своим другом Синдзи Хигути работает над постановкой новой игровой ленты об одном из наиболее известных в японском кинематографе монстров – Годзилле. Фильм «Годзилла: Возвращение» вышел в 2016 году.

Хидэзаки Анно называет себя агностиком[49], однако это не мешает ему говорить, что синтоизм, для которого характерно одушевление всего, наиболее близок его собственным взглядам. Режиссер придерживается вегетарианства, как многие его персонажи (например, Надя и Рей Аянами). Анно с большим уважением относится к Хаяо Миядзаки и признается, что считает его своим духовным отцом. Это уважение взаимно – мастер был впечатлен работой Анно в эпизоде с Титаном в «Навсикае из Долины ветров».

 

 

Мой сосед Тоторо (1988)

 

Фильм, который поначалу считали второстепенным

 

«Мой сосед Тоторо» – это четвертый фильм, созданный Миядзаки, не менее фантастический, чем предшествующие, но, без сомнения, менее эпичный и более созерцательный. Фантасмагорическая составляющая выходит здесь на первый план, хотя раньше она была «скрыта» Миядзаки за сюжетными поворотами.

Ввиду своей непохожести на остальные творения Миядзаки (здесь нет ощутимых противоречий между главными героями, нет цели, которую нужно достичь) о фильме «Мой сосед Тоторо» часто говорят как о фильме для детей, стоящем в стороне от прочих анимационных лент мастера. В действительности, конечно, все не так просто, но это объясняет, почему студии Ghibli было сложно продать фильм дистрибьюторам. Продюсеры колебались и решили выпустить в прокат фильм «Мой сосед Тоторо» одновременно с «Могилой светлячков» Исао Такахаты, чтобы минимизировать риски.

Несмотря на то что количество проданных билетов нельзя назвать впечатляющим (за 5 недель проката фильм посмотрело немногим больше 800 000 зрителей), «Мой сосед Тоторо» пришелся по душе как юным зрителям, так и взрослым, ностальгирующим по детству и летним каникулам, проведенным на природе[50]. Популярность фильма и его главных героев резко возросла в 1990 году, когда «Моего соседа Тоторо» показали по японскому телевидению. Впервые за время существования Ghibli запускает коммерческую продукцию по мотивам мультфильма, в первую очередь – плюшевых игрушек Тоторо, которые сразу же начали пользоваться спросом, способствуя росту благосостояния студии. По признанию самой студии, благодаря сувенирной продукции «Мой сосед Тоторо» стал их самым прибыльным фильмом. Символ Ghibli, Тоторо со временем стал логотипом студии. А его главную песню Sanpo – Watashi ha genki по сей день учат и исполняют в некоторых японских детских садах и начальных школах, особенно на праздниках. Существует даже астероид под именем Totoro (№ 10160), открытый 31 декабря 1994 года Такао Кобаяси и находящийся между Марсом и Юпитером. Кобаяси открыл и другой астероид – Miyazakihayao № 8883.

«Мой сосед Тоторо» весьма автобиографичен. В артбуке к фильму Миядзаки рассказал следующее: предполагалось, что эта история происходила в 1950‑ е годы (на которые пришлись его детство и юность). По фильму ясно, что мать Сацуки и Мэй страдает от туберкулеза, это объясняет, почему ее поместили в клинику Шичикокуяма, известную в то время лечением этого заболевания. (Кстати, мать Миядзаки на протяжении долгих лет боролась с той же болезнью, когда Хаяо был еще ребенком. ) Он тоже вырос в городе Токородзава в префектуре Сайтама, всего в нескольких десятках километров к северо‑ западу от столицы, в так называемом Большом Токио. Дом, в котором поселилась семья героев, чтобы быть ближе к больной матери, находится в трех часах ходьбы от больницы, то есть примерно в 15 км. Отец девочек, профессор археологии, работает в Токийском университете, куда он должен ездить каждый день.

Важно отметить и два других источника вдохновения для «Моего соседа Тоторо». Во‑ первых, это «Панда большая и маленькая», которую во многом можно рассматривать как черновик к «Моему соседу Тоторо». Во‑ вторых, это «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла – «родство» ощущается и в обнаружении [таинственного] прохода, и в сцене падения Мэй, которая, подобно Алисе, следующей за белым кроликом и падающей в нору – вход в сказочный мир, скатывается по камфорному дереву в логово Тоторо. Наконец, улыбка Котобуса поразительным образом напоминает знаменитую улыбку Чеширского кота.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...